УИД 31RS0022-01-2021-004095-18 Дело № 2-2581/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2021 года г. Белгород
Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:
Председательствующего судьи Украинской О.И.
При секретаре Ереминой Ю.С.
С участием истца Павленко Л.М., представителей ответчиков Мишустина Е.Е., Кобченко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павленко Людмилы Матвеевны к ЧУЗ «Российские железные дороги – Медицина» в г. Белгороде», Областному автономному учреждению «Центр охраны труда Белгородской области» о признании карты специальной оценки условий труда недействительной, восстановлении права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, на минимальный размер повышенной оплаты труда, о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Павленко Л.М. состояла в трудовых отношениях с ЧУЗ «Российские железные дороги – Медицина» в г. Белгороде» (ранее НУЗ «Отделенческая больница на станции «Белгород ОАО «РЖД») в должности врача – профпатолога отделения медицинской профилактики поликлиники №1 с 28 января 2019 года по 17 августа 2021 года.
Истец обратилась в суд, в окончательной редакции просила признать недействительной карту специальной оценки условий труда врача профпатолога НУЗ «Отделенческая больница на станции «Белгород АОА «РЖД», составленную «Центром охраны труда Белгородской области», восстановить ее право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 32 дня и взыскать денежную компенсацию отпуска 53964,55 рублей, восстановить ее право на минимальный размер повышенной оплаты труда и взыскать 29 122,87 рублей, взыскать компенсацию морального вреда 100 000 рублей.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчиков Мишустин Е.Е., Кобченко В.Н. исковые требования не признали, считают, что специальная оценка труда проведена в соответствии с действующим законодательством, оснований для признания условий труда истца вредными и взыскания в связи с этим доплат не имеется.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела согласно представленным сторонами доказательствам, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд признает требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ст. 220 ТК Российской Федерации государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, итоги которой применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возложена на работодателя, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу части 1 статьи 13 Закона № 426-ФЗ в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды: 1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности); 2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа; 3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно части 3 статьи 14 Закона № 426-ФЗ допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Исходя из положений статьи 8 данного Закона, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом, истец состояла в трудовых отношениях с ЧУЗ «Российские железные дороги – Медицина» в г. Белгороде» в должности врача – профпатолога отделения медицинской профилактики поликлиники №1 с 28 января 2019 года по 17 августа 2021 года.
При заключении трудового договора сторонами определено, что условия труда на рабочем месте являются оптимальными, вредность не установлена (п. 1.7 трудового доготвора).
До принятия истца на работу ОАУ «Центра охраны труда Белгородской области» в 2015 году проведена специальная оценка условий труда работников НУЗ «Отделенческая больница на станции «Белгород ОАО «РЖД», по результатам оценки составлена карта СОУТ № 101 от 28 сентября 2015 года, согласно данным СОУТ вредных условий труда в работе врача – профпатолога не выявлено.
В установленном порядке в Государственную инспекцию труда в Белгородской области с заявлением о несогласии со специальной оценкой условий труда, за проведением государственной экспертизы условий труда истец не обращалась.
Как следует из статьи 216.1 ТК РФ, государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено ст. 24 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной ТК РФ, в том числе по заявлениям работников. Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по вопросам проведения этой экспертизы и результатам ее проведения являются обязательными для исполнения всеми участниками специальной оценки условий труда, в том числе сторонами, имеющими разногласия, и подлежат передаче в информационную систему учета в порядке, установленном частью 3 статьи 18 федерального закона № 426-ФЗ.
Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 года № 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда.
Согласно пункту 2 Порядка государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
В соответствии с вышеперечисленными нормами проведение государственной экспертизы условий труда в Белгородской области возложено на Управление по труду и занятости населения Белгородской области в порядке, установленном административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 25 апреля 2016 года № 99-пп.
Государственная экспертиза проводится отделом трудовых правоотношений и охраны труда, требует профессиональных знаний и практики в области охраны труда, как следует из представленного ответчиком гарантийного письма, по определению суда возможно бесплатное проведение государственной экспертизы.
Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Судом неоднократно разъяснялось сторонам право обращения во внесудебном порядке за проведением данной государственной экспертизы либо заявления суду ходатайства о назначении судом такой экспертизы.
Истец, оспаривающая результаты специальной оценки условий труда, от реализации такого права отказалась.
Ссылки истца на то, что установление недостоверности выводов специальной оценки условий труда возможно без привлечения специалистов, только исходя из ее пояснений, противоречат вышеприведенным нормам.
Истец, обращаясь в суд с требованиями о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, не конкретизировала нарушение процедуры проведения оценки или несогласие с проведенными измерениями, а указав на необоснованность выводов об отсутствии на ее рабочем месте биологического фактора.
Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 29 Методики отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с микроорганизмами-продуцентами, живыми клетками и спорами, содержащимися в бактериальных препаратах) осуществляется в зависимости от превышения значений фактической концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны над значениями предельно допустимой концентрации данных веществ, установленными соответствующими гигиеническими нормативами. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в соответствии с приложением № 9 к настоящей Методике.
Указанное не свидетельствует о безусловном присутствии на рабочих местах данной категории работников биологического фактора, а свидетельствует лишь о том, что при установлении на рабочих местах указанных категорий работников работ с патогенными микроорганизмами, их концентрация в воздухе рабочей зоны значения не имеет и, соответственно, не требует измерений.
Выявление наличия на конкретных рабочих местах указанной категории работников работ с патогенными микроорганизмами (в том числе возможного контакта с их носителями) различных групп патогенности зависит от вида осуществляемой ими профессиональной деятельности, документального подтверждения выполнения данных работ, учета характера выполняемой работы.
Таким образом, указанная Методика не предусматривает положений о возможности отнесения условий труда к классу условий труда только на основе потенциальной возможности контакта работников с патогенными микроорганизмами, доказательств, подтверждающих осуществление истцом трудовых функций, связанных с выполнением работ с патогенными микроорганизмами (наличие биологического фактора), не представлено.
Протоколом заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда от 10 августа 2015 года №1 установлено отсутствие у врача профпатолога контакта с патогенными микроорганизмами, при этом установлено наличие такого контакта у некоторых иных медицинских работников.
Доказательств иного в судебном заседании не установлено.
Таким образом, оспариваемая истцом карта специальной оценки условий труда содержат исследования и измерения необходимых показателей факторов на рабочем месте истца, нарушений при проведении исследований не установлено.
Ссылки истца на то, что карта специальной оценки условий труда врача – профпатолога не была подписана надлежащим образом членами комиссии, в судебном заседании не нашли своего подтверждения, в подлиннике карты, представленном на обозрение суду, имелись подписи всех членов комиссии.
Указание истца, что в отношении иного работника проводилась дополнительная спецоценка, ему установлены доплаты в связи с вредными условиями труда, не является основанием для признания недействительной спецоценки врача – профпатолога.
В связи с изложенным, в отсутствие выводов государственной экспертизы несоответствии специальной оценки требованиям закона, оснований для признания результатов спецоценки недействительными не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 219 ТК Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Как следует из карт специальной оценки условий труда врача- профпатолога, занимаемая истцом должность соответствует 2 классу условий труда по вредным (опасным) факторам, условия труда являются допустимыми, уровни воздействия производственных факторов не превышают установленные нормативами (гигиеническими нормативами) пределы, в связи с чем суд не усматривает оснований для установления и взыскания в пользу истца в соответствии со ст. 147 ТК РФ доплаты, как работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оснований для взыскания с ответчика в соответствии со ст. 116, 117, 127 ТК РФ компенсации неиспользованных дополнительных оплачиваемых отпусков.
Суд признает заслуживающими внимания доводы истца о нарушении ее прав при несоблюдении сроков проведения очередной специальной оценки условий труда.
В силу ст. 8 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 указанного закона, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 440 продлен срок действия результатов проведения специальной оценки условий труда, истекающий в период с апреля 2020 года по февраль 2021 года, до 1 марта 2021 года.
Представитель ответчика в судебном заседании не указывал на то, что в отношении рабочего места истца подавалась декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в связи с чем специальная оценка условий труда могла являться бессрочной, в судебном заседании неоднократно пояснил, что работодатель намерен провести в 2021 году специальную оценку условий труда работников, для чего заключен соответствующий договор.
Таким образом, проведенная работодателем специальная оценка условий труда действовала в течение 5 лет, срок ее действия был продлен до 01 марта 2021 года, до увольнения истца в августе 2021 года новая оценка не была проведена, что свидетельствует о нарушении прав работника на безопасные условия труда.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом установлено нарушение прав истца только несвоевременным проведением новой специальной оценки условий труда, учитывая объем и характер причиненных указанными действиями работодателя работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, период нарушений прав истца, требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░» ░ ░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░» ░ ░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░» ░ ░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░» ░ ░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>