Дело № 2-1312/2020
УИД: 91RS0022-01-2020-001712-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым Российской Федерации в составе: председательствующего- судьи Микитюк О.А. при секретаре- П.В.В., с участием помощника прокурора К.А.Г., истца Ш.Л.Я. и представителя ответчика О.А.И. рассмотрев в отрытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов Ш.Л.Я. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) о признании действий незаконными, понуждении возобновить выплату федеральной социальной доплаты, -
установил:
Заместитель прокурора <адрес> РК обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия ГУ-УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) по приостановлению выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии Ш.Л.Я. с 01.06.2018, а также, обязать ответчика возобновить выплату федеральной социальной доплаты (далее ФСД) к пенсии Ш.Л.Я. с 01.06.2018, мотивируя свои требования тем, что Ш.Л.Я. является получателем пенсии по старости, а также, являлась получателем ФСД. С 01.06.2018 года ей прекращена выплата ФСД в связи с поступлением данных о персонифицированном учете СЗВ-М, поскольку она является председателем правления ТСН «Крымчанка». Однако, данная должность является выборной, она не состоит в трудовых отношениях с ТСН «Крымчанка», не получает заработную плату, в связи с чем не является трудоустроенной.
В судебном заседании помощник прокурора К.А.Г. и Ш.Л.Я. требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признала и суду пояснила, что в управление ПФ РФ в <адрес> поступили данные персонифицированного учета СЗВ-М в отношении Ш.Л.Я. Данные представила сама истица и в соответствии с представленной информацией истица значится как трудоустроенная, в связи с чем не имеет права на получение ФСД.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично, исходя из следующего.
Судом установлено, что 04.05.2012 года зарегистрировано товарищество собственников недвижимости «Крымчанка». Юридический адрес: <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ председателем правления является Ш.Л.Я.(л.д.29).
Согласно Устава ТСН «Крымчанка», зарегистрированного 26.10.2018 года товарищество является добровольным объединением собственников недвижимости, созданным для совместного использования имуществом, находящегося в общей собственности и общем пользовании. Является некоммерческой организацией.
Председатель правления избирается из состава правления товарищества, обеспечивает выполнение решений правления, в том числе, подписывает платежные документы и совершает сделки ( п.п.9.9-9.11).
Ш.Л.Я. с 09 мая 2014 года является получателем пенсии по возрасту.
С 01.01.2016 года Ш.Л.Я. по ее личному заявлению установлена ФСД ( л.д.21).
Согласно распоряжение от 16 августа 2018 года Ш.Л.Я. приостановлена выплата федеральной социальной доплаты (л.д.26).
Из представленной суду справки ГУ-УПФР в <адрес> от 02.07.2020 года ФСД выплачена истицу по 31.08.2018 года включительно.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов; осуществление прав одним человеком не должно нарушать прав и свобод другого человека.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации: Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона о прожиточном минимуме в субъекте Российской Федерации.
В силу части 4 названной статьи федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона о прожиточном минимуме в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная этой статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (часть 6 статьи 12.1).
Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", в которой указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В силу пункта 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управления общим комплексом имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
Согласно положениям статьи 144, части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества (подпункт 11 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
Установленный частью 3.1 указанной статьи запрет в полной мере относится и председателю правления.
Как всякая некоммерческая организация товарищество собственников недвижимости любого вида вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, и постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 ГК РПФ).
Правление как орган управления товарищества собственников недвижимости любого вида, обеспечивая выполнение тех целей, для которых создано товарищество, активно участвует в экономической деятельности; заключает от имени товарищества различные договоры; осуществляет сбор членских взносов и других обязательных платежей; решает самые разные вопросы текущей хозяйственной деятельности товарищества; осуществляет представительские функции во взаимоотношениях с другими хозяйствующими субъектами, в том числе, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно нормам, изложенным в ст. ст. 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
Между тем, учитывая приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
Из указанных выше положений закона в их взаимосвязи следует вывод, согласно которому товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.
Ш.Л.Я. является собственником <адрес> в <адрес> и указанные обстоятельства сторонами не оспорены. Истец действует исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.
Следовательно у ответчика не было оснований для принятие решения о приостановлении выплаты ФСД Ш.Л.Я.
Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
Полный текст решения изготовлен 16.07.2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное) по приостановлению выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии Ш.Л.Я. с 01.09.2018.
Обязать ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное) возобновить выплату федеральной социальной доплаты к пенсии Ш.Л.Я. с 01.09.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Микитюк