Решение по делу № 2а-399/2022 (2а-7973/2021;) от 18.08.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-013810-34 Дело № 2а-399/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Смолевой Ю.В.,

с участием административного истца Остапенко М.М., представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Поповой В.А., представителя Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», и.о. начальника Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Носовой Л.С., заинтересованного лица Остапенко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 16 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Остапенко Мариетты Мушеговны к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», и.о. начальника Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Носовой Л.С. о признании незаконными действий и отмене предписания,

установил:

Остапенко М.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными действий по вынесению и отмене предписания от 11.05.2021 № 3 в части возложения обязанности в установленный срок добровольного перемещения деревянного ограждения и металлического гаража в границы земельного участка с кадастровым номером ...

В порядке статей 41, 47 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», и.о. начальника Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Носова Л.С., ведущий специалист Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Филиппова И.В., в качестве заинтересованных лиц – Остапенко А.Е., Остапенко Т.А.

Ведущий специалист Филиппова И.В. с 24.09.2021 не работает в Управлении архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», в связи с чем произведена замена административного ответчика в порядке статьи 44 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала. Заинтересованное лицо просило удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар», Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», административного ответчика и.о. начальника Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Носовой Л.С. заявленные исковые требования не признала.

Заинтересованно лицо Остапенко Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

С учетом сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав доводы участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца, что также является правовым основанием для возложения на ответственных лиц соответствующей обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Установлено, что административному истцу и заинтересованным лицам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ...

Согласно сведениям ЕГРН площадь данного участка составляет 707 кв.м.

На основании распоряжения администрации МО ГО «Сыктывкар» от 19.03.2020 № 202-р проведена внеплановая выездная проверка, в рамках которой установлено, что деревянное ограждение (забор) и металлический гараж, расположенные по адресу: ..., на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

По результатам проверки составлен акт от 06.07.2020 № 09/1-005/000005 выявленных нарушений.

11.05.2021 Управлением архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» в адрес административного истца внесено предписание № 3 о добровольном перемещении ограждения и металлического гаража в границы земельного участка с кадастровым номером ...

Согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).

Из смысла пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ следует, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства РФ; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.

Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства РФ, к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.12.2015 № 12/4081 утвержден Порядок освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов, который действует на территории МО ГО «Сыктывкар» и регулирует порядок демонтажа (сноса) самовольно размещенных объектов, расположенных, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и (или) на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 07.10.2021 № 9/2021-127 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории МО ГО «Сыктывкар», согласно которому муниципальный земельный контроль на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением территории Эжвинского района) осуществляется администрацией МО ГО «Сыктывкар» в лице управления контроля администрации МО ГО «Сыктывкар» (пункт 3).

В соответствии с положением об Управлении контроля администрации МО ГО «Сыктывкар», управление контроля является функциональным органом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», обеспечивающим организацию и осуществление контрольных мероприятий (контроля) за деятельностью отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», муниципальных предприятий и учреждений, в отношении которых администрация МО ГО «Сыктывкар» осуществляет функции и полномочия учредителя, хозяйственных обществ, доля в уставном капитале которых принадлежит МО ГО «Сыктывкар».

Начальником Управления Контроля 23.04.2021 № 09/1-004/140 в адрес начальника Управления было направлено предложение по организации мероприятий, направленных на устранение нарушений незаконно установленного ограждения на землях государственная собственность которых не разграничена.

Согласно части 1.1. раздела 1 Решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 04.12.2013 № 20/2013-301 «Об утверждении Положения об Управлении архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», управление является отраслевым органом администрации МО ГО «Сыктывкар», входящим в структуру администрации МО ГО «Сыктывкар».

Согласно Порядку самовольно размещенный объект – это разборное или цельное временное (некапитальное) сооружение, предназначенное для хранения автотранспорта, без устройства фундамента, или объект, установленный (размещенный) на земельном участке (на территории МО ГО «Сыктывкар»), не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо установленный (размещенный) с нарушением правил его установки (размещения), либо расположенный на земельном участке, ранее предоставленном в аренду для размещения объекта, после прекращения (расторжения) договора аренды такого земельного участка (пункт 1.2).

