Дело № 2а-1659/2020
УИД 62RS0001-01-2020-002589-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2020 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Кураева О.В.,
при секретаре Борисовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Мешкову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, транспортному налогу за <данные изъяты> год, пеней по транспортному налогу, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за <данные изъяты> год, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за <данные изъяты> год,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Мешкову С.А. о взыскании задолженности:
- по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год;
- по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год;
- пеней по транспортному налогу;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ год;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ год.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Мешков С.А. в ДД.ММ.ГГГГ году являлся владельцем на праве собственности 1/1 доли квартиры по адресу: <адрес>, и транспортных средств – легковых автомобилей: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 115 л.с., и <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 104 л.с. Последним транспортным средством Мешков С.А. владел на протяжении ДД.ММ.ГГГГ года.
При этом административный ответчик, являясь плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога, обязан был уплатить выявленный налоговым органом и начисленный налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год на основании направленного в его адрес налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой ответчиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога в установленный срок, налоговой инспекцией в адрес Мешкова С.А. направлено требование об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако административный ответчик до настоящего момента не исполнил обязанность по уплате налогов.
Задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты> рублей, по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ года - <данные изъяты> рублей (касательно автомобиля <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей, касательно автомобиля <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей).
В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога налоговым органом в порядке ст. 48 НК РФ произведено начисление пени административному ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копейки.
Также налоговый орган указал, что Мешков С.А. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанным статусом административный ответчик Мешков С.А. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
В соответствии с требованиями налогового законодательства Мешков С.А. при прекращении статуса индивидуального предпринимателя должен был произвести уплату страховых взносов не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе, однако не сделал этого.
В дальнейшем Мешков С.А. обязан был уплатить выявленные налоговым органом и начисленные ему страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ год на основании направленного в его адрес требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Однако Мешков С.А. не исполнил в добровольном порядке требование об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
Задолженность Мешкова С.А. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за указанный период ДД.ММ.ГГГГ года составила <данные изъяты> копейки.
Задолженность Мешкова С.А. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), за указанный период ДД.ММ.ГГГГ года составила <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 5 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани был вынесен судебный приказ № год о взыскании с должника Мешкова С.А. недоимки по указанным налогам, пени и по страховым взносам. Судебный приказ был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с возражениями должника.
Административный истец просит суд взыскать с Мешкова С.А.:
- задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей в доход бюджета г. Рязани;
- задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей;
- пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копейки;
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рубль;
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель административного истца и административный ответчик Мешков С.А. в судебное заседание не прибыли, были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Поскольку явка указанных лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
При этом не подлежит удовлетворению ходатайство административного истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, так как указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям превышает двадцать тысяч рублей.
Проверив материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На основании ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу п. 1 ст. 403 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры (п. 3 ст. 403 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса (п. 8 ст. 408 НК РФ).
Уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
В соответствии с решением Рязанской Городской Думы от 27.11.2014 года № 401-II (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) на территории города Рязани установлен налог на имущество физических лиц согласно главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации и введён в действие с 1 января 2015 года (п. 1). Объектом налогообложения признается имущество в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2). Определено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (п. 3). Установлены налоговые ставки по налогу, в том числе 0,25% в отношении квартир, частей квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых более 1,5 миллиона рублей, но не превышает 4 миллионов рублей.
В судебном заседании установлено, что Мешков С.А. в ДД.ММ.ГГГГ году являлся собственником недвижимого имущества: 1/1 доли квартиры по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью <данные изъяты> копейки, что подтверждается письмом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с правилами п. 8 ст. 408 НК РФ (более выгодными для налогоплательщика в данном случае) налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, исходя из кадастровой стоимости квартиры в размере <данные изъяты> рублей, который составил <данные изъяты> рублей.
Поскольку расчет недоимки по налогу на имущество физических лиц произведен административным истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из меньшей кадастровой стоимости квартиры, чем определен Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2015 № 8-II, то есть в данном случае в пользу административного ответчика, налоговые уведомление и требование составлялись с учетом сведений о кадастровой стоимости квартиры, имевшихся у налогового органа, самим административным ответчиком данный расчет не оспорен, то он принимается судом.
Кроме того в силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 357 НК РФ).
Автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектами налогообложения (ч. 1 ст. 358 НК РФ).
При этом налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (ст. 4 Закона Рязанской области от 22.11.2002 № 76-ОЗ).
Согласно п. 1, 2 ст. 361 НК РФ, ст. 2 Закона Рязанской области от 22.11.2002 года №76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения налоговых правоотношений) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Из содержания ст. 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то последний не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из п. 4 ст. 57 НК РФ следует, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что Мешков С.А. в ДД.ММ.ГГГГ году являлся владельцем на праве собственности транспортных средств:
– легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 115 л.с. (зарегистрирован за Мешковым С.А. ДД.ММ.ГГГГ);
– легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 104 л.с. (зарегистрирован за Мешковым С.А. ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом МРЭО ГИБДД УМВД России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из мощности двигателя указанных автомобилей и периода владения ими ответчиком, налоговым органом исчислен транспортный налог согласно установленной в ДД.ММ.ГГГГ году налоговой ставке <данные изъяты> рублей за 1 л.с. в общей сумме <данные изъяты> рублей (в связи с владением автомобилем <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей, в связи с владением автомобилем <данные изъяты> - <данные изъяты>).
Расчет недоимки по транспортному налогу произведен административным истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, не оспорен административным ответчиком, проверен судом и признан законным и обоснованным.
Проверяя правильность исчисления налогов в части страховых взносов, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частью 5 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Судом установлено, что Мешков С.А. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, и в соответствии с требованиями ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.
После прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Мешков С.А. налоговую обязанность, предусмотренную ч. 5 ст. 432 НК РФ, не выполнил, страховые взносы за истекший период ДД.ММ.ГГГГ года в течение 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе не уплатил. Из материалов дела усматривается, что на момент выявления недоимки налогоплательщик уже прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем у налогового органа отсутствовала возможность взыскания задолженности по страховым взносам в соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Мешкова С.А. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ год, составила <данные изъяты> копейки, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ год, составила <данные изъяты> рублей.
Расчет недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование произведен административным истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства (фиксированных сумм страховых взносов, установленных ст. 430 НК РФ, и точного количества дней в ДД.ММ.ГГГГ году, когда Мешков С.А. имел статус индивидуального предпринимателя), не оспорен административным ответчиком, проверен судом и признан законным и обоснованным.
Предпринимая меры сначала для получения и далее для принудительного взыскания налогов, налоговый орган совершил следующие действия.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес Мешкова С.А. направлено налоговое уведомление за № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом налоговым органом было указано на необходимость уплаты:
- налога на имущество физических лиц, в том числе, в связи с владением на праве собственности 1/1 доли квартиры по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей;
- транспортного налога в связи с владением на праве собственности автомобилем <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей и автомобилем <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются списком почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ по выявлению у налогоплательщика недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за <данные изъяты> год, в связи с неисполнением в добровольном порядке Мешковым С.А. обязанности по их уплате, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом административному ответчику заказным письмом направлено требование об уплате налогов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются списком почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ в связи с выявлением у налогоплательщика недоимки по страховым взносам налоговым органом Мешкову С.А. направлено требование об уплате № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются реестром полученной корреспонденции для доставки (заказ №) от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем административным ответчиком Мешковым С.А. указанные налоги (налог на имущество физических лиц, транспортный налог и пени), страховые взносы уплачены не были.
Из ответа УВМ УМВД России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что Мешков С.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Налоговые уведомление и требования были направлены Мешкову С.А. по этому адресу, что подтверждается списками отправленных заказных писем.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о недоимке и задолженности. Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Также судом установлено, что в силу того, что обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в установленный срок административным ответчиком выполнена не была, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ на недоимку начислены пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копеек.
Расчет пени налоговым органом произведен правильно, основан на представленных доказательствах, является арифметически верным, альтернативный расчет ответчиком не представлен.
Каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что у Мешкова С.А. отсутствовали объекты налогообложения (в том числе снятые с регистрационного учета в органе ГИБДД), обуславливающие уплату налога на имущество физических лиц и транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, либо, что административный ответчик имел право быть освобожденным от обязанности по уплате указанных видов налогов, того, что необходимая сумма налогов и пени была уплачена налогоплательщиком в бюджет, административным ответчиком суду представлено не было, хотя обязанность доказать указанные обстоятельства судом на него возлагалась на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
В силу приведенных выше норм налогового законодательства неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Пунктом 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
Приведенная норма п. 3 ст. 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Между тем относительно установленного в требовании № срока его исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ (по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> копейки; налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей), в силу п. 2 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истек ДД.ММ.ГГГГ. Однако налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока.
Кроме того, относительно установленного в требовании № срока его исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ (по страховым взносам в общем размере <данные изъяты> копеек), в силу п. 2 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истек ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, как указано выше, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть также с пропуском срока.
Сроки исполнения указанных требований подтверждены административным истцом в административном исковом заявлении. Как следует из материалов судебного приказа (дело №), заявление о вынесении судебного приказа было представлено мировому судье с нарочным впервые ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо ходатайств о восстановлении пропущенного срока в административном иске либо отдельно налоговым органом не заявлялось, в то время как на него было возложено бремя доказывания соблюдения сроков обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по налогам и страховым взносам, от участия в судебном заседании представитель административного истца уклонился без указания причин.
При указанных обстоятельствах суд считает, что истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогам за спорный период и страховым взносам, так как истек срок принятия решения об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ, заявление о вынесении судебного приказа направлено в суд за пределами установленного законом срока.
Суд приходит к выводу об имевшейся у налогового органа реальной возможности обратиться в суд до истечения установленного НК РФ пресекательного срока.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.
Большой объем работы сотрудников налоговых органов не является уважительной причиной пропуска процессуального срока, каких-либо доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, носящих исключительный характер и препятствующих обращению административному истцу в суд в установленном порядке, суду не представлено.
Пропуск срока давности взыскания налога, пени, страховых взносов является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░