Дело № 2-67/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 22 марта 2018 года
Островский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Громовой А.Н.,
с участием:представителя заявителя администрации Островского муниципального района Пелевиной Л.А.,
представителя заинтересованного лица-заместителя главы администрации Адищевского сельского поселения Никешина О.В.,
при секретаре Козыревой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования Островского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Муниципальное образование Островский муниципальный район Костромской области обратилось в Островский районный суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение гидротехническое (водопровод), расположенное по <адрес> мотивируя требования тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее- ЕГРПНИ) о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № на основании запроса администрации Островского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРПНИ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись №У о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружения гидротехнического (водопровода), расположенного по адресу: <адрес>, д.Адищево, в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ вопросы организации в границах сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом решает администрация Островского муниципального района, были проведены мероприятия по выявлению бесхозных объектов. На территории Адищевского сельского поселения был выявлен бесхозный объект - сооружение гидротехническое (водопровод). Из информации органов учета государственного и муниципального имущества следует, что в ЕГРПНИ, ведение которого осуществляет Управление Росреестра по <адрес>, права на указанный объект не зарегистрированы, в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление Росимущества по <адрес>, указанный объект не учтен, в реестре государственного имущества, ведение которого осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, данное сооружение отсутствует, в реестрах муниципального имущества Островского муниципального района и Адищевского сельского поселения указанный объект также не значится. Из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что сооружение гидротехническое с кадастровым №, введено в эксплуатацию в 1985 году, имеет протяженность 1898 м.
Представитель заявителя Пелевина Л.А. в судебном заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд признать за муниципальным образованием Островский муниципальный район Костромской области право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение гидротехническое (водопровод), расположенное по <адрес>
Представитель администрации Адищевского сельского поселения Никешин О.В. возражений против заявленных требований не представил. На вопросы суда пояснил, что споров о правах на использование сетей водопровода не имеется и необходимо установить право собственности на данное недвижимое имущество.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя Управления, против удовлетворения заявленных требований не возражал. (Л.д.59-60). В отзыве на заявление указал, что в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации бесхозяйного объекта, расположенного по <адрес> -сооружения гидротехнического (водопровода). В случае установления судом оснований для вынесения решения о признании права собственности за истцом на указанный объект недвижимости, последний может обратиться в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о государственной регистрации своего права в установленном законом порядке. Основанием для государственной регистрации права будет вступившее в законную силу решение суда.
Представители заинтересованных лиц : ОГБУЗ «Островская РБ», МКОУ «Адищевская средняя общеобразовательная школа», ИП Думова Н.А., МУП «Тепловик» о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. (л.д.57,58, 61-64)
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.3 ст.218 Гражданского кодекса РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Под бесхозяйной вещью в соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ понимается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно кадастровому паспорту (Л.д. 6-13) собственник сооружения гидротехнического протяженностью ... метров с кадастровым №, расположенного по <адрес> не установлен.
Фактически бесхозность данного недвижимого имущества и отсутствие на него прав других лиц также подтверждается следующими письменными доказательствами: сведениями Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, из которых следует, что водопровод с кадастровым № по <адрес> в реестре государственного имущества Костромской области отсутствует (Л.д.14), информацией Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Костромской области, согласно которой спорный объект в реестре федерального имущества не числится (Л.д.15), информацией администрации Островского муниципального района (Л.д.16) и администрации Адищевского сельского поселения (Л.д.17), согласно которым водопровод с кадастровым № по <адрес> в муниципальной собственности не числится и в реестре муниципального имущества отсутствует.
Из информации Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ (Л.д.18) следует, что сооружение (водопровод) с кадастровым № по <адрес> объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, не является.
Из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (Л.д.42-45) и акта-приема передачи от 29.12.2017г. к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46) следует, что договор аренды муниципального имущества, заключенного между МУП «Ресурс» и администрацией Адищевского сельского поселения Островского муниципального района, о пользовании водопроводом (сооружением гидротехническим) с кадастровым № по <адрес> расторгнут.
Из представленных документов следует, что сооружение гидротехническое (водопровод) с кадастровым № по <адрес> в течение длительного времени обладает признаками бесхозного имущества и права на данный объект недвижимости никем не заявлены.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные вопросы, согласно Уставу муниципального образования Островский муниципальный район Костромской области так же отнесены к полномочиям заявителя.
Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (далее -Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (Л.д.20) в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружения гидротехнического (водопровода) с кадастровым № по <адрес> на основании заявления муниципального образования Островского муниципального района.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что фактическая бесхозность данного объекта и отсутствие на него прав других лиц подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами, которые суд признает относимыми и допустимыми, в связи с чем заявление Островского муниципального района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение гидротехническое (водопровод), расположенное по <адрес> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление муниципального образования Островского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Островским муниципальным районом Костромской области право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение гидротехническое (водопровод) протяженностью ... метров с кадастровым № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Н.Громова