Дело № 2-4938/2015
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
31 июля 2015 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Блохиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Осипчик А. А. к Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля о признании незаконными действия УЗР мэрии г.Ярославля, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории,
у с т а н о в и л:
Осипчик А.А. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с исковыми требованиями к Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля (с учетом заявленных уточнений) о признании незаконными действия УЗР мэрии г.Ярославля, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Осипчик А.А. обратился в Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ земельного участка на праве собственности, ориентировочной площадью ... кв.м., расположенного по <адрес> для целей не связанных со строительством - оборудованная спортивная площадка. Письмом Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Осипчик А.А. был проинформирован о направлении его заявления в департамент архитектуры и развития территории города мэрии города Ярославля о рассмотрении возможности использования земельного участка для испрашиваемых целей. ДД.ММ.ГГГГ Осипчик А.А. повторно обратился в Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, в связи с отсутствием ответа на первоначальное обращение. ДД.ММ.ГГГГ Осипчик А.А. получил письмо УЗР мэрии г.Ярославля о том, что ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка был направлен в его адрес письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В письме УЗР мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ содержался отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившие в силу с 1 марта 2015 года. Заявленные требования обосновывает положениями ст.34 ЗК РФ, действовавшими на момент подачи Осипчик А.А. заявления. Указывает, что его обращение от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом в установленный законодательством срок рассмотрено не было, что повлекло нарушение его прав. Испрашиваемый земельный участок соответствует виду разрешенного использования территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (...) установленной решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля». Заявление от ДД.ММ.ГГГГ соответствовало требованиям части 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в ред. действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ г.). Таким образом, УЗР мэрии г.Ярославля допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка и непринятии решения по результатам его рассмотрения. О нарушении прав Осипчик А.А. стало известно ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Осипчик А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении и письменной позиции по делу.
Заинтересованные лица УЗР мэрии г.Ярославля, Департамент архитектуры и развития территории города мэрии г.Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своих представителей не направили, представили письменные отзывы на заявленные требования, согласно которых против удовлетворения заявления Осипчик А.А. возражали.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения УЗР мэрии г.Ярославля обращения Осипчик А.А. о предоставлении в собственность земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п.п. 2-4 ст.34 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения обращения Осипчик А.А., граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения обращения Осипчик А.А., исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно раздела 5 Постановления мэра г.Ярославля от 23.04.2007 года №1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля», для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, УЗР публикует информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении таких земельных участков в газете "Городские новости" и на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Критерием предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, является соответствие цели использования земельного участка видам разрешенного использования, техническим регламентам и градостроительным нормативам.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются в УЗР либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, дату подачи заявления, а также ссылку на источник публикации. К заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность гражданина, копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.
Рассмотрению подлежат все заявления, поступившие со дня опубликования сообщения до определенного в опубликованном информационном сообщении срока окончания приема заявлений.
В случае невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей УЗР готовит приказ начальника УЗР об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин отказа и направляет его заявителю.
Судом установлено, что Осипчик А.А. обратился в Управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> для оборудования спортивной площадки.
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка на праве аренды оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, направлено в уполномоченный орган, подлежало рассмотрению в установленном законом порядке.
По результатам рассмотрения данного обращения Управлением земельных ресурсов мэрии г.Ярославля в адрес Осипчик А.А. направлен ответ, из которого следует, что указанный земельный участок не может быть предоставлен в соответствии с п.3 ст.11.3, п.2 ст.39.3, ст.39.5 ЗК РФ, в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ.
Следует отметить, что процедура предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, предусматривает несколько этапов для разрешения таких вопросов.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, а именно ответа, данного на заявление Осипчик А.А., суд приходит к выводу о том, что фактически его заявление в установленном законом порядке (п. 4 ст. 34 ЗК РФ) по существу не рассмотрено и решение по нему не принято. Приказ начальника УЗР об отказе Осипчик А.А. в предоставлении испрашиваемого участка не издавался.
Доводы, изложенные в отзывах УЗР мэрии г.Ярославля, ДАРТГ мэрии г.Ярославля о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по заявлению Осипчик А.А., в виду отсутствии возможности использования спорного земельного участка для оборудованной спортивной площадки, не являлись основанием для отказа в предоставлении Осипчик А.А. земельного участка.
Более того, суд также учитывает, что порядок предоставления земельных участков, установленный главой V.1. Земельного кодекса РФ, действующей редакции, введен с ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения Осипчик А.А. с заявлением о предоставлении земельного участка не действовал, в связи с чем к данным правоотношениям не мог быть применен.
При таких обстоятельствах суд считает, что со стороны Управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля имело место бездействие, выразившееся в непринятии мер к соблюдению установленной ст. 34 ЗК РФ процедуры предоставления земельного участка, в том числе не принятии обоснованного и мотивированного решения по заявлению Осипчик А.А.
Учитывая изложенное, отказ УЗР мэрии г.Ярославля в предоставлении Осипчик А.А. в аренду земельного участка, расположенного <адрес>, изложенный в письме УЗР мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, является незаконным, в связи с чем заявленные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, оснований для возложения, в рамках устранения выявленных нарушений, на управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля обязанности утвердить и выдать Осипчик А.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не имеется, поскольку поданное Осипчик А.А. заявление еще по существу адресатом не рассматривалось. В частности, не выяснялся вопрос о наличии совокупности условий, достаточных для предоставления заявителю желаемого документа. Таким образом, возложение упомянутой обязанности влечет не соблюдение формы разрешения подобных обращений граждан, предопределяет итоги работы по данному направлению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Осипчик А. А. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля, выразившиеся в необоснованном отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности ориентировочной площадью ... кв.м, расположенного по <адрес> для целей не связанных со строительством – оборудованная спортивная площадка, принятом по результатам рассмотрения заявления Осипчик А.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
Е.С.Логвинова |