Дело № 2-239/2020
УИД № 50RS0046-01-2020-000042-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 04 августа 2020 года.
Мотивированное решение составлено 06 августа 2020 года.
г. Ступино Московской области 04 августа 2020 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Сидоровой Д.А., с участием представителя истцов Севалова Максима Николаевича и Бондаренко Павла Викторовича, действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аверьяновой Татьяны Александровны, Шамаховой Людмилы Федоровны, Олимпиевой Ирины Львовны, Степочкина Александра Викторовича и Бабенко Владимира Ильича к ПЖСК «Медик» о признании вышедшими из членов потребительского жилищно-строительного кооператива с одновременным выходом из состава его участников (учредителей), об обязании внести изменения в сведения ЕГРЮЛ о выходе из участников потребительского жилищно-строительного кооператива,
У С Т А Н О В И Л:
Аверьянова Т.А., Шамахова Л.Ф., Олимпиева И.Л., Степочкин А.В. и Бабенко В.И. обратились в суд с иском к ПЖСК «Медик» (ОГРН: 1105045000873; ИНН: 5045046910) о признании их вышедшими из членов ЖСК «Медик» с 19.02.2013 года с одновременным выходом из состава участников (учредителей) указанного потребительского кооператива; об обязании внести изменения в сведения ЕГРЮЛ о выходе их из участников ПЖСК «Медик».
Требования истцов обоснованы тем, что 27.04.2010 года был создан ЖСК «Медик». Истцы являются учредителями этого кооператива и его членами. Паевые взносы истцами Аверьяновой Т.А., Олимпиевой И.Л., Степочкиным А.В. и Бабенко В.И. полностью внесены, получены квартиры. Истец Шамахова Л.Ф. паевой взнос не вносила и квартиру не получала. 19.02.2013 года состоялось общее собрание членов ЖСК «Медик», на котором истцы сдали председателю правления кооператива свои заявления о выходе из кооператива с одновременным выходом из состава учредителей. Решение истцов было обусловлено достижением цели образования кооператива. Данное обстоятельство зафиксировано в протоколе собрания членов ЖСК «Медик» от 19.02.2013 года. О том, что истцы не исключены из кооператива, стало известно в 2019 году, когда Ланиной И.С. было подано в суд заявление о замене стороны исполнительного производства. При таких обстоятельствах истцы могут быть привлечены к субсидиарной гражданско-правовой ответственности по неисполненным обязательствам ЖСК «Медик».
Истцы Аверьянова Т.А., Шамахова Л.Ф., Олимпиева И.Л., Степочкин А.В. и Бабенко В.И., будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представители истцов Севалов М.Н. и Бондаренко П.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании подтвердили изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержали иск и просили его удовлетворить.
Представитель ответчика ПЖСК «Медик» в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства ответчик был извещён надлежащим образом.
Третьи лица Чудакова С.Ю. и Филиппова Е.Е., будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В связи с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей истцов, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения искового заявления.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах.
В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
Исходя из положений ст. 112 ЖК РФ,решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей. В собрании учредителей жилищного кооператива вправе участвовать лица, желающие организовать жилищный кооператив. Членами жилищного кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица становятся лица, проголосовавшие за организацию жилищного кооператива. Решение собрания учредителей жилищного кооператива оформляется протоколом.
На основании ч. 1 ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться, в том числе, сведения о порядке вступления в члены кооператива и порядке выхода из кооператива, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Государственная регистрация жилищного кооператива осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ст. 114 ЖК РФ).
Статьёй 115 ЖК РФ предусмотрено, что органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
Согласно ст. 130 ЖК РФ членство в жилищном кооперативе прекращается в случае: выхода члена кооператива; исключения члена кооператива; ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива; ликвидации жилищного кооператива; смерти гражданина, являющегося членом жилищного кооператива.
Заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива.
Член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом жилищного кооператива.
На основании Федерального закона от 31.01.2016 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 15 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» была дополнена пунктом 3, в соответствии с которым, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
Этим же Федеральным законом от 31.01.2016 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дополнена пунктом 2.2, согласно которому для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Перечень юридических фактов, устанавливаемых судом, указанных в ч. 2 данной статьи, не является исчерпывающим.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.04.2010 года решением собрания учредителей Аверьяновой Т.А., Шамаховой Л.Ф., Олимпиевой И.Л., Степочкиным А.В. и Бабенко В.И. (истцы по делу), а также Филипповой Е.Е. и Чудаковой С.Ю. (третьи лица по делу) образован Жилищно-строительный кооператив «Медик» (далее – ЖСК «Медик»), который зарегистрирован 28.04.2010 года (л. д. 19-28, 29-33).
24.06.2018 года наименование указанного кооператива изменено на Потребительский жилищно-строительный кооператив «Медик» (далее – ПЖСК «Медик») (л. д. 29-33, 56-61).
Согласно Уставу ПЖСК «Медик» (ЖСК «Медик») кооператив является некоммерческой организацией, созданной гражданами в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и основанной путём объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 2.1).
Кооператив образован в целях реализации прав его членов для удовлетворения их потребностей в недвижимости путём инвестирования в строительство многоквартирного дома, а также для последующей эксплуатации и управления приобретённой недвижимостью, её содержания, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния общего совместного имущества (п. 3.1).
Согласно п. 10.12 Устава ПЖСК «Медик» член кооператива имеет право в любой момент выйти из кооператива и получить 100% фактически внесённых паевых взносов без индексации процентов. Заявление о выходе из кооператива подаётся в правление (л. д. 19-28, 55-61).
В связи с указанным, в силу правового регулирования, установленного в указанной области правоотношений, право члена кооператива на выход из жилищно-строительного кооператива является безусловным, на основании п. 1 ч. 1 ст. 130 ЖК РФ и п. 10.12 Устава ПЖСК «Медик» допускается прекращение членства в кооперативе в одностороннем порядке по инициативе члена кооператива.
Анализ вышеприведённых положений позволяет прийти к выводу о том, что право на выход из членов кооператива в добровольном порядке, предусмотренное п. 10.12 Устава ПЖСК «Медик», может быть реализовано лицами, желающими выйти из членов кооператива, в любое время, и для осуществления такого права ни нормы действующего жилищного законодательства, ни положения Устава ПЖСК «Медик» (ранее – ЖСК «Медик») не устанавливают необходимость принятия общим собранием членов кооператива решения об исключении указанных лиц, поскольку такое решение принимается лишь в случае систематического грубого требований законодательства РФ и положений Устава кооператива, а также неуплаты установленных общим собранием кооператива взносов и платежей, коммунальных и иных услуг.
Истцами Аверьяновой Т.А., Олимпиевой И.Л., Степочкиным А.В. и Бабенко В.И. суду представлены доказательства выплаты ими как членами ЖСК «Медик» паевых взносов (справки ЖСК «Медик») и получения в собственность жилых помещений (квартир) в многоквартирном жилом доме <адрес>, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке (л. д. 10-11, 9-16, 70-73, 76-81).
Отвечающих требованиям допустимости, относимости и достаточности достоверных доказательств, подтверждающих факт подачи истцами 19.02.2013 года в правление ЖСК «Медик» письменных заявлений о выходе из кооператива, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, как не представлено и документов, подтверждающих выход из числа учредителей жилищно-строительного кооператива.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на представленный ими протокол собрания членов кооператива ЖСК «Медик» от 19.02.2013 года (при этом данный документ в подлиннике имеется у каждого из истцов), из содержания которого следует, что «9 из 14 членов указанного кооператива, как не имеющие долгов перед кооперативом, а именно: Михейкина, Дудин, Шамахова, Олимпиева, Бобенко, Баранецкая, Аверьянова, Черных и Степочкин выходят из состава кооператива ЖСК «Медик» и не несут ответственности за долги оставшихся членов кооператива» (л. д. 9).
Исходя из указанного протокола, на собрании присутствовало 14 членов ЖСК «Медик», имеются их подписи; протокол подписан председателем ЖСК «Медик» Никитиным В.В. и бухгалтером этого кооператива Шамаховой Л.Ф.
Протокол собрания членов кооператива ЖСК «Медик» от 19.02.2013 года, на который ссылаются истцы, недействительным в установленном порядке не признавался.
Определением суда от 17.02.2020 года по гражданскому делу была назначена судебная техническая экспертиза документов для определения давности изготовления протокола собрания членов кооператива ЖСК «Медик» от 19.02.2013 года, производство которой поручено экспертам ФБУ «Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ», однако, исходя из заключения экспертов от 08.07.2020 года № 1081/07-2-20, определить время (период) выполнения печатного текста, подписей членов кооператива, в том числе, соответствует ли время выполнения дате «19.02.2013 года», не представляется возможным (л. д. 105-106, 113-124).
Таким образом, истцы Аверьянова Т.А., Шамахова Л.Ф., Олимпиева И.Л., Степочкин А.В. и Бабенко В.И., заявив о своём выходе из членов ЖСК «Медик» на общем собрании членов указанного кооператива, что нашло своё отражение в протоколе собрания от 19.02.2013 года, реализовали своё право добровольный выход из членов ЖСК «Медик», поэтому оснований для принятия решения по заявленным истцами требованиям у суда не имеется.
Федеральный закон от 31.01.2016 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании статьи 8 вступил в силу 31.01.2016 года, поэтому учредители (участники) кооператива могли после указанной даты реализовать свое право выхода из состава учредителей (участников), соответственно, права и обязанности которых прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Учитывая, что на момент проведения собрания членов ЖСК «Медик» (19.02.2013 года), действовал Федеральный закон, которым не были предусмотрены основания и порядок выхода учредителя из некоммерческой организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ сведений об учредителях, то у суда отсутствуют основания для его применения к спорным правоотношениям.
Исходя из взаимосвязанных положений ст.ст. 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежат нарушенные права и законные интересы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не предоставлено суду отвечающих требованиям допустимости, относимости и достаточности достоверных доказательств нарушения их прав и законных интересов со стороны ответчика ПЖСК «Медик».
Доводы истцов, изложенные в исковом заявлении и представленные в ходе судебного разбирательства, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения; не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истцов со стороны ответчика, а поэтому не могут являться основанием к удовлетворению иска.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения искового заявления Аверьяновой Т.А., Шамаховой Л.Ф., Олимпиевой И.Л., Степочкина А.В. и Бабенко В.И. по заявленным требованиям в рамках избранного ими способа защиты своего права у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Аверьяновой Татьяны Александровны, Шамаховой Людмилы Федоровны, Олимпиевой Ирины Львовны, Степочкина Александра Викторовича и Бабенко Владимира Ильича к ПЖСК «Медик» (ОГРН: 1105045000873; ИНН: 5045046910) о признании вышедшими из членов ЖСК «Медик» с 19.02.2013 года с одновременным выходом из состава участников (учредителей) указанного потребительского кооператива; об обязании внести изменения в сведения ЕГРЮЛ о выходе из участников ПЖСК «Медик» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин