Дело № 2-17/2024
УИД 22RS0069-01-2023-000795-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Болобченко К.А.,
при секретаре Лезвиной К.Д.,
с участием представителя ответчика Казанцева А.В. - Серовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ленинского района г.Барнаула к Казанцеву А.В., Штайнепрайс Г.Н. об освобождении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Администрация Ленинского района г.Барнаула обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Казанцеву А.В., Штайнепрайс Г.Н. с требованиями о возложении обязанности, по освобождению самовольно занятого земельного участка по ///, а именно: со стороны ///, выходящий за пределы плановых границ земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: /// - часть тамбура жилого дома, площадью 1,9 кв.м.; со стороны пер. Изобильный, выходящий за пределы плановых границ земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: /// - крыльцо жилого дома площадью 4,5 кв.м.; со стороны ///, выходящий за пределы плановых границ земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: /// - часть кирпичного строения хозяйственного блока, площадью 38,6 кв.м.; со стороны ул. Каштановой, выходящий за пределы плановых границ земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: /// - часть кирпичного строения хозяйственного блока площадью 61,1 кв.м.; металлическое ограждение, расположенное за пределами северо-восточной плановой границы, а также за пределами красных линий; установить для ответчиков срок для добровольного исполнения решения суда – 31 мая 2024 года; в случае неисполнения решения суда в срок до 31 мая 2024 года, взыскивать с ответчиков судебную неустойку в размере 5 000 руб. с каждого ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2022 земельный участок площадью 1300 кв.м (назначение - земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства) по /// принадлежит на праве общей совместной собственности Казанцеву А.В. и Штайнепрайс Г.Н.
Инспектором отделения НД и ПР по Ленинскому району ТО НД и ПР №1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю старшим лейтенантом внутренней службы ФИО1. в адрес Научногородокской сельской администрации Ленинского района г.Барнаула было взнесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 29.09.2022 №6687, которым Научногородокской сельской администрации было предложено организовать работы по свободному проезду пожарной техники на пересечении /// (со стороны /// согласно требованиям пункта 71 Правил противопожарного режима (постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479).
Уполномоченными специалистами сельской администрации в ходе работы по указанному предостережению был осуществлен выход по адресу ///. При осмотре выявлено, что на территории общего пользования зафиксирована установка металлического шлагбаума, размещение строительных материалов (металлические изделия, песок), размещение металлического гаража, установка металлического столба, ограничивающие проезд пожарной техники.
Согласно акту осмотра земельного участка, составленного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, от 02.11.2022 №363 спорный земельный участок огорожен, располагается жилой дом и объект капитального строительства, хозяйственная постройка. Со стороны /// хозяйственная постройка, объект капитального строительства и ограждение расположены за границей отведенного земельного участка, тем самым занята территория общего пользования примерной площадью 118 кв.м. Также со стороны /// часть объекта капитального строительства и ограждение земельного участка расположены за границей отведенного земельного участка, тем самым занята территория общего пользования примерной площадью 190 кв.м. Со стороны /// вблизи дома /// расположен гараж примерными размерами 3x6, тем самым самовольно занята территория общего пользования примерной площадью 18 кв.м. Рядом с земельным участком /// расположены строительные материалы.
Между земельными участками с кадастровыми номерами ... и ... расположен самодельный знак «Тупик» и шлагбаум, который на момент осмотра был поднят, доступ к территории общего пользования между домами, расположенными /// - беспрепятственный.
Вместе с тем между домами переулок /// расположен столб, растут деревья и кустарники, тем самым с /// не осуществляется.
Сельской администрацией в адрес ответчиков были направлены письма от 09.11.2022 №200/л-220/отв-592 и №200/л-220/отв-591 с предложением в срок до 08.12.2022 принять меры по освобождению земельного участка.
По состоянию на 30.01.2023 указанные нарушения устранены частично: шлагбаум и металлический столб отсутствуют, отсутствует часть металлических изделий, что подтверждается актом осмотра объекта с фототаблицами от 30.01.2023.
В ходе судебного разбирательства 26.04.2023 администрация Ленинского района г. Барнаула уточнила исковые требования, в которых просила обязать ответчиков освободить самовольно занятый земельный участок по ///, а именно: со стороны /// ограждение, расположенное за границей отведённого земельного участка (самовольно занята территория общего пользования примерной площадью 190 кв.м.); в случае неисполнения решения суда в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчиков в пользу истца солидарную судебную неустойку в размере 5 000 руб. ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда.
Мотивируя уточненные исковые требования тем, что в результате осмотра 20.04.2023 земельного участка по адресу /// специалистами Научногородокской сельской администрацией района установлено, что со стороны /// металлический гараж отсутствует, что подтверждается актом осмотра с фототаблицей от 20.04.2023.
Далее, в ходе рассмотрения дела, судом была назначена судебная экспертиза, в ходе которой доводы истца о том, что имеет место выход за пределы границ земельного участка, а также за пределы красных линий собственниками земельного участка по адресу: /// экспертом подтверждены.
То обстоятельство, что предложенный экспертом способ устранения данного нарушения состоит в надлежащем оформлении ответчиками права собственности либо права пользования земельным участком, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку вывод эксперта не может основываться на предположениях, носить вероятностный характер и зависеть от обстоятельств, в отношении которых неизвестно, наступят они или нет. В нарушение изложенного, заключение эксперта основано на предположении о том, что действующее законодательство о границах красных линий будет изменено.
О существовании нарушений ответчикам стало известно из письма от 09.11.2022 №200/л-220/отв-592 и №200/л-220/отв-591 с предложением в срок до 08.12.2022 принять меры по освобождению земельного участка. Прошло достаточное количество времени, в течение которого ответчики имели возможность начать процедуру приведения документов на участок в соответствие с действующим законодательством. Продолжительное бездействие со стороны ответчиков влечет нарушение прав администрации района по использованию территории общего пользования, нарушение градостроительных норм и правил.
На основании вышеизложенного истец просит удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Казанцева А.В. по доверенности Серова В.В. в судебном заседании возражала против уточненных исковых требований в полном объеме. Представила письменный отзыв. Пояснила, что экспертиза указала о выбранном чрезмерном способе восстановления нарушенных прав, есть иной способ. Данный проезд тупиковый, красные линии были нанесены позже, чем сформированы границы участка. Такая позиция подтверждается сложившейся практикой.
В судебное заседание представитель истца администрация Ленинского района г. Барнаула не явился, извещен о дате и месте судебного заседния надлежащим образом. В прошлом судебном заседании на заявленных уточненных исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Ответчики Казанцев А.В., Штайнепрайс Г.Н. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
На основании ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 г. № 12 ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет следующие полномочия: осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края.
В силу п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Право частной собственности граждан на землю закреплено в ст. 36 Конституции Российской Федерации, определяющей свободное осуществление владения, пользования распоряжения землей. При этом право владения, распоряжения и пользования собственника земельного участка определяется границами этого участка.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Статьей 76 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края определено, что в целях осуществления исполнительно-распорядительных функций на территории районов в городе Барнауле действуют районные в городе администрации, являющиеся органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.
Согласно п.6 ст.16 Положения о Ленинском районе в городе Барнауле и администрации Ленинского района города Барнаула (приложение 3 к решению Барнаульской государственной Думы от 29.10.2021 №775) к полномочиям администрация Ленинского района г. Барнаула в области архитектуры и строительства относится выявление и обращение в суд с исками о сносе самовольных построек - индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, а также строений, сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, возведенных, созданных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке, или на земельных участках, разрешенное использование которых не допускает строительства на них данных объектов, либо возведенных, созданных без получения на это необходимых решений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, администрация Ленинского района г. Барнаула вправе контролировать использование земельных участков в районе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок кадастровый номер ..., площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: ///, вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве общей совместной собственности Казанцеву А.В., Штайнепрайс Г.Н., в настоящее время используется для эксплуатации жилого дома.
В соответствии с представленными в материалы дела истцом актами обследования земельного участка, составленными специалистами Научногородокской сельской администрации Ленинского района г.Барнаула от 20 апреля 2022 года, от 03.10.2022, от 15.12.2022, от 30.01.2023, фототаблицами, в ходе проведения проверки выявлены нарушения.
Актом осмотра от 02 ноября 2022 года земельный участок огорожен, располагается жилой дом и объект капитального строительства, хозяйственная постройка. Со стороны /// хозяйственная постройка, объект капитального строительства и ограждение расположены за границей отведенного земельного участка, тем самым занята территория общего пользования примерной площадью 118 кв.м. Так же со стороны /// часть объекта капитального строительства и ограждение земельного участка расположены за границей отведенного земельного участка, тем самым занята территория общего пользования примерной площадью 190 кв.м. Со стороны /// расположен гараж примерными размерами 3*6, тем самым самовольно занята территория общего пользования примерной площадью 18 кв.м. Рядом с земельным участком /// расположены строительные материалы. Между земельными участками с кадастровыми номерами ... и ... расположен самовольный знак «Тупик» и шлагбаум. Между домами /// расположен столб, растут деревья и кустарники, тем самым с /// не осуществляется.
Согласно заключению эксперта №014/2023/2-1136/2023 фактические границы земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: /// со стороны ///, выявленные в процессе исследования, не соответствуют плановым границам, сведения о которых имеются в едином государственном реестре недвижимости. А именно (приложение №4): северо-восточная фактическая граница от точки н1 до точки н9 со стороны земель общего пользования (///) не соответствует северо-восточной плановой границе (1-2) земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ///, так как характерные точки фактической границы (от точки н1 до точки н9) расположены относительно плановой границы с превышением допустимой погрешности (<0,2м). Площадь земельного участка в фактических границах, которая выступает за пределы плановых границ со стороны ///, с учетом площади застройки части тамбура, крыльца и части хозяйственного блока, составляет 224 кв.м.; северо-западная фактическая граница от точки н9 до точки н 12 со стороны земель общего пользования (///) не соответствует северо-западной плановой границе (4-1) земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ///, так как характерные точки фактической границы (от точки н9 до точки н12) расположены относительно плановой границы с превышением допустимой погрешности (<0,2м). Площадь земельного участка в фактических границах, которая выступает за пределы плановых границ со стороны ///, с учетом площади застройки хозяйственного блока, составляет 90,6 кв.м.
Демонтаж металлического ограждения земельного участка по адресу: /// (от точки н1 до точки н8) проходящего по кирпичным и металлическим столбам, части тамбура и крыльца жилого дома стороны пер. Изобильный не целесообразен, в связи с тем, что проезд к /// в данной части /// не осуществляется из-за растущих деревьев и кустарников на пересечении улицы/переулка. А также эксперт отмечает, что как таковую угрозу жизни и здоровью граждан установленное металлическое ограждение со стороны /// не представляет, так как прилегающей к спорному земельному участку территорией общего пользования преимущественно пользуются собственники земельного участка по адресу: /// и земельного участка по адресу: /// для целей проезда к своим земельным участкам, при этом ширина проезжей части дороги соответствует нормативным требованиям (не менее 6-7м при двухполосном движении для улицы в зонах жилой застройки) согласно п.11.5 (табл. 11.2а) СП 42.13330.2016.
Учитывая, что граница красных линий в районе спорного земельного участка по адресу: /// установлена намного позже существующего ограждения и жилого дома, то эксперт рекомендует обратиться в Комитет по строительству, архитектуре, развитию города Барнаула с проектом по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории поселка Казенная Заимка по переносу красных линий в районе земельного участка по адресу: /// со стороны пер. Изобильный. Далее при положительном заключении рекомендуется произвести процедуру перераспределения земельного участка по адресу: /// с землями, находящимися в дарственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению эксперта, перенос красных линий в районе земельного участка адресу: /// со стороны пер.Изобильный возможен, так как согласно п. 11.5 (табл. 11.2а) СП 42.13330.2016 ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях принимается 10-20 м. На момент проведения экспертизы расстояния между плановыми границами спорного земельного участка по адресу: /// со стороны /// и плановыми границами земельных участков по адресу: ///, расположенных на противоположной стороне, составляет 15-20 м.
Северо-восточная фактическая граница от точки н8 до точки н9, проходящая по стене кирпичного строения хозяйственного блока, в том числе часть хозяйственного блока, расположена за пределами северо-восточной плановой границы (1-2), но в пределах границ красных линий.
Северо-восточная фактическая граница от точки н8 до точки н9, проходящая по стене кирпичного строения хозяйственного блока, в том числе часть хозяйственного блока со стороны /// расположена за пределами северо-восточной плановой границы (1-2) (приложение №4). Площадь земельного участка по адресу: /// в фактических границах, которая выступает за пределы плановых границ, с учетом площади застройки части хозяйственного блока, составляет 38,6 кв.м. Но, так как часть хозяйственного блока, которая выступает за пределы плановой границы (1-2), находится в пределах границ красных линий на землях, государственная собственность на которые не разграничена, то эксперт считает, что его демонтаж со стороны пер. Изобильный целесообразен. Таким образом, рекомендует решить данное нарушение путем перераспределения земельного участка по адресу: /// с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Северо-западная фактическая граница от точки н9 до точки н12, проходящая от точки н9 до точки н10 - по стене кирпичного строения хозяйственного блока, в том числе часть хозяйственного блока, и проходящая от точки н10 до точки н12 по металлическому ограждению, расположены за пределами северо-западной плановой границы (4-1), но в пределах границ красных линий.
Северо-западная фактическая граница от точки н9 до точки н12, проходящая от точки н9 до точки н10 по стене кирпичного строения хозяйственного блока, в том числе часть хозяйственного блока, и проходящая от точки н10 до точки н12 по металлическому ограждению со стороны улицы Каштановая расположены за пределами северо-западной плановой границы (4-1) (приложение №4). Площадь земельного участка по адресу: /// в фактических границах, которая выступает за пределы плановых границ, с учетом площади застройки части хозяйственного блока, составляет 90,6 кв.м. Но, так как часть хозяйственного блока и металлическое ограждение со стороны ул.Каштановая, которые выступают за пределы плановой границы (4-1), находятся в пределах границ красных линий на землях, государственная собственность на которые не разграничена, то эксперт считает, что их демонтаж со стороны /// не целесообразен. Таким образом, рекомендует решить данное нарушение путем перераспределения земельного участка по адресу: /// с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Примечание: увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. (далее по тексту - Обзор от 19 марта 2014 г.), следует, что при оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения статьи 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав, равно как и несоблюдение конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, несоответствие избранного истцом способа защиты характере и степени допущенного нарушения прав или законных интересов, публичных интересов.
Красные линии в районе земельного участка по адресу: /// установлены проектом по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории поселка Казенная Заимка городского округа – города Барнаула Алтайского края, в отношении земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ///, утвержденным постановлением администрации г.Барнаула от 28.04.2023 №542.
Из анализа положений статей 10, 12 ГК РФ следует, что применение избранного способа защиты гражданских прав должно быть наименее обременительным для ответчика и невозможно в случае причинения при этом несоразмерного вреда.
По смыслу действующего законодательства, снос постройки является крайней и исключительной мерой, применяемой в случае невозможности устранения нарушения прав иным способом, лицо, заявляющее требования о восстановлении нарушенного права путем сноса постройки (части строений), должно доказать, что несоблюдение установленных норм повлекло нарушение прав, и, что защита нарушенных прав иным способом, помимо сноса, невозможна, поскольку избранный способ защиты всегда должен быть соразмерен допущенным нарушениям. Вместе с тем, доказательств того, что восстановление нарушенных прав может быть осуществлено исключительно путем сноса части указанных объектов, суду представлено не было.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.
Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, избранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения его прав или законных интересов, либо публичных интересов.
Исходя из смысла статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 8, 19 (часть Г), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 45, 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской в демократическом правовом и социальном государстве, правовое регулирование отношений в сфере гражданского оборота должно основываться на принципах равенства всех перед законом и судом, неприкосновенности собственности и свободы договора, соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности при установлении условий реализации и возможных ограничений их прав.
В силу статьи 12 ГК РФ избранный способ защиты должен соответствовать нарушенном праву и приводить к его восстановлению.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, и тот факт, что красные линии установлены позднее существующего ограждения и жилого дома, суд приходит к выводу о том, что факт выявленных нарушений не может являться безусловным основанием для сноса, поскольку применительно к ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение прав должно носить реальный характер, основанный не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и на фактических обстоятельствах.
Однако суд полагает, что истцом избран способ защиты, который не соразмерен степени нарушения его прав.
Суд приходит к выводу о том, что возложение на ответчика обязанности по демонтажу части тамбура жилого дома, крыльца жилого дома, части кирпичного строения и металлического ограждения приведет к несоразмерным нарушенном праву истца затратам со стороны ответчика и не повлечет при этом возможности в полной мере использовать освободившийся земельный участок в интересах неопределенного круга лиц.
При данных обстоятельствах, суд не находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования администрации Ленинского района г. Барнаула (ИНН 2223011842) к Казанцеву А.В. (СНИЛС ... Штайнепрайс Г.Н. (СНИЛС ...) об освобождении земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Судья К.А. Болобченко