Дело № 2-2736/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск                                 02 ноября 2017 года

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сахновой О.В.,

при секретаре Новосельцевой Ю.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Центрального административного округа города Омска к Ефимову Леониду, Прохоровой Г. В. о признании объекта самовольной постройкой,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что земельный участок с кадастровым номером зарегистрирован на праве собственности за Ефимовым Л., объект капитального строительства – 2-этажный жилой дом площадью 448,8 кв.м., расположенный на указанном земельном участке учтен в государственном кадастре недвижимого имущества с кадастровым номером .

Согласно акту обследования земельного участка Администрацией ЦАО г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером площадью 366 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, с видом разрешенного использования «для жилищных нужд, под строение, для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» расположен 2-этажный жилой дом, на фасаде здания размещена вывеска «Гостиничные услуги «У Галины».

В базе Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ответчик не значится.

Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска разрешение на строительство на данном земельном участке, в том числе, индивидуального жилого дома, не выдавалось.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель в отношении Прохоровой Г.В., которая в указанный период являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

На основании изложенного просит признать самовольной постройкой объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером площадью 366 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, возложить на ответчика обязанность за свой счет снести самовольно возведенный объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером площадью 366 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>.

В отзыве на исковое заявление ответчик Ефимов Л. просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь на то, что бывший собственник Прохорова Г.В. приобрела земельный участок, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером в соответствии с распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, а затем произвела реконструкцию жилого дома, расположенного на указанном земельном участке. В ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Прохоровой Г.В. был изготовлен технический паспорт жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ Прохорова Г.В. в упрощенном порядке зарегистрировала право собственности на жилой дом. Таким образом, Прохорова Г.В. предпринимала меры к легализации жилого дома. Сохранение жилого дома по адресу: <адрес> не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании представитель истца Вишнякова О.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования.

Представители ответчика Аржаникова Т.Л., Черняк А.В., действующие на основании доверенностей, возражали против иска.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участков процесса.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Положениями п. 11 ч.1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Главного управления по земельным ресурсам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Прохоровой Г.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель поселений, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером , площадью 366 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, для жилищных нужд.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ефимов Л. приобрел у Прохоровой Г.В. земельный участок с кадастровым номером площадью 366 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, с видом разрешенного использования «для жилищных нужд, под строение, для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки», а также расположенный на нем 2-этажный жилой дом площадью 448,8 кв.м. с кадастровым номером .

Право собственности Ефимова Л. в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Росреестра по Омской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права , , выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверочных мероприятий, проведенных Администрацией ЦАО г.Омска, согласно акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 366 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, с видом разрешенного использования «для жилищных нужд, под строение, для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» расположен 2-этажный жилой дом. На фасаде здания со стороны <адрес> размещена вывеска «Гостиничные услуги «У Галины». Разрешение на строительство не выдавалось. Прилегающая к указанному земельному участку территория находится в удовлетворительном состоянии (л.д.8).

Между тем, из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером следует, что его разрешенное использование – для жилищных нужд под строение.

В силу ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими специальными законами. После завершения строительства необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст.55 ГрК РФ).

При этом упрощенный порядок оформления права собственности на индивидуальный жилой дом, предусматривающий, что до 01.03.2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, п.4 ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего в период регистрации прав на спорный объект), ч.4 ст.8 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», не освобождает лицо, осуществляющее строительство индивидуального жилого дома, от необходимости получения разрешения на строительство, более того, от соблюдения градостроительных норм и правил. Пункт 17 ст.51 ГрК РФ, которым установлены случаи, не требующие получение разрешения на строительство, не содержит в своем перечне строительство индивидуального жилого дома.

Суд принимает во внимание, что отсутствие разрешения на строительство не может являться единственным признаком самовольной постройки, на что указано в п.26 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Вопрос о сохранении объекта, возведенного без получения соответствующего решения, подлежит разрешению с установлением обстоятельств соблюдения действующих строительных, градостроительных правил.

Согласно ст.2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженернотехнических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объемов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Конституционный Суд Российской Федерации определениями от 6 ноября 2003 года №387-0, от 15 июля 2010 года №931-0-0, от 25 февраля 2016 года №242-0 неоднократно отмечал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

С учетом этого Градостроительный кодекс РФ отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1). Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43).

Указанными положениями Градостроительного кодекса РФ реализуется принцип ЗК РФ, установленный в п. 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ.

Согласно п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). В силу ст.42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт «ю» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ) и в проекте межевания территории (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ), относящихся к документации по планировке территорий. Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ), а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года №150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года №18-30 «РДС 30-201-98». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.

Действующие красные линии должны быть обозначены на указанном чертеже красным цветом, а планируемые - черным с указанием сопровождающих надписей, размеров и использованием условных картографических знаков. Действующие красные линии, подлежащие отмене, - зачеркиваются (пункты 5.3.3, 5.3.4, 5.4, 5.6 Инструкции РДС 30-201-98).

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений (п.3.4 Инструкции по разработке градостроительной документации).

Из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций следует, что проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбив очный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац 4 подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

Согласно п.5 ст.41, ст.42 ГрК РФ, положений подраздела 3.2.1 «Проект планировки» раздела 3.2 «Градостроительная документация о застройке поселений» Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года №150, проект планировки является градостроительной документацией, разрабатываемой для частей территорий поселений для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки разрабатывается по заказу застройщиков или органом местного самоуправления в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии (план красных линий (основной чертеж) и разбивочный чертеж красных линий).

Во исполнение вышеуказанных требований градостроительного законодательства Решением Омского городского Совета №243 от 25.07.2007 года утвержден план муниципального образования городской округ г.Омск, Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года №201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ г.Омск Омской области, Постановлением Администрации г.Омска от 12 августа 2011 года №896-п утверждены проекты планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в частности проект планировки территории, расположенной в границах ул.Герцена.

Согласно представленному в материалы дела чертежу планировки территории, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах красных линий, в границах планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения Герцена, то есть на территории общего пользования. Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), где не допускается осуществление индивидуального строительства.

Согласно п.1.4.16 Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 года №22-п, границы улично-дорожной сети городских округов и поселений обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других территориальных зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.

Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков (п.1.4.18).

В материалы дела стороной истца представлено градостроительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размещение объекта на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070403:2002, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, не соответствует:

- Генеральному плану: объект расположен в зоне магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения Герцена;

- Правилам, так как участок расположен в двух территориальных зонах: зоне городского наземного транспорта (ИТ2), где индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками и гостиницы являются запрещенным видом пользования, в зоне жилой застройки высокой этажности (Ж4-1555), где гостиницы являются условно разрешенным видом использования;

- Проекту планировки территории, так как объект расположен в красных линиях, в границах планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения Герцена;

- ст.51 ГрК РФ, так как не получено разрешение на строительство объекта.

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольная постройка - жилой дом, другое строение, сооружение или мое недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Как разъяснено в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требований о его сносе.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие разрешения на возведение объекта капитального строительства - жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, возведение его на земельном участке, находящемся в границах красных линий на территории магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения Герцена, спорный объект капитального строительства - жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, соответствует признакам самовольной постройки, предусмотренным ст.222 ГК РФ.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 24 Постановления Пленyмa Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

На основании изложенного исковые требования Администрации ЦАО г.Омска подлежат удовлетворению. Указанный объект капитального строительства - жилой дом с кадастровым номером 55:36:040103:3846, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит сносу Ефимовым Л., Прохоровой Г.В. самостоятельно или за их счет.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджета г.Омска подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 167 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 366 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 366 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 07 ░░░░░░ 2017 ░░░░

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░

2-2736/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация ЦАО г. Омска
Ответчики
Прохорова Г.В.
Ефимов Леонид
Другие
Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Суд
Первомайский районный суд г. Омск
Дело на сайте суда
pervomaycourt.oms.sudrf.ru
15.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2017Передача материалов судье
18.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2017Подготовка дела (собеседование)
02.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2017Судебное заседание
02.11.2017Судебное заседание
07.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее