Дело №2а-267/2020
УИД №26RS0010-01-2019-005208-27
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 25 февраля 2020 года
Георгиевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Монастырского В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебного заседания Георгиевского городского суда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> края к ФИО1 о взыскании задолженности в виде недоимки по уплате транспортного и земельного налогов и пени на них,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по <адрес> края (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности за 2017 год в сумме 11 814 рублей в виде недоимки по уплате: транспортный налог – 11 386 рублей, пени на него – 181 рубль 13 копеек, земельный налог – 243 рубля, пени на него – 3 рубля 87 копеек, возложении обязанности по уплате госпошлины, ссылаясь на следующее.
ФИО1, как собственник земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, является плательщиком земельного налога. Кроме того, ФИО1 является собственником транспортных средств: «Mitsubishi» государственный регистрационный знак (далее – г/н) Е158УТ-26rus, «Nissan Navara 2.5DLE» г/н №26rus, «ЭО-2621» г/н №26rus, а до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежали транспортные средства: «МАЗ 5551» г/н №26rus, «КРАЗ 3256Б1» г/н №26rus и «КРАЗ 3256Б1» г/н №26rus, в связи с чем является плательщиком транспортного налога.
Во исполнение требований закона ИФНС в его адрес направлены налоговые уведомления, которые он проигнорировал и в установленный срок не исполнил обязанность по уплате налоговых платежей, в связи с чем, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со следующего дня, ИФНС начислены пени.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ФИО1 направлено требование № об уплате налогов, пени и штрафа в указанный в требовании срок. Административным ответчиком данное требование не были исполнено, задолженность так и не была погашена.
Стороны, извещенные в соответствии с требованиями статьи 96 КАС РФ о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, не явились, доказательств уважительности неявки и ходатайств об отложении не представлено. Учитывая изложенное, а также поскольку участие участвующих в деле лиц судом обязательным не признавалось, суд в соответствии с положениями статьи 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ИФНС к ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 45 Конституции РФ закреплено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции РФ).
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции РФ.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу требований пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик обязан: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать; выполнять законные требования налогового органа об установлении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (статья 358 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в предусмотренных названной статьей размерах.
В <адрес> налоговые ставки предусмотрены статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О транспортном налоге».
Уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств на основании налогового уведомления, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 НК РФ).
Как следует из материалов дела, административному ответчику ФИО1 принадлежат транспортные средства: «Mitsubishi» г/н №26rus, «Nissan Navara 2.5DLE» г/н №26rus, «ЭО-2621» г/н №26rus, а до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежали транспортные средства: «МАЗ 5551» г/н №26rus, «КРАЗ 3256Б1» г/н №26rus и «КРАЗ 3256Б1» г/н №26rus, все из них являются объектами налогообложения, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога.
В соответствии со статьей 5 ЗК РФ и статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не ранее чем до 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога производится налогоплательщиками – физическими лицами по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ на основании налогового уведомления. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом, в силу статьи 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежат земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, в связи с чем он является плательщиком земельного налога.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность).
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 допущена недоимка по уплате налоговых платежей, в связи с чем ИФНС во исполнение требований закона в его адрес направлено соответствующее налоговое уведомление №, которое административным ответчиком проигнорировано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ.
В связи с неисполнением в добровольном порядке обязанности по уплате задолженности, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налогов и пени на них № в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 НК РФ, в срок до 25.03.2019
В нарушение требований статьи 57 Конституции РФ, статьи 23 НК РФ ФИО1 в добровольном порядке требование ИФНС не исполнил и задолженность не погасил.
Порядок принудительного взыскания страховых взносов регламентирован статьей 48 НК РФ.
Согласно статье 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из универсальной воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ, в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок и пеней, при рассмотрении исков о взыскании недоимок следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании недоимок и пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Анализ приведенной нормы во взаимосвязи с ранее приведенными положениями статей 69, 70 НК РФ свидетельствует о том, что предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании представляет собой совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ, срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании, и шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ определено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу пункта 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленными статьями 46-48 НК РФ.
Таким образом, взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедур взыскания сумм налогов (сборов) и пеней, начисленных на эти суммы, недопустимо, так как дополнительное обязательство неразрывно связано с основным.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Исходя из приведенных выше взаимосвязанных положений налогового и административного законодательства, предельный срок обращения налогового органа в суд с административным иском о принудительном взыскании с ФИО1 налоговых платежей за 2017 год истекал ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока обращения для принудительного взыскания задолженности по налогам и пени, на основании заявления ИФНС, мировым судьей судебного участка № <адрес> и <адрес> вынесен судебный приказ №а-774-07-423/19 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени на них в сумме 11 814 рублей. Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен на основании заявления должника.
Согласно штампу входящей корреспонденции, настоящее административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа.
Таким образом, учитывая, что срок для обращения с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам за 2017 год и пени на них в сумме 11 814 рублей, в том числе: транспортный налог – 11 386 рублей, пени на него – 181 рубль 13 копеек, земельный налог – 243 рубля, пени на него – 3 рубля 87 копеек, ИФНС не пропущен, процедура принудительного взыскания задолженности ИФНС соблюдена, доказательств оплаты указанной задолженности административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что ИФНС полностью доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания этой задолженности, в связи с чем требования административного истца в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, на основании части 1 статьи 114 КАС РФ она подлежит взысканию с административного ответчика в размере 472 рублей 56 копеек, исходя расчета, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 290 КАС РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░/░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░ 11 814 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 11 386 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ – 181 ░░░░░ 13 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ – 243 ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ – 3 ░░░░░ 87 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 472 ░░░░░░ 56 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░4
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░