Решение по делу № 2а-692/2021 от 05.11.2020

УИД 11RS0001-01-2020-014437-77 Дело № 2а-692\21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи

Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Крутикова П.П.,

с участием прокурора Матвеевой С.А.

с участием представителя административных ответчиков Яночкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никулина Андрея Владимировича к председателю избирательной комиссии Митюшеву Дмитрию Ильичу, Избирательной комиссии РК о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ

Никулин А.В. обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к председателю избирательной комиссии ФИО1., Избирательной комиссии РК о признании незаконным бездействия, выразившееся в не проведении голосования по вопросу «об освобождении от должности секретаря Избиркома » на заедании избирательной комиссии от 06.08.2020 № 158 в период с 07.08.2020 по 06.12.2020. Указав в обоснование, что постановлением Государственного совета Республики Коми от 23.11.2017 № VI-5/59 административный истец назначен членом Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса, административным истцом в адрес Избирательной комиссии Республики Коми и в адрес председателя Избирательной комиссии Республики Коми направлено письмо о включении в повестку заседания Избирательной комиссии Республики Коми вопроса об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми, что административным ответчиком сделано не было, чем было нарушено его право на внесение вопроса, относящегося к компетенции Избиркома РК, требующего обязательного проведения голосования.

В судебном заседании административный истец участия не принял, извещался надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.

В соответствии со ст. 226 ч. 6 КАС РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (статья 32, часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт «в»), 72 (пункт «н» части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.

Соответствующей правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67¬Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта «е» пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члены избирательной комиссии вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Вместе с тем, согласно ранее выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции правовой статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса обусловлен правовой природой этих коллегиальных органов, которые наделены, по сути, публично-властными функциями; соответственно, правовое регулирование полномочий членов избирательных комиссий по обращению в суд в связи с осуществлением ими публично-властных функций не затрагивает их правовой статус как избирателей (постановления от 15 января 2002 года № 1-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П и от 22 апреля 2013 года № 8-П; определения от 5 июня 2003 года № 215-О, от 18 апреля 2006 года № 143-О, от 27 сентября 2018 года № 2497-О и др.).

Установлено, постановлением Государственного совета Республики Коми от 23.11.2017 № VI-5159, Никулина А.В. назначен членом Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса.

Как следует из материалов административного дела, на заседании избирательной комиссии 05.08.2020, согласно протоколу № 157-6, решением данной комиссии из проекта повестки заседания комиссии был исключен, внесенный по предложению административного истца Никулина А.В., вопрос № 1 об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми, и в дальнейшем повестка заседания комиссии была утверждена без этого вопроса.

05.08.2020 в адрес Избирательной комиссии Республики Коми и председателя Избирательной комиссии Республики Коми Никулиным А.В. направлено письмо о включении в повестку заседания Избирательной комиссии Республики Коми вопроса «Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми», внесен соответствующий проект постановления Избирательной комиссии Республики Коми аналогичный представленному 03.08.2020.

Поскольку административным истцом не принято во внимание указание на несоответствие законодательству проекта постановления по выносимому им для рассмотрения на заседании комиссии вопросу, Председателем Избирательной комиссии Республики Коми было дано поручение о проведении в отношении указанного проекта постановления правовой и антикоррупционной экспертизы.

Согласно заключению по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы проекта постановления « об освобождении от занимаемой должности секретаря» от 12.08.2020 юридического отдела аппарата Избирательной комиссии Республики Коми, проект постановления в представленной административным истцом редакции не соответствует законодательству Российской Федерации, голосование по нему может повлечь принятие заведомо незаконного решения Избирательной комиссии Республики Коми, поскольку в проекте постановления усматривается наличие коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а» и «ж» пункта 3, подпунктом «и» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно проекту повестки заседания Избиркома РК № 161 от 14.08.2020 на рассмотрение был поставлен вопрос о заключении юридического отдела на проект постановления Никулина А.В. от 05.08.2020.

Заключение юридического отдела аппарата Избирательной комиссии Республики Коми по проекту постановления Никулина А.В. было рассмотрено членами Избирательной комиссии Республики Коми на заседании Избирательной комиссии Республики Коми от 14.08.2020, что отражено в протоколе заседания Избирательной комиссии Республики Коми от 14 августа 2020 года № 161.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

В пункте 12 статьи 28 указанного федерального закона предусмотрено, что комиссия по требованию любого её члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в её компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утверждённой повесткой дня.

Вопросы избрания, освобождения от должности секретаря избирательной комиссии пунктом 13 названной статьи отнесены к полномочиям соответствующей избирательной комиссии.

Согласно абзацу девятому статьи 18 Регламента Избирательной комиссии Республики Коми, утверждённого постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 9 апреля 2019 г. № 92/467-6, член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе вносить дополнительные вопросы в повестку заседания Комиссии.

Согласно Регламенту Избирательной комиссии Республики Коми, утвержденному постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 9 апреля 2019 года N 92/467-б, в своей деятельности Избирательная комиссия Республики Коми руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Республики Коми, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению члены Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса вправе задавать вопросы другим участникам заседания Избирательной комиссии Республики Коми в соответствии с повесткой заседания и получать на них ответы по существу; выступать на заседании Избирательной комиссии Республики Коми, вносить предложения по вопросам входящим в компетенцию Комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вносить дополнительные вопросы в повестку заседания Избирательной комиссии Республики Коми с обязательным информированием Председателя Избирательной комиссии Республики Коми не позднее чем за один день до открытия заседания Избирательной комиссии Республики Коми. В случае если предложенный для внесения в повестку заседания Избирательной комиссии Республики Коми дополнительный вопрос поступит позднее указанного срока, такой вопрос подлежит включению в повестку следующего заседания Избирательной комиссгп3 Республики Коми (статья 18).

Порядок внесения, рассмотрения проектов правовых актов и принятие по ним Избирательной комиссией Республики Коми решений устанавливается Регламентом Избирательной комиссии Республики Коми с учетом положений специальных правовых актов Избирательной комиссии Республики Коми, а именно Инструкции по делопроизводству в Избирательной комиссии Республики Коми, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 21.04.2016 № 206/1080-5 Порядка проведения анти коррупционной экспертизы правовых актов и проектов нормативных правовых актов Избирательной комиссии Республики Коми, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 29 ноября 2016 года № 250/1360-5, в соответствии с которой проект повестки дня заседания Избирательной комиссии Республики Коми формируется секретарем Избирательной комиссии Республики Коми в сроки, установленные Регламентом Избирательной комиссии Республики Коми, на основании планов работы и постановлений Избирательной комиссии Республики Коми, поручений Председателя Избирательной комиссии Республики Коми, поступивших документов и, после согласования с Председателем, подписывается секретарем Избирательной комиссии Республики Коми (пункт 8.1.1). Члены Избирательной комиссии Республики Коми вправе предложить внести в проект повестки дня заседания Комиссии вопросы, не предусмотренные планами работы и постановлениями Избирательной комиссии Республики Коми, при условии наличия подготовленных по этому вопросу документов (пункт 8.1.2). Представляемые к рассмотрению документы должны включать озаглавленный проект постановления Избирательной комиссии Республики Коми с приобщенными к нему подлинниками документов, послуживших основанием для рассмотрения вопроса на заседании комиссии Республики Коми, либо проект письма, согласованию на заседании Комиссии, при необходимости - записку по рассматриваемому вопросу (пункт 8.2.2). Проекты документов (включая приложения), представляемые для рассмотрения на заседании Избирательной комиссии Республики Коми, визируются исполнителем, начальниками отделов аппарата Избирательной комиссии Республики Коми, ответственными за подготовку документа, комиссии документ, подлежащий подписанию (включая приложения), визируется исполнителем, начальниками отделов аппарата Избирательной комиссии Республики Коми, ответственными за его подготовку и доработку, начальником юридического отдела аппарата Избирательной комиссии Республики Коми и членом Избирательной комиссии Республики. Коми, ответственным за его подготовку (пункт 8.3.4).

    Также следует учитывать, что ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращённые), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 23 постановления от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены частями 2 и 3 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Эти сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

При установлении факта пропуска сокращённых сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

Пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлено, что жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании – в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 данного федерального закона, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании – в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Постановлениями Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 г. № VI-10/60 и № VI-10/61 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва и досрочные выборы Главы Республики Коми.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

Под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнила.

Вместе с тем несогласие административного истца с формой и порядком рассмотрения вопроса о включении проекта постановления в повестку заседания избирательной комиссии само по себе не свидетельствует о бездействии должностного лица Избирательной комиссии, которым не было допущено незаконного бездействия, а предложенный проект, с учетом заключения юридического отдела, обсуждался членами избирательной комиссии, а также не носит длящийся характер, поскольку административный истец, присутствующий на заседании Избирательной комиссии от 14.08.2020 достоверно знал о нарушении его прав и законных интересов в результате рассмотрения информации о заключении юридического отдела на проект постановления Никулина А.В. от 05.08.2020

Ввиду того, что оспариваемое бездействие избирательной комиссии и ее должностного лица не связано с регистрацией, отказом в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, с заверением, отказом в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, и принято в период избирательной кампании, оно могло быть обжаловано в течение 15 дней.

Из материалов дела следует, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия председателя Избирательной комиссии Республики Коми и Избирательной комиссии подано Никулиным А.В. в суд лишь 05.11.2020, то есть по истечении 30 дней, соответственно срок на обжалование оспариваемого решения пропущен.

Таким образом, учитывая вышесказанное и принимая во внимание нормы действующего законодательства через призму их взаимодействия, в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 226-227, 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Никулина Андрея Владимировича к председателю избирательной комиссии Митюшеву Дмитрию Ильичу, Избирательной комиссии РК о признании незаконным бездействия выразившееся в не проведении голосования по вопросу «об освобождении от должности секретаря Избиркома » на заедании избирательной комиссии от 06.08.2020 № 158 в период с 07.08.2020 по 06.12.2020 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.

Мотивированное решение составлено 05.02.2021

Судья И.В. Новикова

2а-692/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никулин Андрей Владимирович
Ответчики
Избирательная комиссия Республики Коми
Другие
Центральная Избирательная Комиссия РФ
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация административного искового заявления
05.11.2020Передача материалов судье
10.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2020Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее