УИД 50RS0№-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<адрес> Люберцы ДД.ММ.ГГ
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Деевой Е.Б., при секретаре Мурашкинцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сергина С. Р. к Управлению опеки и попечительства Министерства социального развития Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино о признании распоряжения незаконным, установлении факта невозможности проживания, признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сергин С.Р. обратился с вышеуказанными требованиями в суд мотивируя их тем, что является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В обосновании иска указал, что 09.02.2018г. был включен в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств Московской области. Проживал в квартире бабушки Сергиной Л.И. по адресу: <адрес>, которая находилась в ее собственности и собственности биологического отца Сергина Р.С., умершего ДД.ММ.ГГ., по 1/2 доле за каждым. После его смерти он унаследовал 1/8 долю в указанной квартире.
Распоряжением Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГ №-Р истец был исключен из списка, поскольку унаследовал долю в квартире.
27.12.2021г. истец обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания в спорном помещении, поскольку его доля в праве составляет менее учетной нормы, которая приходится на одно лицо в г.о. Лыткарино, а именно: 5,6 кв.м.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГ №-Р ответчик отказал истцу в установлении факта.
На основании изложенного истец просил суд признать Распоряжение Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГ. №-Р незаконным.
Установить факт невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Признать за истцом право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области.
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
Истец Сергин С.Р. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Управление опеки и попечительства Министерства социального развития Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Илюшкин М.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо Сергина Л.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существенно изменено содержание государственных гарантий по предоставлению таким гражданам жилых помещений.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №.
Согласно п. 2 Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Как установлено в судебном заседании Сергин С. Р. родился ДД.ММ.ГГ, его родителями записаны Сергин Р. С. и Сергина Ю. А..
Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 11.06.2013г. и решением Лыткаринского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ. мать и отец ребенка лишены родительских прав в отношении Сергина С.Р.
Распоряжением Главы <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ над несовершеннолетним Сергиным С.Р. установлена опека. Опекуном назначена Сергина Л. И..
Суд считает, что при таких обстоятельствах истец является лицом, оставшимся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГ Сергин С.Р. был включен в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств Московской области. Проживал в квартире у бабушки-опекуна Сергиной Л.И. по адресу: <адрес>, которая находилась в ее собственности и собственности биологического отца Сергина Р.С., умершего ДД.ММ.ГГ., по 1/2 доле за каждым. После его смерти истец унаследовал 1/8 дол в указанной квартире.
Распоряжением Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГ. №-Р истец был исключен из списка, поскольку унаследовал долю в квартире по адресу: <адрес>.
27.12.2021г. истец обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания в спорном помещении, поскольку его доля в праве составляет менее учетной нормы, которая приходится на одно лицо в г.о. Лыткарино, а именно: 5,6 кв.м..
Распоряжением от ДД.ММ.ГГ. №-Р ответчик отказал истцу в установлении факта.
Как следует из решения Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Московской области от ДД.ММ.ГГ. № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная нома площади жилого помещения не более 9кв.м. общей площади, приходящейся на одного человека, как минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, возлагается на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, названного федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГ) установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади илого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Распоряжение Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГ №-Р нельзя признать незаконным.
При таких обстоятельствах требования истца о признании распоряжения незаконным, установлении факта невозможности проживания, признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области подлежат удовлетворению.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области поскольку законом предусмотрен обязательный заявительный порядок обращения. По вступлении решения суда в законную силу истец не лишен возможности, обратится с соответствующим заявлением к ответчику.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сергина С. Р. - удовлетворить частично.
Признать Распоряжение Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГ №-Р - незаконным.
Установить факт невозможности проживания Сергина С. Р. в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Признать за Сергиным С. Р. право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств бюджета Московской области
В остальной части иска Сергина С. Р. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГ.
Судья Е.Б. Деева