Дело № 2-5733/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 ноября 2015 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А., с участием истицы Никифоровой В.М., представителя администрации Калининского района г. Чебоксары – Смирнова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой ФИО10 к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения,
установил:
Никифорова В.М. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, указав в нем, что она с дата состоит в общей очереди нуждающихся в жилом помещении, включена в льготный список «Одинокие матери». Однако до настоящего времени ее право на получение жилого помещения не реализовано, ее обращения с устными и письменными заявлениями о предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В судебном заседании истица поддержала данный иск по изложенным в нем основаниям, пояснив дополнительно, что она имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на льготных условиях, т.к. она являлась одинокой матерью и у нее отсутствует свое жилье. В настоящее время она проживает с семьей своей дочери.
Администрация города Чебоксары о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание ее представитель не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Смирнов С.В., действующий от имени администрации Калининского района г. Чебоксары, просил данный иск оставить без удовлетворения, пояснив суду, что истица состоит в списке очередников и свое право на получение жилого помещения на условиях договора социального найма не утратила, однако правом на внеочередное обеспечение жильем она не обладает.
Учитывая, что ответчик был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде и ему была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает его неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу (ч.ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ в порядке заочного производства, на который выразил свое согласие истец.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 24 июня 2008 года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при определении закона и иного нормативно-правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Из обстоятельств данного спора следует, что истица претендует на получение жилого помещения на условиях договора социального найма на льготных условиях в связи с наличием у нее статуса одинокой матери.
При разрешении данного спора, суд исходил из нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления гражданам жилых помещений из муниципального жилищного фонда социального использования.
Статья 49 ЖК Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимся в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из положений ч. 4 названной правовой нормы следует, что категориям граждан, указанным в части 3, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 (в ред. от 22.06.2015) "О регулировании жилищных отношений", к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся: граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики; многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей. Достижение ребенком (детьми) восемнадцатилетнего возраста после принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях многодетной семьи, имеющей право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием для снятия многодетной семьи с такого учета.
В качестве одного из основных требований установленного законом порядка о бесплатном обеспечении жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в российском жилищном законодательстве на всех этапах его развития, рассматривалось правило о предоставлении жилого помещения в порядке очередности. Исключение из этого правила законодатель закрепил только в отношении определенных категорий граждан.
Так, правила ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР до 01 марта 2005 года предусматривали, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Как следует из материалов дела истица состоит в общем списке очередников на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации Калининского района г. Чебоксары с дата. Тогда же истица была включена в льготную очередь «Одинокие матери». До настоящего времени она состоит в указанных списках очередников.
Вопреки утверждениям истца, лица, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 20 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (первоочередное предоставление жилых помещений) в настоящее время в силу частей 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не относятся к категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Так, основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, действующими на момент постановки истицы в очередь на улучшение жилищных условий, было предусмотрено первоочередное (ст. 20) и внеочередное предоставление жилых помещений (ст. 21). К числу лиц, обладающих правом на первоочередное обеспечение жильем, в частности, были отнесены матери, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и одинокие матери.
Аналогичные правила в отношении указанной категории граждан были закреплены и в положениях ст. 36 ЖК РСФСР.
Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 также предусматривалось первоочередное (п. 23) предоставление жилых помещений матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям, нуждающимся в улучшении жилищных условий жилые помещения.
Не было закреплено право указанной категории лиц на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке и в нормативно-правовых актах определяющих порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской Республике (Постановление Совета Министров ЧАССР и Президиума областного Совета профсоюзов от 07.05.1985 № 254, Постановление Кабинета Министров ЧР от 26.07.2000 № 142).
Таким образом, действовавшим в указанный период времени жилищным законодательством было предусмотрено первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий, и такой категории граждан, как одинокие матери, законом и соответствующими подзаконными актами было предусмотрено первоочередное предоставление жилого помещения.
Право на первоочередное предоставление жилья по своей природе не являлось тождественным праву на внеочередное обеспечение жилым помещением: при наличии права на внеочередное обеспечение жильем предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, и времени постановки их на указанный учет, тогда как реализация жилищных прав лиц, включенных в списки на первоочередное получение жилья, зависит от срока включения в список очередников по каждой конкретной категории. Иных критериев разграничения срока предоставления жилья этой категории граждан, в том числе и одиноким матерям, федеральный законодатель не устанавливает.
Как следует из положений ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Принимая во внимание, что истица была поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года и включена в список на первоочередное предоставление жилого помещения, она сохранила за собой право нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении до получения ею жилого помещения по договору социального найма. Однако, данное право подлежит реализации в общем порядке, т.е. в порядке очередности, поскольку применительно к положениям ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от "О регулировании жилищных отношений" у истицы отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Таким образом, доводы истицы о наличии у государства в лице органов местного самоуправления города Чебоксары обязанности обеспечить ее, как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий, жилым помещением по договору социального найма на льготных условиях, основаны на неправильном толковании норм материального права. В связи с чем ее доводы о том, что действиями ответчика были нарушены ее жилищные права, не могут быть признаны состоятельными, а требование о принудительном исполнении закона обоснованным. Других оснований суду не заявлено, и суд рассматривает данное гражданское дело в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Никифоровой ФИО11 о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма отказать.
Ответчик вправе в течение 7 дней со дня вручения копии решения обратиться в Ленинский районный суд г. Чебоксары с заявлением об отмене заочного решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 10 ноября 2015 года.