Дело № 66а-1219/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 11 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гришиной Г.Н.,
судей Геращенко Е.М., Пономаревой Е.И.,
при помощнике судьи Егошиной Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-127/20219 по апелляционной жалобе Правительства Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 19 декабря 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Смирнова А.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Гришиной Г.Н., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Смирнов А.Г. (далее – административный истец), обратился в Новгородский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащей ему на праве собственности квартиры с кадастровым номером №, общей площадью 41,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная Постановлением Администрации Новгородской области от 27 декабря 2012 года № 883 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость квартиры в размере 2 119 175 рублей, значительно превышает её рыночную стоимость, чем нарушаются его права и обязанности как плательщика налога на физических лиц, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Новгородского областного суда от 19 декабря 2020 года административное исковое заявление было удовлетворено, кадастровая стоимость квартиры с кадастровым номером № установлена в размере 1 776 000 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, Правительством Новгородской области подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, полагает, что административным истцом пропущен срок исковой давности для обращения с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения. Иных доводов административный ответчик не приводит.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, постановлено с учетом всех существенных обстоятельств дела.
В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители Правительства Новгородской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области» представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в административном деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении административного дела допущено не было.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Смирнову А.Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и закона города Москвы от 19 ноября 2014 года № 51 «О налоге на имущество физических лиц» административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость жилого помещения утверждена Постановлением Администрации Новгородской области от 27 декабря 2012 года № 883 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости» в размере 2 119 175 рублей.
Оспаривая установленную в результате массовой оценки кадастровую стоимость жилого помещения, административный истец представил суду отчет об оценке от 24 сентября 2019 года № 548, подготовленный оценщиком ООО «Бизнес Консультант», согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости была определена оценщиком в размере 1 776 000 рублей.
Суд первой инстанции, оценив представленный административным истцом в материалы дела отчет об оценке от 24 сентября 2019 года № 548, установив, что оценка спорного имущества была проведена оценщиком в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, данный отчет стороной ответчика оспорен не был, удовлетворил заявленные требования, установив кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости в сумме 1 776 000 рублей.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В силу положений части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оспаривая установленную в результате массовой оценки кадастровую стоимость жилого помещения, административный истец обратился с административным исковым заявлением в Новгородский областной суд 6 ноября 2019 года за пределами установленного законом срока.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности восстановления административному истцу срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости квартиры, которая была установлена в 2012 году и с того времени не изменялась, поскольку данное обстоятельство затрагивает права административного истца как налогоплательщика.
Кадастровая стоимость жилого помещения установлена судом на основании исследования представленных доказательств, в том числе, отчета об оценке недвижимости от 24 сентября 2019 года № 548, который ответчиками не оспаривался.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Новгородского областного суда от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи