11RS0001-01-2024-003973-08 Дело № 2-4074/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф,
при секретаре Мусановой Д.А.,
с участием:
представителя истца Боровлева Г.А.,
представителя ответчика Кислицина И.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 18 сентября 2024 года гражданское дело по иску администрации МО ГО «Сыктывкар» к ООО «ДОМКОМ» об обязании организовать на территории МКД место для сбора твёрдых коммунальных отходов, обратиться с заявлением для согласования мест для сбора твёрдых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «ДОМКОМ» о возложении обязанности организовать на территории многоквартирного ... место для сбора твердых коммунальных отходов и обратиться в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением для его согласования, указав, что ответчик не организовал надлежащего места для сбора и временного накопления твердых коммунальных отходов на территории, прилегающей к дому, находящемуся в его управлении.
Определением суда от 11.03.2023 к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований привлечены ООО «Региональный оператор Севера», УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал.
Представитель ответчика просил в иске отказать, ссылаясь на отсутствие согласования уполномоченных органов в размещении площадки для сбора ТКО на придомовой территории многоквартирного ....
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в суд своего представителя не направило, в письменном ответе от ** ** ** №... указано на отсутствие правовых оснований для дачи заключения.
Третьи лица в суд не явились, извещены надлежаще. Представитель третьего лица ООО «Региональный оператор Севера» указал, что на территории МКД №... по ... надлежащего места для накопления ТКО не имеется.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке его участников.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
На основании п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2013 года №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в который помимо прочего входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26 (1)).
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм. (пункт 3.7.2 ).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года №64, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мет отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
Судом установлено, что ответчик осуществляют управление многоквартирным домом №... по .... Место сбора ТКО для жителей этого многоквартирного дома на придомовой территории ответчиком не организовано.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22 апреля 2019 года №4/1149 «Об утверждении реестра контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар» контейнерная площадка для сбора ТКО возле дома ... включена в реестр контейнерных площадок (пункт ... реестра). Собственником данной контейнерной площадки указана администрация МО ГО «Сыктывкар».
Расходы по обслуживанию места накопления ТКО включены в Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного ..., являющийся приложением к договору управления многоквартирным домом от ** ** ** №..., заключенному собственниками помещений многоквартирного дома с ответчиком.
Решение об обустройстве контейнерной площадки для сбора ТКО собственниками помещений многоквартирного ... не принято (вопросы ... протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от ** ** ** №...)
Установлено, что ** ** ** ответчик обратился к истцу, а также к обслуживающим сети и коммуникации города организациям (... с заявлением о согласовании места накопления ТКО.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» в установленные сроки обращение ответчика по существу не рассмотрела, на момент вынесения судом настоящего решения согласование истца либо отказ в его предоставлении в части организации места для сбора ТКО на территории многоквартирного ... отсутствует.
Письмом от ** ** ** ... отказал ответчику в расположении места накопления ТКО в районе жилого здания по адресу: ... согласно приложенной заявителем схеме, по мотиву расположенная данного места в охранной зоне кабельных линий напряжением 0,4 кВ.
Письмом от ** ** ** ... отказало ответчику в согласовании установки объекта «контейнерная площадка (место накопления ТКО) по адресу: ...» по мотиву попадания названного объекта в охранную зону тепловой сети Ду 200 мм от тепловой камеры ... до тепловой камеры ..., принадлежащей ... Указано, что в случае установки такого объекта филиалом будет инициировано судебное разбирательство по устранению нарушений требований безопасности эксплуатации тепловых сетей.
Доказательства возможного размещения места для сбора ТКО на территории многоквартирного дома № ... без нарушения требований законодательства об установлении охранных зон сетей в материалы дела не представлены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, оснований для удовлетворения требований администрации МО ГО «Сыктывкар» суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) в удовлетворении исковых требований к ООО «Домком» (...) о возложении обязанности организовать на территории многоквартирного дома № ... место для сбора твердых коммунальных отходов и обратиться в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением для его согласования.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Губаева Д.Ф.
Мотивированное решение составлено 02.10.2024