Дело № 2-147/2021 (№ 33-1261/2021) судья Мирошниченко Ю.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2021 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
судей Василевского С.В., Гудковой М.В.,
при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Буланкиной Л.Г.
дело по апелляционной жалобе администрации города Ржева Тверской области
на решение Ржевского городского суда Тверской области от 15 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов Кузнецова Ильи Владимировича удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ржева Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах предоставленных полномочий предоставить Кузнецову Илье Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ, уроженцу <данные изъяты>, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения».
Судебная коллегия
установила:
Ржевский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и интересов Кузнецова Ильи Владимировича, обратился в суд с иском к Администрации города Ржева Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что по итогам проверки, проведенной на основании заявления истца в связи с непредоставлением ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что истец относится к указанной категории лиц, поскольку его мать ФИО15 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери. Постановлением Главы города Ржева № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 назначен опекуном Кузнецова И.В. Постановлением Главы города Ржева № № от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Согласно информации Министерства социальной защиты населения Тверской области истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Истец прошел военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Исполнение обязанности по предоставлению жилья осуществляется совокупностью действий органов социальной защиты населения и администрации города Ржева, в связи с чем на ответчиков необходимо возложить обязанность в пределах полномочий предоставить истцу благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании старший помощник Ржевского межрайонного прокурора Лебедева Э.А., истец Кузнецов И.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ ТО «ЦСПН» города Ржев и Ржевского района Тверской области по доверенности Колосова С.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации города Ржева Тверской области по доверенности Виноградова А.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что истец обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда. Все документы о включении истца в соответствующий список находятся в Министерстве социальной защиты населения Тверской области, в ГКУ ТО «ЦСПН» г. Ржева и Ржевского района. Согласно информации последнего, истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В список лиц, которым в 2021 году будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджета, истец не включен. С учетом изложенного представитель ответчика полагала, что у администрации нет возможности исполнить решение суда. В случае удовлетворения иска, список будет пересмотрен, истец будет включен в список для приобретения в 2021 году жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области, надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направил.
В отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить исковые требования по возложению обязанности на администрацию города Ржева Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах представленных полномочий принять меры, направленные на приобретение благоустроенного жилого помещения Кузнецову И.В. в 2022 году.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области, надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, отзыв на исковое заявление, не содержащий возражений относительно исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ржева по доверенности Шпакова А.А. просит решение суд отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указано, что к участию в деле для полного и всестороннего его рассмотрения не привлекалась Комиссия по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, являющаяся самостоятельным совещательным органом и в которую входят должностные лица органов исполнительной власти Тверской области. Со ссылкой на установленный законодательством порядок приобретения и предоставления жилых помещений, в жалобе указано, что сначала Министерство социальной защиты населения Тверской области должно предусмотреть денежные средства в бюджете Тверской области, затем довести их до Администрации города Ржева, после чего апеллянт сможет приступить к исполнению решения суда. Все вышеперечисленные мероприятия по приобретению квартир для детей-сирот требуют существенных временных затрат, что не учтено судом при вынесении решения. По мнению апеллянта, при таких обстоятельствах у Администрации города Ржева отсутствует возможность своевременно исполнить решение суда. Как указано в жалобе, оспариваемое решения является заведомо неисполнимым, влечет за собой необоснованное возложение на Администрацию города Ржева обязанностей по исполнению государственных полномочий в отсутствие обеспечения необходимыми финансовыми и материальными средствами.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурором указывается на необоснованность ее доводов, ставится вопрос об оставлении жалобы без удовлетворения, решения суда - без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем представления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
В соответствии с абзацем 4 статьи 1 названного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8).
Данная редакция абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ вступила в действие с 01 января 2019 года, ранее норма закона не содержала указание на предоставление жилого помещения на основании заявления.
В силу пунктов 3, 3.1, 7, 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят Закон Тверской области от 06 февраля 2013 года № 2-ЗО (в редакции от 23 июля 2019 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно статьи 2 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, на территории Тверской области однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - благоустроенные жилые помещения).
Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона и абзаце втором части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Тверской области.
Судом первой инстанции установлено, что Кузнецов И.В., достигший возраста 18 лет и окончивший прохождение военной службы по призыву, обучающийся в образовательном учреждении профессионального образования, в настоящее время жилым помещением не обеспечен, в собственности жилых помещений не имеет, временно проживает в квартире, принадлежащей отцу его супруги. Жилое помещение за истцом не закреплялось. Жилое помещение, в котором истец зарегистрирован, принадлежит посторонним лицам. Нанимателем иных жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма истец не является.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Ржеве после окончания учебного заведения.
ДД.ММ.ГГГГ и по достижении 18 лет - ДД.ММ.ГГГГ истец обращался с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Ржева.
Однако на момент рассмотрения дела жилое помещение Кузнецову И.В. не предоставлено, в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 году будет приобретено жильё за счёт средств областного бюджета, истец не включен.
Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Кузнецова И.В. имеется право на обеспечение его во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Тверской области.
Однако до настоящего времени вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма ответчиками не решен, жилое помещение не предоставлено.
Согласно отзыву Министерства социальной защиты населения Тверской области, Кузнецов И.В. не вошел в список на обеспечение жильем в 2021 году из-за отсутствия денежных средств.
Вместе с тем, недостаточность финансовых средств, выделяемых из бюджета на приобретение жилья для указанной категории лиц, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей, данная обязанность не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Довод жалобы о том, что для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения, не влекут отмену решения суда, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в законе обстоятельств.
Решение вопросов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями действующее законодательство относит к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Комиссия по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не является юридическим лицом, создана в качестве совещательного органа. С учетом изложенного довода жалобы о необходимости привлечения названной комиссии к участию в деле несостоятелен и не может служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая установленный порядок предоставления жилых помещений, оснований для вывода о необоснованном возложении на апеллянта исполнения государственных полномочий в отсутствие финансирования, не имеется; доводы о неисполнимости решения суда являются несостоятельными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции, изложенной ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ржевского городского суда Тверской области от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ржева Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Буланкина
Судьи С.В. Василевский
М.В. Гудкова