Решение по делу № 2а-2251/2021 от 13.04.2021

Дело № 2а-2251/2021

91RS0024-01-2021-002296-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2021 года                                                              г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре          Толстиковой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Збарацкой Евгении Николаевне к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным, заинтересованные лица: Прокуратура города Ялта Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,

установил:

13.04.2021 года Збарацкая Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее – Департамент) со следующими требованиями: признании незаконными действия Департамента, направленных на снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер>; возложении на Департамент обязанность осуществить действия, направленные на восстановление государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер> в ранее установленных границах; признать незаконным и отменить постановление Администрации от 14.10.2020 года № 3328-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта от 31.08.2020 года №<номер>-п «О предоставлении в собственность Збарацкой Евгении Николаевне земельного участка площадью 500 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав». В обоснование своих требований истец указала, что решением Симеизского поселкового совета от 23.04.2010 года №45 ей дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,05 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома. Постановлением Администрации от 31.08.2020 №2757-п указанный земельный участок передан ей в собственность в порядке завершения оформления прав. Однако оспариваемым постановлением от 14.10.2020 года №3328-п Администрация отменила свое постановление 31.08.2020 года №2757-п. Каких-либо обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, в тексте постановления не приведено. Кроме того, по обращению ответчика земельный участок был снят с кадастрового учета. За защитой своих прав, свобод и законных интересов истец вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Прокуратура города Ялта Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В судебное заседание истец Збарацкая Е.Н. не явилась, представитель истца Лапченко-Врублевский А.А. представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Департамента Вьюгина Д.Д. также не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Оценив доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что решением Симеизского поселкового совета АР Крым от 23.04.2010 года №45 истцу Збарацкой Е.Н. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,050 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

26.08.2015 года указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером №<номер>.

Постановлением Администрации от 31.08.2020 года №2757-п земельный участок с кадастровым номером №<номер> передан в собственность Збарацкой Е.Н. в порядке завершения оформления прав.

Оспариваемым постановлением Администрации от 04.10.2020 года №3328-п постановление от 31.08.2020 года №2757-п отменено.

Согласно уведомлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 18.11.2020 года №КУВД-001/2020-22650242/1 земельный участок с кадастровым номером №<номер> снят с кадастрового учета.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года №739-0-0, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

Однако отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Кроме того, решения органов местного самоуправления должны быть предсказуемыми, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Оспариваемое постановление от 04.10.2020 года №3328-п об отмене постановления от 31.08.2020 года №2757-п указанным требованиям не соответствует. В нем отсутствует какое-либо мотивированное обоснование принятого решения, равно как и ссылки на обстоятельства, предусмотренные статьей 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», которые бы исключали предоставление земельного участка в порядке завершения оформления прав.

Из материалов дела следует, что поводом для отмены ранее принятого постановления явилось письмо Прокуратуры города Ялта Республики Крым от 19.08.2020 года №Исорг-2765-20, ссылка на которое содержится во вступительной части постановления от 04.10.2020 года №3328-п. В данном письме прокурор доводит до сведения Администрации, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> находится в границах первого пояса зоны санитарной охраны водозаборного объекта с кадастровым номером №<номер>, в связи с чем не может быть предоставлен истцу. Какие-либо документы, подтверждающие указанные обстоятельства, к письму не приложены.

Отменяя решение от 31.08.2020 года №2757-п, Администрация фактически согласилась с доводами прокурора, признала установленным нарушение при отчуждении земельного участка.

Между тем обращение прокурора не освобождало Администрацию от необходимости проверки сведений и выяснения всех обстоятельств дела, в том числе касающихся соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при отчуждении земельного участка. Само по себе обращение прокурора, не подтвержденное соответствующими доказательствами, не является основанием для отмены ранее принятого ненормативного правового акта.

Однако проверка по обращению прокурора Администрацией не проводилась, местонахождение земельного участка относительно водозаборного объекта не устанавливалось.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом дважды истребованы из Администрации документы, подтверждающие наличие оснований для отмены постановления от 31.08.2020 года №2757-п. Судебные запросы оставлены Администрацией без исполнения, какие-либо документы в материалы дела не представлены. В судебное заседание представитель Администрации не явилась, представив письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Таким образом, ответчик уклонился от исполнения процессуальной обязанности, установленной частью 2 статьи 62 КАС РФ, по доказыванию законности принятого им решения.

Прокуратура города Ялта Республики Крым и ГУП РК «Водоканал Южного берега Крыма» также не представили суду документы, подтверждающие нахождение земельного участка с кадастровым номером №<номер> в границах первого пояса зоны санитарной охраны водозаборного объекта. По запросу суда о местонахождении земельного участка относительно водозаборного объекта ГУП РК «Водоканал Южного берега Крыма» сообщило, что границы зоны санитарной охраны для водозаборного объекта с кадастровым номером №<номер> не определены (письмо от 07.06.2021 года №756/2.1.1.1/исх.ю.-21).

При таких обстоятельствах постановление Администрации от 04.10.2020 года №3328-п нельзя признать законным.

Срок обращения истца в суд не является пропущенным, поскольку о вынесении постановления от 04.10.2020 года №3328-п истец узнала не ранее 26.02.2021 года из письма Администрации от 26.02.2021 года №03-17/333. Сведения о вручении истцу копии постановления до указанной даты ответчиком не представлены.

Вместе с тем суд отклоняет требования истца о признании незаконными действий Департамента, направленных на снятие земельного участка с кадастрового учета, поскольку указанные действия было осуществлены Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на основании заявления Администрации.

Требование истца о возложении на Департамент обязанности осуществить действия, направленные на восстановление государственного кадастрового учета земельного участка, также не подлежит удовлетворению, как неисполнимое. Возможность восстановления кадастрового учета объекта недвижимости с ранее существовавшим кадастровым номером (изменения статуса записи о земельном участке в ЕГРН с «архивный» на «актуальный») по заявлению правообладателя действующим законодательством не предусмотрена.

    В соответствии со ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Администрации в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последней при подаче иска, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск Збарацкой Евгении Николаевны – удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 14 октября 2020 года № 3328-п «Об отмене постановления Администрации города Ялта от 31.08.2020 года № 2757-п «О предоставлении в собственность Збарацкой Евгении Николаевне земельного участка площадью 500 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав».

В остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу Збарацкой Евгении Николаевны расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                                А.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 24 июня 2021 года.

2а-2251/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Збарацкая Евгения Николаевна
Ответчики
Администрация г. Ялта РК
ДИЗО Администрации г. Ялта
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Лапченко-Врублевский Александр Александрович
Прокуратура г. Ялта
ГУП РК "Водоканал Южного берега Крым"
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Алтунин Александр Витальевич
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация административного искового заявления
13.04.2021Передача материалов судье
13.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее