Решение по делу № 8Г-4111/2020 [88-8217/2020] от 22.01.2020

Дело № 8Г-4111/2020 - (88-8217/2020)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 июня 2020 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Буториной Ж.В.,

судей Зуевой Н.В., Коргун Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пучкова Александра Борисовича к Департаменту строительства Ярославской области о предоставлении государственного жилищного сертификата (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-1910/2019),

по кассационной жалобе Пучкова Александра Борисовича на решение Кировского районного суда города Ярославля от 11.06.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 20.09.2019 г.,

заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Буториной Ж.В.,

у с т а н о в и л а:

Пучков А.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Ярославской области о возложении обязанности выдать ему сертификат на получение (строительство) жилья, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что он относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающихся в его улучшении и не получивших субсидий на эти цели. С целью реализации права на предоставление субсидии Пучков А.Б. обратился в Департамент строительства Ярославской области и был поставлен на соответствующий учет под номером 43. В 2014 году Пучков А.Б. состоял в указанной очереди под номером 39, в 2017 году - под номером 28, в 2018 году - под номером 25, в 2019 году - под номером 23 по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет с 07.12.2012 года. Пучков А.Б. полагает, что действиями Департамента строительства Ярославской области нарушается его право на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Решением Кировского районного суда города Ярославля от 11.06.2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 20.09.2019 г., исковые требования Пучкова А.Б. были оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ, для отмены решения или апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таким образом, кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных (фундаментальных) нарушений, о чем неоднократно указывалось как Конституционным судом Российской Федерации, так и Европейским Судом по права человека.

Таких нарушений норм материального и процессуального законодательства при принятии судебных постановлений не усматривается.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.

Ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий.

В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Данным Федеральным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

- инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

- инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено данным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее также – Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Пучков А.Б. был поставлен на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включен в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2014 году. В списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году, Пучков А.Б. состоит под номером 23 по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 07.12.2012 года. Выдача Пучкову А.Б. государственного жилищного сертификата будет осуществлена в соответствии с очередностью после выделения достаточного объема средств федерального бюджета для оформления государственного жилищного сертификата. Доказательств нарушения Департаментом строительства Ярославской области вышеназванного порядка распределения выделенных в 2014-2019 годах на основании распоряжений Правительства Российской Федерации государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в материалы дела представлено не было.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Пучков А.Б., был в установленном порядке поставлен на учет, включен в сводный список на получение государственного жилищного сертификата, его право на получение государственного жилищного сертификата как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры» Департаментом строительства Ярославской области не оспаривается, реализация данного права производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет, и пришел к выводу, что каких-либо нарушений прав Пучкова А.Б. не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что они основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела и правильном применении норм материального права.

Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с установленными судом обстоятельствами дела, сами по себе не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в силу судебных постановлений, поскольку оценка доказательств и отражение её результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целом приведенные в жалобе доводы в своей совокупности направлены на оспаривание выводов нижестоящих судов, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку были предметом подробного исследования судов первой и второй инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемых судебных постановлениях, им дано надлежащее правовое обоснование, а потому не могут повлечь отмену решения суда и определения судебной коллегии апелляционной инстанции.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда города Ярославля от 11.06.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 20.09.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пучкова Александра Борисовича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-4111/2020 [88-8217/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Пучков Александр Борисович
Ответчики
Департамент строительства Ярославской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Буторина Жанна Васильевна
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
09.04.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее