Дело № 2а-904/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2021 года г.Торжок
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Куликовой Ю.В.,
при секретаре Белоус Е.Г.,
с участием представителя административного истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора Герасимова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложении обязанности разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент,
у с т а н о в и л:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложении обязанности разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент.
В обоснование заявленных требований указал, что Торжокской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальной услуги, так в нарушении ст. 2, п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 11, п.7 ст. 39.5 ЗК РФ, администрацией Рудниковского сельского поселения не приняты меры по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации поселения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Отдельными категориями граждан в рассматриваемом случае, являются граждане, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы. Отсутствие административного регламента влечет за собой нарушение прав граждан-потребителей муниципальной услуги.
Просит суд признать бездействие администрации Рудниковского сельского поселения в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложить обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в установленный ч.9 ст.227 КАС РФ уведомить суд и Торжокскую межрайонную прокуратуру.
Представитель истца - помощник Торжокского межрайонного прокурора Герасимов С.И. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме с учетом уточнений, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, возражений относительно исковых требований не выразил.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Торжокского района Тверской области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть последнее в свое отсутствие.
В силу положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по вопросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с требованиями п.7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом, п.7 ст. 39.5 ЗК РФ является отсылочной нормой, которая указывает на положения Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
Согласно п.4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» следует, что внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, то есть распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, есть ни что иное, как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, то есть является муниципальной услугой.
Предоставление муниципальной услуги по внеочередному предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно является одной из возложенных на администрацию муниципального образования функций, цель реализации которой заключается в удовлетворении потребностей физического лица, относящегося к названной категории граждан.
На органы, предоставляющие муниципальные услуги, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена обязанность предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Из статьи 13 названного Федерального закона следует, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1), порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15).
Структура административного регламента, стандарт предоставления муниципальной услуги предусмотрены статьей 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В качестве основных целей административного регламента выступают повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, складывающихся при предоставлении муниципальной услуги, реализация прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, формирование для инвалидов на территории сельского поселения доступной и благоприятной среды, улучшение качества их жизни.
Администрацией Рудниковского сельского поселения факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, не оспаривался.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной прокуратурой проверкой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка предоставления земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, вследствие чего лица, относящиеся к названной категории граждан, лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку бездействие ответчика по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор. Поэтому срок, требуемый административным истцом для исполнения административным ответчиком возложенной обязанности, суд считает разумным и достаточным.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, об исполнении возложенной на него обязанности, административный ответчик, в силу закона, должен сообщить административному истцу и в суд, следовательно, в данной части требования Торжокского межрайонного прокурора также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложении обязанности разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно.
Возложить обязанность на администрацию Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области разработать, утвердить и разместить на официальном сайте администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в течение одного месяца с момента исполнения сообщить Торжокскому межрайонному прокурору и в суд.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2021 года.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-904/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2021 года г.Торжок
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Куликовой Ю.В.,
при секретаре Белоус Е.Г.,
с участием представителя административного истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора Герасимова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложении обязанности разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент,
у с т а н о в и л:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложении обязанности разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент.
В обоснование заявленных требований указал, что Торжокской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего предоставление муниципальной услуги, так в нарушении ст. 2, п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 11, п.7 ст. 39.5 ЗК РФ, администрацией Рудниковского сельского поселения не приняты меры по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации поселения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Отдельными категориями граждан в рассматриваемом случае, являются граждане, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы. Отсутствие административного регламента влечет за собой нарушение прав граждан-потребителей муниципальной услуги.
Просит суд признать бездействие администрации Рудниковского сельского поселения в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложить обязанность разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в установленный ч.9 ст.227 КАС РФ уведомить суд и Торжокскую межрайонную прокуратуру.
Представитель истца - помощник Торжокского межрайонного прокурора Герасимов С.И. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме с учетом уточнений, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, возражений относительно исковых требований не выразил.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Торжокского района Тверской области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть последнее в свое отсутствие.
В силу положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по вопросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с требованиями п.7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом, п.7 ст. 39.5 ЗК РФ является отсылочной нормой, которая указывает на положения Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
Согласно п.4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» следует, что внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, то есть распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, есть ни что иное, как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, то есть является муниципальной услугой.
Предоставление муниципальной услуги по внеочередному предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно является одной из возложенных на администрацию муниципального образования функций, цель реализации которой заключается в удовлетворении потребностей физического лица, относящегося к названной категории граждан.
На органы, предоставляющие муниципальные услуги, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена обязанность предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Из статьи 13 названного Федерального закона следует, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1), порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15).
Структура административного регламента, стандарт предоставления муниципальной услуги предусмотрены статьей 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В качестве основных целей административного регламента выступают повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, складывающихся при предоставлении муниципальной услуги, реализация прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, формирование для инвалидов на территории сельского поселения доступной и благоприятной среды, улучшение качества их жизни.
Администрацией Рудниковского сельского поселения факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственность отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, не оспаривался.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной прокуратурой проверкой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка предоставления земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, вследствие чего лица, относящиеся к названной категории граждан, лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку бездействие ответчика по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор. Поэтому срок, требуемый административным истцом для исполнения административным ответчиком возложенной обязанности, суд считает разумным и достаточным.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, об исполнении возложенной на него обязанности, административный ответчик, в силу закона, должен сообщить административному истцу и в суд, следовательно, в данной части требования Торжокского межрайонного прокурора также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно незаконным, возложении обязанности разработать, утвердить и разместить на официальном сайте указанный регламент удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области в части непринятия мер по разработке, утверждению и размещению на официальном сайте администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно.
Возложить обязанность на администрацию Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области разработать, утвердить и разместить на официальном сайте администрации Рудниковского сельского поселения Торжокского района Тверской области административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков гражданам, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы в собственность бесплатно, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в течение одного месяца с момента исполнения сообщить Торжокскому межрайонному прокурору и в суд.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2021 года.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
<данные изъяты>
<данные изъяты>