Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 13 мая 2019 г.
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой И.В.,
с участием представителя истца Тарариной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-334/2019 по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района к Косань Валентине Николаевне об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов, третье лицо – Администрация муниципального образования поселок Пурпе,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района (далее – ДИЗО, Департамент, истец) обратился в Пуровский районный суд с указанным иском. Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования поселок Пурпе (далее – Администрация п. Пурпе, третье лицо) и ответчиком Косань В.Н. заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> для завершения строительства магазина «Квадро». Право собственности на незавершенный строительством объект с кадастровым номером №, зарегистрировано за ответчиком ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок предоставлен по договору на срок по 11 апреля 2019 г. Пунктом 7.3 договора аренды установлено, что договор считается прекращенным с 12 апреля 2019 г. или с момента его досрочного расторжения. Ранее этот земельный участок предоставлялся ответчику по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, для строительства магазина. Земельный участок с кадастровым номером №, по указанному адресу, после ДД.ММ.ГГГГ неоднократно предоставлялся ответчику без проведения торгов на праве аренды для завершения строительства магазина «Квадро» сроком с 12.04.2016 по 11.04.2019 на три года. Ответчик воспользовался своим правом на однократное предоставление земельного участка в целях завершения строительства магазина. На сегодняшний день строительство объекта не завершено. В силу п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.п.10 п. 2 и п. 5 ст. 39.6, п.п. 6 п. 8 ст. 39.8, п.1, п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), у Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района отсутствуют законные основания для предоставления данного земельного участка в целях завершения строительства магазина. Учитывая изложенное, руководствуясь требованиями ч. 2 ст. 235, ст. 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Департамент просит суд изъять у Косань В.Н. объект незавершенного строительства, с кадастровым номером №, путем продажи его с публичных торгов.
Определением Пуровского районного суда от 24.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования поселок Пурпе.
В ходатайстве о рассмотрении дела без участия своего представителя Администрация п. Пурпе сообщила, что у неё отсутствуют правоустанавливающие документы по спорному объекту. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2019 земельный участок с кадастровым номером № был арендован с 12.04.2016 по 11.04.2019 гражданкой Косань Валентиной Николаевной. Согласно акту осмотра земельного участка от 19.04.2019 на территории земельного участка отсутствуют объекты завершенного строительства. В связи с чем, Администрация п. Пурпе полностью поддерживает требование истца и просит принять обоснованное и объективное решение. В доказательство своих доводов третьим лицом представлены: выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2019, акт осмотра земельного участка от 19.04.2019.
Ответчик Косань В.Н., уведомленный о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, с иском согласна, просила рассмотреть дело без её участия.
Третье лицо – Администрация муниципального образования п. Пурпе, уведомленная надлежащим образом, не явилось, направило в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Руководствуясь ч. 3 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель истца Тарарина И.А. иск поддержала в полном объеме. Дополнила, что Косань В.Н. земельный участок арендует более 14 лет, строительство объекта ответчиком не завершено. При этом оплату аренды земельного участка ответчик производил. Земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности. По условиям договора п.7.3 договор считается прекращенным 19 апреля 2019 г. Этот земельный участок предоставлялся для завершения строительства магазина. Оценка этого объекта не производилась, после вынесения решение, документы передаются независимому оценщику для определения стоимости.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> (л.д. 11) Косань В.Н. является собственником незавершенного строительством объекта, площадью 194 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>А. Основание: разрешение на строительство от 17.08.2007 (л.д. 23).
Выпиской из Единого государственного реестра прав от 04.04.2016 № (л.д. 12) и выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 24-37) подтвержден вышеуказанный факт.
На основании заявления Косань В.Н. от 28.03.2016 между Администрацией муниципального образования п. Пурпе и Косань В.Н. 11 апреля 2016 г. заключен договор аренды №, в отношении земельного участка, площадью 296 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>В. Раздело 1 договора установлено разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, фактическое использование – содержание и эксплуатация магазина «Квадро».
Согласно п. 3.1 указанного договора, на земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером № государственная регистрация - № от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок аренды земельного участка установлен на три года с 12.04.2016 по 11.04.2019. В силу п. 2.1 и п. 7.3 договор аренды считается прекращенным с 12.04.2019 или с момента его досрочного расторжения. Арендатор земельного участка не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды земельного участка без проведения торгов (п. 3.2 договора).
Ранее указанный земельный участок предоставлялся ответчику по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 40-48); от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 49-54); от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 55-60), для строительства магазина. После 01 марта 2015 г. земельный участок предоставлялся ответчику по договору аренды от 11.04.2016 без проведения торгов на праве аренды для завершения строительства магазина «Квадро», сроком на три года с 12.04.2016 по 11.04.2019. Ответчик воспользовался своим правом на однократное предоставление земельного участка в целях завершения строительства магазина.
Таким образом, 12 апреля 2019 г. договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении земельного участка с кадастровым номером № прекратил свое действие.
Согласно акту осмотра земельного участка от 19.04.2019 №с фототаблицей (л.д. 38-39) при визуальном осмотре земельного участка установлено, что его территория огорожена забором, за которым виднеется настил снега.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы иска, отзыв на иск, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, к числу которых относится акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица, договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (пп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
В силу пп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п. 5 названной статьи.
На основании п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подп. 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном ст.ст. 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Приведенные положения применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
Как следует из переписки между ДИЗО и Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района (л.д. 21-22) Косань В.Н. за разрешением на ввод объекта капитального строительства магазин «Квадро» в эксплуатацию в адрес Департаментов не обращалась.
В соответствии с п. 1 ст. 239.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи их с публичных торгов.
В силу п. 6 ст. 239.1 ГК РФ правила названной статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект.
На основании ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Из ст. 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 ЗК РФ.
На основании ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 01.01.2017 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с п. 1.1 Положения, утвержденного решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 22.12.2016 № 77, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, являясь структурным подразделением администрации муниципального образования Пуровский район, осуществляет от имени муниципального образования Пуровский район права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а также обеспечение реализации полномочий муниципального образования Пуровский район в сфере управления и предоставления земельных участков.
Будучи наделенным полномочиями в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории поселений Пуровского района, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района вправе обратиться в суд с иском об изъятии спорного объекта незавершенного строительства, путем продажи его с публичных торгов.
Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Из материалов дела и акта осмотра земельного участка от 19.04.2019 № следует, что спорный земельный участок не используется по целевому назначению, на нем не завершено строительство объекта. Действие договора аренды от 11.04.2016 № прекращено 12 апреля 2019 г.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчик не представила доказательств пользования земельным участком по назначению. Напротив, в телефонограмме, поступившей в суд 24 апреля 2019 г. (л.д. 63) выразила свое мнение о согласии с иском.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иска истец освобождён от уплаты государственной пошлины.
Исходя из содержания пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования Пуровский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района к Косань Валентине Николаевне об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов.
Изъять у Косань Валентины Николаевны объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, участок №В, на земельном участке с кадастровым номером №, путем продажи его с публичных торгов.
Взыскать с Косань Валентины Николаевны государственную пошлину в доход бюджета района в сумме 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено с учётом выходных дней 20 мая 2019 г.
Председательствующий А.В. Слюсаренко
Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ____