Именем Российской Федерации
16 июня 2015 года г. Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельников С.Е., при секретаре судебного заседания Москвичевой А.В.,
с участием истца Красновой Р.В., представителя ответчика Рипановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Красновой Риммы Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,
у с т а н о в и л :
Краснова Р.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Краснова Р.В. обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности в городе и сельской местности, согласно указанного решения, специальный стаж на момент обращения составил 29 лет 10 месяцев 5 дней. В специальный стаж не включены периоды учебы на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 09.12.1991-ДД.ММ.ГГГГ и 11.11.2013-11.12.2013, поскольку данные периоды не предусмотрены правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года. С данным решением истица не согласна, так как он не соответствует положениям как трудового, так и пенсионного законодательства. Просит признать решение Управления Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске <адрес> Эл об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период учебы на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 09.12.1991-ДД.ММ.ГГГГ и 11.11.2013-11.12.2013, назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 20. ч.1 ст. 30 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «о страховых пенсиях».
В судебном заседании истица Краснова Р.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Рипанова М.В., исковые требования Красновой Р.В. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Так, согласно трудовой книжке АТ-VI № 7164982, выданной ДД.ММ.ГГГГ г., Краснова Р.В.(ФИО1) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая специальное медицинское образование, с августа 1986 года занималась и по настоящее время занимается лечебной деятельностью.
В периоды с 1991.12.09-1992.01.03; 20ДД.ММ.ГГГГ -20ДД.ММ.ГГГГ проходила курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, что подтверждается справкой уточняющий характер работы от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская ЦРБ».
Согласно решения Управления Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ № Красновой Р.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия специального стажа, который на момент обращения – ДД.ММ.ГГГГ г., составляет 29 лет 10 месяцев 5 дней, при необходимом – 30 лет, в специальный стаж, в том числе, не включены периоды: с 1991.12.09-1992.01.03; 20ДД.ММ.ГГГГ -20ДД.ММ.ГГГГ – учеба на курсах по переподготовке и квалификации кадров.
В судебном заседании исследовано представленное представителем истца для обозрения пенсионное дело Красновой Р.В., содержащее документально подтвержденные сведения о прохождении истицей курсов повышения квалификации с сохранением заработной платы в указанные периоды.
Давая оценку вышеуказанному решению и пенсионному делу, исследованным доказательствам и пояснениям представителя ответчика, суд считает спорные периоды: с 1991.12.09-1992.01.03; 20ДД.ММ.ГГГГ -20ДД.ММ.ГГГГ – учеба на курсах по переподготовке и квалификации кадров, документально подтвержденными.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Закрепляя в Федеральном законе от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривающей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Нормы ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" не конкретизируют круг лиц, имеющих право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, и носят отсылочный характер. Согласно ч. 2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.
В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что на день обращения истицы за назначением досрочной пенсии ее специальный стаж, принятый ответчиком, составлял 29 лет 10 месяцев 5 дней, спорные периоды с 1991.12.09-1992.01.03; 2013.11.11-20ДД.ММ.ГГГГ суммарно составляют 55 дней, т.е. 1 месяц 25 дней.
С учетом вышеизложенного суд считает, что истица на момент обращения за назначением трудовой пенсии досрочно выработала требуемый 30 – летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, необходимый для назначения льготной трудовой пенсией по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Принимая во внимание обращение истицы в Управления Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске <адрес> Эл ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением о назначении льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным исковые требования Красновой Р.В. удовлетворить полностью, поскольку при включении спорных периодов в льготный стаж, истица приобретает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Удовлетворяя требования истицы, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истицы на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.
При обращении в суд истицей уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, являющаяся судебными расходами и, на основании ст.ст. 88, 98 ГПК РФ, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истицы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Красновой Р.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске <адрес> Эл об отказе Красновой Р.В. в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ г..
Включить в стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости Красновой Р.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период учебы на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 09.12.1991-ДД.ММ.ГГГГ и 11.11.2013-ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл назначить Красновой Р.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл в пользу Красновой Р.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.Е. Мельников
Мотивированное решение составлено 17 июня 2015 года