Дело № 2А-1329/2021
Уникальный идентификатор дела: 27RS0002-01-2021-0002144-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2021 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой А.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО11
истца Москвалева Е.А. с использованием систем видеоконференц-связи исправительного учреждения (отбывает наказание в <данные изъяты>),
представителя ответчиков ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФСИН России – ФИО12 действующей на основании доверенностей от ДАТА и от ДАТА соответственно,
представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО13 действующей на основании доверенности от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Москалева Евгения Александровича к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании действий (бездействий) в части неоказания медицинской помощи ненадлежащими, возложении обязанности по оказанию медицинской помощи, признании условий содержания в части неоказания медицинской помощи ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, в порядке административного судопроизводства. В обоснование административного иска указал, ДАТА.р. осужден Индустриальным районным судом г. Хабаровска ДАТА. С 03.11.2020г. по 10.07.2021г. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в камере № №. С первого дня нахождения в данном учреждении истец обращался как устно, так и письменно, к администрации и к врачам. Обращался в вышестоящие инстанции об оказании медицинской помощи у врача специалиста стоматолога-парадантолога о проведении рентгена и назначении лечения по факту болезни десен и лечению зубов. До настоящего времени административному истцу не оказана помощь: диагноз не поставлен, лечение, как десен, так и зубов не назначено, не произведена консультация. Стоматологом –пародонтом осмотр не производился. При этом сильные боли в полости рта лишь усиливаются. Административный истец не может полноценно принимать пищу, спать и просто жить, что причиняет ему сильные страдания, уровень которых значительно выше, чем лишение свободы. Врачи вместо того, чтобы вылечить зубы, удаляют здоровые зубы, мотивируя тем, что врача стоматолога - пародонтолога нет. Диагноз поставить не могут и как следствие назначить лечение, ссылаются на отсутствие техники в стоматологическом отделении и не финансировании властями России данного учреждения. В кабинете по удалению зубов царит полнейшая антисанитария. Административному истцу при вырывании зубов приходилось садится в кресло, в котором стоит ванночка, которая полная кровяных тампонов, выдернутых зубов, что несомненно подвергает здоровье административного истца опасности, заражением инфекций, поскольку до административного истца в кабине могли быть люди с разными заболеваниями. Сам врач делает осмотр без перчаток. Все это происходит на фоне пандемии, вызванной «Covid-19». Из всей медицинской помощи административному истцу лишь выдавались обезболивающие препараты, которые от привыкания не оказывают должного действия и не обезболивают. Врачи в прямом смысле издеваются над административным истцом, говоря ему: «вырвут все зубы, а если денег нет, значит не сможешь есть и умрешь, не велика будет потеря», что вызывает у административного истца чувства социальной незащищенности, чувство страха за свое здоровье и жизнь, чувство неполноценной и социальной несправедливости. Административный истец обращался к начальнику ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России 20.05.2021г. исх. № №, в общественную палату Хабаровского края 20.05.2021г. исх. №, в прокуратуру г. Хабаровска 20.05.2021г. исх. № №, в Российский красный крест 29.06.2021г. исх. № №, неоднократно обращался в Прокуратуру Хабаровского края вход № №, № № от 23.06.2021г., в Департамент здравоохранения г. Москвы вход. № № от 02.07.2021г. и многие другие инстанции, но все безрезультатно. Таким образом, административный ответчик нарушил права административного истца, предусмотренные ст. 1,2,8,10,12,99,101 УПК РФ ст. 2,17,1,21,41 ч. 1,3 Конституции РФ и ст. 3,13 Европейской Конвенции по правам человека.
Просит суд признать действия (бездействия) административного ответчика в части не оказания медицинской помощи - ненадлежащим. Обязать административного ответчика оказать истцу медицинскую помощь в виде консультации и осмотре врачом специалистом стоматологом –пародонтологом, провести рентген полости рта, назначить лечение, взыскать с ответчика за счет казны Российской Федерации в пользу истца справедливую компенсацию, учитывая особенности настоящего дела, а также практику Европейского Суда, в размере 300000 рублей.
Определением от 11.08.2021 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В иске административный истец заявил об обеспечении его личного участия в судебных заседаниях.
Определением суда от 30.08.2021 ходатайство административного истца об его участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи удовлетворено.
Определением от 08.10.2021, отраженным в протоколе судебного заседания суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании истец, участвующий с использованием систем видеоконференц-связи, (отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю), исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчиков ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и ФСИН России исковые требования не признала, пояснив, что медицинская стоматологическая помощь была оказана истцу в установленном законом порядке, медицинских перчаток закупается для нужд МСЧ-27 в достаточном количестве.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю исковые требования не признала, пояснив, что обращений от истца об оказании медицинской помощи в период его содержания в СИЗО-1 не поступало. Доводы истца об антисанитарном состоянии стоматологического кабинета не соответствуют действительности, при этом регулярно проводятся проверки, в том числе органами прокуратуры.