В соответствии с пунктом 2.1.1. Порядка при обнаружении самовольного размещенного объекта любое лицо вправе письменно сообщить об этом в Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар».

Об обнаружении объекта составляет акт (пункт 2.1.2).

Администрация вправе выдать предписание о демонтаже (сносе) таких объектов (пункт 2.1.3).

В рамках проверки законности вынесенного предписания судом установлено, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17.11.2020 по делу № 2-6086/2020 Остапенко М.М., Остапенко А.Е. и Остапенко Т.А. отказано в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок, площадью 148 кв.м., предназначенного для обслуживания жилого дома по адресу: ...

При выяснении обстоятельств по данному делу установлено, что на момент предоставления административному истцу и заинтересованным лицам земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: ... фактически используемая ими площадь земель, которая определяется установленным забором, превышала площадь земельного участка, который был сформирован по результатам межевания и предоставлен истцам в собственность, что отражено и на утвержденном администрацией МО ГО «Сыктывкар» проекте границ земельного участка, и в межевом деле.

Нарушение земельного законодательства собственниками установлено.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.10.2021 административное исковое заявление Остапенко М.М., Остапенко А.Е., Остапенко Т.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования АМО ГО «Сыктывкар», первому заместителю руководителя АМО ГО «Сыктывкар» по вопросам архитектуры, городского строительства и землепользования, жилищно-коммунального хозяйства А.А. Можегову о признании незаконным отказа АМО ГО «Сыктывкар» от 29.12.2020 № 09-01/226209 (по заявлению об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ... возложении обязанности, - оставлено без удовлетворения.

Меры к освобождению самовольно занятых земельных участков принимает лицо, на которое возложена обязанность освободить их, в связи с чем, административным ответчиком в административного истца было обоснованно выдано предписание об устранении нарушений, в пределах своей компетенции.

Ссылки на нарушения, допущенные административным ответчиком при проведении проверки основано не ошибочном толковании норм действующего порядка проведения проверки. Проверка проведена в порядке осуществления муниципального земельного контроля по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соблюдение требований пунктов Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в отношении физических лиц на территории МО ГО «Сыктывкар», утв. Постановлением АМО ГО «Сыктывкар» от 18.03.2019 № 3/706, выездная проверка соблюдения требований законодательства осуществлялась на основании распоряжения уполномоченного лица, принятого по результатам оценки поступивших сведений о нарушении требований земельного законодательства, участие собственников земельного участка при осуществлении в рамках муниципального контроля мероприятий обеспечено, по итогам проверки после фотофиксации нарушений составлен акт, копия которого вручена собственникам земельного участка, выдано предписание.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решений, действий (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решений, действий (бездействия) незаконным.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке, установленном частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства, административным истцом не представлено.

Учитывая изложенное, придя к выводу, что выданное административным ответчиком предписание об устранение нарушений соответствует требованиям действующего законодательства и соответственно не нарушает права и свободы административного истца, оснований для удовлетворения требований административного иска не усматривает.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Остапенко Мариетты Мушеговны к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», и.о. начальника Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Носовой Л.С. о признании незаконными действий и отмене предписания от 11.05.2021 № 3 о добровольном перемещении ограждения в границы земельного участка с кадастровым номером ..., оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья          Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-399/2022 (2а-7973/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Остапенко Мариетта Мушеговна
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктыкар"
и.о. начальника Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Носова Л.С.
Управление архитектуры, городского строительства и землепользования АМО ГО Сыктывкар
Другие
Остапенко Александр Евгеньевич
Остапенко Татьяна Александровна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
19.08.2021Передача материалов судье
23.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
07.06.2022Производство по делу возобновлено
07.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
16.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее