Дело №2а - 136/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Петухово
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего - судьи Илюшиной А.А.
при секретаре судебного заседания Андреевой Е.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к Семенову М.В. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Семенов М.В. в 2014 году имел в собственности объекты налогообложения, являлся плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с тем, что налогоплательщик в установленный законом срок не уплатил налоги, налоговой инспекцией начислены пени согласно статье 75 НК РФ. В адрес Семенова М.В. направлены требования № 2457 от 12.10.2015 и № 4398 от 27.10.2015 с предложением добровольно уплатить суммы вышеуказанных налогов, пени.
Административный истец просит взыскать с Семенова М.В. задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 6 354 рубля, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за период с 02.12.2016 по 12.12.2016 в сумме 544 рубля 54 копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 4 373 рубля 95 копеек, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество за период с 02.12.2016 по 12.12.2016 в сумме 8 рублей 51 копейка, задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 422 рубля, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2016 по 12.12.2016 в сумме 2 рубля 16 копеек и восстановить пропущенный срок на обращение в суд, указав, что срок пропущен в связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области, частичной потерей информации при слиянии баз данных налогоплательщиков, после восстановления которой был установлен пропуск срока.
Представитель административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по месту регистрации, повестка вернулась с отметкой «истек срок хранения».
Суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, их представителей согласно части 2 статьи 138 НК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела, представленных административным истцом, усматривается, что по данным налогового органа Семенов М.В. в 2014 году являлся собственником недвижимого имущества (склад-ангар, расположенный по адресу: <адрес>, объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>) и транспортных средств (Ssangyong Actyon Sport, государственный регистрационный знак №, ВАЗ 21110, государственный регистрационный знак №).
В соответствие со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.
При этом в силу статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога обеспечивается начислением пени.
В соответствии со статьей 75 НК РФ (действовавшей в момент образования недоимки) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно статье 52 ГК РФ налоговое уведомление является письменным документом, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога, и составляется по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
То есть законодателем определены ограничительные сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей путем обращения в суд за взысканием налога, сбора, пеней и штрафов. Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней или штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Административным истцом указывается, что у административного ответчика возникла обязанность по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество за 2014 год, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество за период с 02.12.2016 по 12.12.2016. Налоговое уведомление о расчете налога на имущество за 2014 год и доказательства его направления налогоплательщику, административном истцом в материалы дела не представлены.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов в адрес Семенова М.В. направлены:
требование № 2457 от 12.10.2015 по недоимке по транспортному налогу в размере 6 354 рубля и земельному налогу в размере 422 рубля, пени в размере 546 рублей 70 копеек (то есть более 3 000 рублей), со сроком исполнения до 01.12.2015, срок для обращения в суд с соответствующим требованием начал течь с 02.12.2015 и истекал 02.06.2016;
требование № 4398 от 27.10.2015 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 4373 рубля 95 копеек, пени в размере 8 рублей 51 копейка (то есть более 3 000 рублей), с указанием срока исполнения до 17.11.2015, срок для обращения в суд с соответствующим требованием начал течь с 18.11.2015 и истекал 18.05.2016.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области обратилась в Петуховский районной суд с административным исковым заявлением о взыскании с ответчика обязательных платежей и санкций 08.04.2019 (дата поступления заявления в суд, при этом административное исковое заявление датировано административным истцом 08.08.2018, исходящий номер 02-02/08487), то есть по истечении установленного статьей 48 НК РФ, статьей 286 КАС РФ шестимесячного срока, а именно спустя 2 года 10 месяцев.
При этом в отношении данной задолженности определение об отмене судебного приказа мировым судьей не выносилось. Иного судом не установлено и налоговым органом таких доказательств не представлено.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска со ссылкой на то, что у налогового органа отсутствовала возможность своевременно обратиться в суд с административным иском в связи с реорганизацией межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области, частичной потерей информации при слиянии баз данных налогоплательщиков, после восстановления которой был установлен пропуск срока.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479 -О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Каких-либо доказательств, подтверждающих доводы о пропуске срока подачи административного иска в суд по уважительным причинам, в том числе сведения о том, когда была завершена реорганизация налоговых органов, доказательства потери информации при слиянии баз данных, дате восстановления информации, и каким образом данные обстоятельства повлияли на своевременность обращения в суд, административным истцом не представлено. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска срока.
С учетом даты истечения срока исполнения требования № 2457 об уплате налога, сбора, пеней или штрафов - 01.12.2015 и срока исполнения требования № 4398 – 17.11.2015, а также даты составления и подписания административного искового заявления - 08.08.2018, подача административного искового заявления в суд последовала лишь 08.04.2019, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу, как профессиональному участнику спорных правоотношений, выполняющему от имени государства функции по контролю за правильностью уплаты в бюджетную систему налогов и сборов, для реализации права на обращение в суд с иском.
В рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был, доказательств наличия причин объективного характера, препятствующих или исключавших реализацию истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, в ходе судебного разбирательства не установлено. Срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин, а потому заявленное ходатайство не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснить причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Установив, что на дату обращения с настоящим иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138, 175-180, 290 КАС РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к Семенову Михаилу Владимировичу о взыскании недоимки по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2019 года в 16 час. 00 мин.
Судья А.А. Илюшина