Прокурор полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании исследованных доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписки из амбулаторной карты, выданной начальником терапевтического отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России ФИО14, осужденный Москалев Евгений Александрович, ДАТА г.р., прибыл в ФКУ СИЗО-1 У ФСИН России по Хабаровскому краю 03.11.2020г. из ФКУ ИК-5 У ФСИН России по Хабаровскому краю для обследования.
03.03.2021г осмотрен стоматологом: Наличие корней 18 зуба. Корни 18 зуба удалены под инфильтрационной анестезией лидокаин 2% 4,0.
12.03.2021 г осмотрен стоматологом: Диагноз: <данные изъяты>. Рекомендовано: Аскорбиновая кислота 2,0 в/м №10, поливитамины.
29.03.2021 г. осмотрен стоматологом. Наличие корней 48 зуба. Корни 48 зуба удалены под анестезией лидокаин 2%-4,0.
Осмотр стоматолога 13.04.2021 г: Диагноз: <данные изъяты>. Рекомендовано консультация стоматолога- пародонтолога.
Диагноз, установленный по результатам обследования: Основной: <данные изъяты>.
Осмотрен стоматологом 01.06.2021г. Диагноз: <данные изъяты>. Назначено плановое лечение.
Повторно осмотрен стоматологом 17.06.2021 г. <данные изъяты>
Повторно осмотрен стоматологом 25.06.2021 г: <данные изъяты> Лечение: формальдегидная жидкость на устье канала, паста на дно канала, пломба.
Повторно осмотрен стоматологом 28.06.2021г. <данные изъяты> Лечение: 28 зуб удален под инфильтрационной анестезией раствор ультракаина 2% 2,0, стерильный тампон, совет по уходу за полостью рта.
В настоящее время общее состояние больного удовлетворительное, лечение получает в полном объеме.
20.05.2021г. за № № осужденный Москалев Евгений Александрович подал обращение начальнику УО МСО УФСИН России по г. Хабаровску ФИО15 согласно которому, осуждённый Москалев Е.А. имеет ряд хронических заболеваний, таких как: <данные изъяты> Все заболевания относятся к тщательному пережевыванию пищи, но административный истец этого делать не может, так как имеет серьезные проблемы с зубами. Истец неоднократно обращался к врачу стоматологу в МСЧ-27. Врач стоматолог в данных условиях не в силах что-то сделать, предпринять и решить данную проблему. Врач стоматолог только удаляет зубы, от острых болей и бессилия Москалев удалил не малое количество жевательного ряда зубов. У Москалева большое количество зубов повреждено, которые болят. Вследствие чего, административный истец не в силах пережевывать пищу, ежедневно принимает обезболивающие препараты, которые не действуют, а только ухудшают его здоровье.
Заместителем начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России ФИО16 от 28.05.2021г. № № осужденному Москалеву Евгению Александровичу дан ответ, согласно которому, медицинская помощь осужденному Москалеву Е.А. оказывается в соответствии с действующими нормативными актами РФ. В 2021 году пациенту неоднократно оказана первичная специализированная медицинская помощь при стоматологическом заболевании. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи зубопротезирование не предусмотрено. Зубопротезирование осужденным за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. Дополнительно сообщено, что согласно правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств (по месту отбывания наказания) в установленном порядке.
Согласно п. 1, 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса России, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплено, что, учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в числе прочего, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно п. 1, п. 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который реализуется путем оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния (п. 2).
Согласно ч.2, ч.3 ст.98 названного закона, медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в соответствии с пунктом 2 которого, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Согласно п. 9 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС, лица, заключенные под стражу, или осужденные, направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (начало действия документа - 27.01.2020), Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" дополнен частью четвертой статьи 17, статьей 17.1.; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 12.1; Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дополнен статьей 227.1.
Согласно положений введенных Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ, ч.4 статьи 17, статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 12.1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, содержащиеся под стражей, в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей, имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.
Согласно статье 227.1. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1). Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3). При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении ( часть 4). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В пункте 17 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», отражено, что при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ). При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, осужденному Москалеву Евгению Александровичу неоднократно оказана специализированная медицинская помощь при стоматологическом заболевании, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты больного, ее ненадлежащего оказания в ходе судебного разбирательства не установлено. Доказательств в подтверждение своих доводов об антисанитарном состоянии стоматологического кабинета, оказании ему стоматологической помощи медицинским работником без медицинских перчаток, истцом не представлено.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, и с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения факты, изложенные истцом, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Москалева Евгения Александровича к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании действий (бездействий) в части неоказания медицинской помощи ненадлежащими, возложении обязанности по оказанию медицинской помощи, признании условий содержания в части неоказания медицинской помощи ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 14 октября 2021 года.
Судья: /Подпись/
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, Судья: Якимова Л.В.
Оригинал решения находится в материалах дела №2А-1329/2021 в Кировском районном суде г. Хабаровска
Помощник: Жукова А.А.