РЎСѓРґСЊСЏ: Каткасова Р.Р’. Дело в„– 33Р°-5016/2020
РЈРР”: 63RS0004-01-2019-001189-31
Дело № 2а-6/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
26 мая 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой Р.Р“.,
судей - Клюева С.Б., Сивохина Д.А.,
при секретаре – Моревой Н.П.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ апелляционной жалобе начальника Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области Юрченко Р’.Рђ. РЅР° решение Безенчукского районного СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 29 января 2020 Рі.,
заслушав доклад РїРѕ делу СЃСѓРґСЊРё Самарского областного СЃСѓРґР° Вачковой Р.Р“., объяснения представителя Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области – Бурцевой Рђ.Рђ. (РїРѕ доверенности), поддержавшей РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 16 РїРѕ Самарской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Казаченко Рђ.Рђ. Рѕ взыскании недоимки РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2016-2017РіРі. РІ размере 5 000 СЂСѓР±., ссылаясь РЅР° то, что РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ задолженность административным ответчиком РЅРµ погашена. Выданный 12 августа 2019 Рі. судебный приказ Рѕ взыскании указанной недоимки отменен РїРѕ заявлению налогоплательщика определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ 26 августа 2019 Рі. РќР° момент подачи административного РёСЃРєР° Казаченко Рђ.Рђ. СЃСѓРјРјСѓ задолженности РЅРµ оплатил.
Решением Безенчукского районного СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 29 января 2020 Рі. административные исковые требования РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 16 РїРѕ Самарской области оставлены без удовлетворения.
РЎ данным решением РЅРµ согласился начальник РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области Юрченко Р’.Рђ., РІ апелляционной жалобе РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° отменить как незаконное, Рё принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение, которым удовлетворить заявленные требования РІ полном объеме, ссылаясь РЅР° правомерное начисление транспортного налога Р·Р° 2016-2017РіРі. Р·Р° автомобиль <данные изъяты> Рі/РЅ в„–.
Рнформация Рѕ времени Рё месте рассмотрения апелляционной жалобы РІ соответствии СЃРѕ статьями 14 Рё 16 Федерального закона РѕС‚ 22 декабря 2008 Рі. N 262-ФЗ "РћР± обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности СЃСѓРґРѕРІ РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" размещена РЅР° интернет-сайте СЃСѓРґР° апелляционной инстанции.
Р’ заседании судебной коллегии представитель Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области – Бурцева Рђ.Рђ. (РїРѕ доверенности), РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы поддержала, просила решение СЃСѓРґР° отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Казаченко А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Казаченко А.А.
Рзучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, проверив законность Рё обоснованность судебного решения РІ соответствии СЃ пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что РґРѕ 31 июля 2018 Рі. Казаченко Рђ.Рђ. состоял РЅР° налоговом учете РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Перми (5903).
РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Перми Казаченко Рђ.Рђ. начислен транспортный налог СЃ направлением РІ адрес налогоплательщика:
налогового уведомления №50797641 от 09 сентября 2017 г. об уплате транспортного налога за 2016г. в размере 2 500 руб. за автомобиль <данные изъяты> г/н №, со сроком уплаты до 01 декабря 2017 г. (л.д.15);
налогового уведомления №22126740 от 11 сентября 2018 г. об уплате транспортного налога за 2017г. в размере 2 500 руб. за автомобиль <данные изъяты>, г/н № со сроком уплаты до 03 декабря 2017 г. (л.д.10).
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ неуплатой транспортного налога Р·Р° 2016 РіРѕРґ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі.Перми налогоплательщику выставлено требование в„–6435 РїРѕ состоянию РЅР° 19 февраля 2018 Рі., которым предложено РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 03 апреля 2018 Рі. погасить недоимку РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2016 РіРѕРґ РІ размере 2 500 СЂСѓР±., Р° также начисленные пени РІ размере 51,55 СЂСѓР±. (Р».Рґ.13).
РЎ 31 июля 2018 Рі., РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ сменой места жительства, Казаченко Рђ.Рђ. поставлен РЅР° налоговый учет РІ РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 16 РїРѕ Самарской области.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2017 год налогоплательщику выставлено требование №9470 по состоянию на 31 января 2019 г., которым предложено в срок до 18 марта 2019 г. погасить недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 500 руб., а также начисленные пени в размере 37,18 руб. (л.д.8).
Указанные требования оставлены без исполнения.
12 августа 2019 г. мировым судьей судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ №2а-2308/2019 о взыскании с Казаченко А.А. недоимки и пени по транспортному налогу за 2016-2017гг. в общем размере 5 088, 73 руб., государственной пошлины 200 руб.
Определением того же мирового судьи от 26 августа 2019 г. судебный приказ №2а-2308/2019 отменен по заявлению Казаченко А.А. (л.д. 18).
РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 16 РїРѕ Самарской области РІ адрес Казаченко Рђ.Рђ. направлено (передано РІ электронной форме через личный кабинет) налоговое уведомление в„–42993013 РѕС‚ 25 июля 2017 Рі. РѕР± уплате транспортного налога Р·Р° 2017-2018РіРі. РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 11 981 СЂСѓР±., РІ том числе Р·Р° автомобиль <данные изъяты>, Рі/РЅ в„– РІ размере 3 200 СЂСѓР±. (РїРѕ 1600 СЂСѓР±. Р·Р° каждый РіРѕРґ), СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј уплаты РґРѕ 02 декабря 2019 Рі. (Р».Рґ.64).
22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 Рі. Казаченко Рђ.Рђ. обратился РІ РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области СЃ заявлением, РІ котором РІ числе прочего, РїСЂРѕСЃРёР» исключить РёР· налогообложения автомобиль <данные изъяты>, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что данный автомобиль угнан РІ 1991 Рі. Рё РЅРµ состоит РЅР° учете РІ Р“РБДД (Р».Рґ.48).
Р’ ответ РЅР° указанное обращение, РїРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 Рі. в„–13-13/27865, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области сообщила, что налоговое уведомление в„–42993013 РѕС‚ 25 июля 2017 Рі. РІ части транспортного налога РЅР° транспортное средство в„–, исполнению РЅРµ подлежит (Р».Рґ. 49).
РР· ответа УФНС РїРѕ Самарской области РѕС‚ 22 января 2020 Рі. в„–22-18/01824 РЅР° запрос СЃСѓРґР° следует, что РїРѕ данным информационных ресурсов налоговых органов Самарской области РїРѕ состоянию РЅР° 22 января 2020 Рі. Сѓ Казаченко Рђ.Рђ. имеется задолженность РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2016 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 2 500 СЂСѓР±. РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты 01 декабря 2017 Рі., Р·Р° 2017Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 2 500 СЂСѓР±. РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты 03 декабря 2018 Рі. Карточка «Расчеты СЃ бюджетом» РїРѕ РћРљРўРњРћ 57701000 закрыта 31 июля 2018 Рі. Рё передана РёР· РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Дзержинскому району Рі. Перми (РФНС 5903) РІ Рњ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 16 РїРѕ Самарской области (РФНС 6330) РїРѕ месту жительства Казаченко Рђ.Рђ. РФНС 5903 исчисляла транспортный налог РІ отношении автомобиля <данные изъяты>. Для исключения РґРІРѕР№РЅРѕРіРѕ налогообложения РІ отношении автомобиля <данные изъяты>, РФНС 6330 произведен перерасчет РІ сторону уменьшения РїРѕ РћРљРўРњРћ 36604151 Р·Р° 2017 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 1600 СЂСѓР±. РІ отношении автомобиля <данные изъяты> РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· ставок, применяемых РІ Самарской области (Р».Рґ.71).
РР· сведений поступивших РёР· Рћ РњР’Р” Р Р¤ РїРѕ Безенчукскому району (РёСЃС….77/12348 РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 Рі.) следует что РІ собственности Казаченко Рђ.Рђ. РІ период СЃ 01 января 2016 Рі. РїРѕ 01 января 2018 Рі. находились следующие транспортные средства: <данные изъяты>, Рі/РЅ в„–, <данные изъяты> Рі/РЅ в„–, <данные изъяты>, Рі/РЅ в„–; РІ период СЃ 04 РёСЋРЅСЏ 2016 Рі. РїРѕ 01 января 2018 Рі. транспортное средство <данные изъяты> Рі/РЅ в„–; РІ период СЃ 30 сентября 20127 Рі. РїРѕ 01 января 2018 Рі. транспортное средство <данные изъяты>, Рі/РЅ в„–; РІ период СЃ 01 января 2016 Рі. РїРѕ 01 октября 2016 Рі. транспортное средство <данные изъяты> Рі/РЅ в„– (Р».Рґ.40-46).
Принимая РІРѕ внимание ответ РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019Рі. (Р».Рґ.49) Рё установив, что РІ собственности Казаченко Рђ.Рђ. РЅР° 01 января 2016 Рі. транспортное средство <данные изъяты> РЅРµ находилось, СЃСѓРґ пришел Рє выводу, что исковые требования РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области Рѕ взыскании недоимки РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2016-2017РіРі. РІ заявленном налоговом размере удовлетворению РЅРµ подлежат.
Вместе с тем, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными.
Так, РёР· представленного РІ СЃСѓРґ апелляционной инстанции ответа заместителя начальника Р РРћ Р“РБДД РЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Перми РѕС‚ 23 января 2020 Рі. в„–13.1-05/01102@ следует, что согласно данным Р РРћ Р“РБДД РЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Перми Р·Р° Казаченко Рђ.Рђ. СЃ 11 октября 1991 Рі. зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, Рі/РЅ в„– РќР° основании полученного ответа транспортный налог перерасчету РЅРµ подлежит, аннулированный факт владения РЅР° указанное транспортное средство подлежит восстановлению (Р».Рґ. 87-89).
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
В пункте 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09 апреля 2003 года N БГ-3-21/177 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), разъяснено, что документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
Доказательства, свидетельствующие о том, что принадлежащий Казаченко А.А. автомобиль <данные изъяты>, г/н № с 1991 г., как указано в его заявлении от 22 ноября 2019 г. находился в розыске в связи с угоном (кражей), не представлены.
Сведений о том, что автомобиль <данные изъяты> г/н № снят с регистрационного учета или зарегистрирован за иным лицом, в материалы дела также не представлено, не смотря на предоставленную Казаченко А.А. возможность.
Принимая РІРѕ внимание, что РІ 2016-2017РіРі. автомобиль <данные изъяты>, Рі/РЅ в„–, являлся объектом налогообложения, РґРѕ настоящего времени зарегистрирован РІ органах Р“РБДД РЅР° РёРјСЏ Казаченко Рђ.Рђ., который РІ силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации является плательщиком транспортного налога РЅР° указанное транспортное средство, транспортный налог Р·Р° 2016-2017РіРі. административному ответчику начислен правомерно.
Согласно статье 2 Закона Самарской области от 06 ноября 2002 г. N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" ставка транспортного налога за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно составляет 16 руб.
Учитывая, что заявленный Рє взысканию транспортный налог Р·Р° 2016-2017РіРі. взыскивается РІ пользу Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области, то расчет налога подлежит СЃ применением ставок, установленных Законом Самарской области РѕС‚ 06 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2002 Рі. N 86-ГД "Рћ транспортном налоге РЅР° территории Самарской области".
РЎ учетом изложенного решение СЃСѓРґР° нельзя признать законным Рё обоснованным, РѕРЅРѕ подлежит отмене СЃ вынесением РЅРѕРІРѕРіРѕ решения РѕР± удовлетворении требований Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области Рѕ взыскании СЃ Казаченко Рђ.Рђ. транспортного налога Р·Р° 2016 РіРѕРґ РІ размере 1 600 СЂСѓР±., Р·Р° 2017 РіРѕРґ - 1600 СЂСѓР±., РёСЃС…РѕРґСЏ расчета налога СЃ применением налоговой ставки, применяемой РІ Самарской области равной 16 СЂСѓР±.
В соответствии с положениями статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Безенчукского муниципального района Самарской области государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛРЛА:
Решение Безенчукского районного СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 29 января 2020 Рі. отменить, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение, которым административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–16 РїРѕ Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с Казаченко А.А., проживающего по адресу: <адрес> недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 600 рублей, за 2017 год в размере 1 600 рублей, всего взыскать 3 200 рублей.
Взыскать с Казаченко А.А. государственную пошлину в размере 400 рублей в доход бюджета Безенчукского муниципального района Самарской области.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –
Копия верна. Судья -