Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Фершампенуаз 19 июня 2018 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием прокурора Нагайбакского района Челябинской области Васильева Б.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балканского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона,
установил:
Прокурор Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Балканского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении работ по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов Балканского сельского поселения в соответствии с требованиями п. 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10, и возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно: оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов Балканского сельского поселения в соответствии с требованиями п. 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Балканского сельского поселения, в ходе данной проверки выявлено, что на территории населенных пунктов указанного поселения отсутствуют контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов, что создаеопасность для жизни и здоровья населения, нарушает их право на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Нагайбакского района Васильев Б.С. требования поддержал по изложенным основаниям, полагает требования подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель административного ответчика администрации Балканского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Душкаев Б.Г. в судебном заседании требования прокурора не признал, просил в иске отказать, указав, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок лежит на администрации района, выделенных денежных средств во исполнение соглашения о передачи полномочий в сфере обращения с отходами недостаточно, такие денежные средства также не заложены в бюджете поселения.
Заинтересованное лицо Министерство экологии Челябинской области извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, просил данное дело рассмотреть без его участия, требования прокурора полагает законными и подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Конституционные гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ст. 3 предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды также предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Поэтому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов (п.1). Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Р’ силу Рї. 18 С‡. 1, 3, 4 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 06 октября 2003 в„–131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє вопросам местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения относятся участие РІ организации деятельности РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ (РІ том числе раздельному СЃР±РѕСЂСѓ) Рё транспортированию твердых коммунальных отходов. Рљ вопросам местного значения сельского поселения относятся РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (Р·Р° исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… лесов, лесов РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий, расположенных РІ границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё принятыми РІ соответствии СЃ РЅРёРјРё уставом муниципального района Рё уставами сельских поселений Р·Р° сельскими поселениями РјРѕРіСѓС‚ закрепляться также РґСЂСѓРіРёРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РёР· числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений (Р·Р° исключением РІРѕРїСЂРѕСЃР° местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Рные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений, РЅРµ отнесенные Рє вопросам местного значения сельских поселений РІ соответствии СЃ частью 3 настоящей статьи, РЅР° территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Р’ этих случаях данные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 14 ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в силу п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Пункт 1.2 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР05 августа 1988 года №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3). Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домой, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п. 2.2.3).
Согласно п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Полномочия административных ответчиков в области обращения с отходами потребления и производства также закреплены их Уставами.
Соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нагайбакского муниципального района и администрацией Балканского сельского поселения, полномочия администрации муниципального района в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения переданы в администрацию поселения, на срок по ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением финансовых средств в виде межбюджетных трансфертов.
РР· представленных материалов Рё объяснений представителя административного ответчика достоверно подтверждается отсутствие РІ населенных пунктах Балканского сельского поселения: Рї. Балканы, Рї. Требиятский, Рї. Заречный, Рї. Александро-Невский, контейнерных площадок для СЃР±РѕСЂР° твердых бытовых отходов соответствующих требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 Рё «Санитарно-эпидемиологических требований Рє условиям проживания РІ жилых зданиях Рё помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10. РџСЂРё этом доказательств того, что администрацией Балканского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области, принимаются конкретные действия, направленные РЅР° устранение выявленных нарушений законодательства РІ области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, РЅРµ представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вследствие бездействия администрации Балканского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области по исполнению своих обязанностей по организации сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом путем их накопления на специально оборудованных контейнерных площадках, создается реальная угроза причинения вреда здоровью жителей поселения, негативного воздействия на природную среду, загрязнения прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду. Предписания закона в данной сфере общественных отношений направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя администрации поселения о недостаточности выделенных администрацией муниципального района денежных средств для выполнения переданных полномочий в области обращения с отходами нельзя принять во внимание.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Административные исковые требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей населенных пунктов Балканского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области на благоприятную окружающую среду.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подп. 1 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В силу ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поэтому отсутствие в бюджетах муниципальных образований Балканского сельского поселения и Нагайбакского муниципального района денежных средств на организацию сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом, не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание характер допущенных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, социальную значимость регулируемых общественных отношений, необходимость проведения значительного объема работ и выделения финансирования, суд считает, что срок для устранения административными ответчиками выявленных нарушений необходимо установить шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 226 - 228 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Нагайбакского района Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Балканского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, выразившегося в не проведении работ по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов Балканского сельского поселения - п. Балканы, п. Требиятский, п. Заречный, п. Александро-Невский, в соответствии с требованиями п. 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10.
Возложить на администрацию Балканского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно: оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов Балканского сельского поселения - п. Балканы, п. Требиятский, п. Заречный, п. Александро-Невский, в соответствии с требованиями п. 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: