Дело № 2-4163/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2022г. г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,
при секретаре Мирзакаримове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солнечногорского городского прокурора в интересах несовершеннолетней ФИО9 к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Благотворительному фонду «НИКА» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Солнечногорский городской прокурор в интересах несовершеннолетней Маргарян С.К. обратился с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Благотворительному фонду «НИКА» о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда в размере 40000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки установлено, что в дневное время 16 марта 2021г. несовершеннолетняя Маргарян С.К., 11 июня 2010 года рождения, находясь на улице К. Либкнехта в г. Солнечногорск подверглась нападению бездомной собаки, в результате чего несовершеннолетнему ребенку причинены телесные повреждения в виде укушенной ссадины правой голени. В связи с полученными повреждениями несовершеннолетняя ФИО10 обращалась за медицинской помощью в ГБУЗ МО «Солнечногорская городская областная больница», привита против бешенства. Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, что закреплено в Конституции РФ. Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, то факт причинения ему морального вреда предполагается. Законом Московской области от 28 декабря 2016г. № 201/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделены государственными полномочиями Московской области по отлову и содержанию безнадзорных животных. Администрацией Солнечногорского городского округа и Благотворительным фондом помощи бездомным животным «Ника» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа Солнечногорск. Обязанность к применению мер по отлову бездомных собак на территории Солнечногорского городского округа в должной мере администрацией не исполнялись, что привело к нападению бездомной собаки на несовершеннолетнего ребенка, реализация полномочий путем заключения договоров на оказание услуг с юридическими лицами не освобождает администрацию от ответственности за ненадлежащее их исполнение. Администрацией городского округа должным образом не осуществлялся контроль за исполнением муниципального контракта, заключенного с Благотворительным фондом помощи бездомным животным Ника». Заключение контракта в отсутствие контроля за его исполнением свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации Солнечногорского городского округа и нападением безнадзорных животных на несовершеннолетнего ребенка. В результате полученных укушенных ран несовершеннолетняя Маргарян С.К. испытывала физическую боль, страх, ей были причинены нравственные страдания, ребенком пройден курс уколов от бешенства, ухудшилось психологическое состояние ребенка, до настоящего времени сохраняется боязнь собак, после укуса остались шрамы.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель администрации городского округа Солнечногорск против удовлетворения иска возражала, указывая на то, что Солнечногорским городским прокурором не представлено достаточных и допустимых доказательств наличия причинно-следственной связи между покусом собакой несовершеннолетнего ребенка и исполнением администрацией городского округа переданных государственных полномочий Московской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев и осуществлением контроля за исполнением муниципального контракта, а также исполнением обязательств по контракту Благотворительным фондом ПБЖ «Ника». Сам по себе факт наличия на территории городского округа Солнечногорск безнадзорно гуляющих животных не является обстоятельством, которое может служить основанием для возложения ответственности за причинение вреда, поскольку ответствует причинно-следственная связь между причиненным вредом и действиями ответчиков. Ни условиями контракта, ни порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления или фонда осуществлять мониторинг территории с целью отлова животных, поскольку обязанность сообщать о собаках без владельцев возложена на лиц, в пользовании и владении которых находятся соответствующие территории. Кроме того, ответственный родитель, который надлежащим образом исполняет свои обязанности, заботится о здоровье своего ребенка, должен обеспечить безопасность своего ребенка, а именно, своевременно сообщать о собаках без владельцев, не допускать нахождения ребенка без присмотра в месте, где гуляют собаки без владельцев.
Представитель Благотворительного фонда «НИКА», возражая против удовлетворения иска, ссылался на то, что в силу действующего законодательства у специализированной организации, осуществляющей отлов животных без владельцев, обязанность по отлову животного возникает в течение 48 часов после поступления заявки, законом на физических и юридических возложена обязанность сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемые метки на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган местного самоуправления, тогда как до 16 марта 2021г. и после 16 марта 2021г. обращений в отношении безнадзорных собак в месте покуса не поступало.
Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, против удовлетворения иска возражали, указывая на то, что установленным Порядком основанием для отлова собак без владельцев является заявка физических и юридических лиц в администрацию, которая, учитывая принципы бюджетного финансирования - целевое и эффективное расходование средств, является объективным инструментом учета правомерности отлова собак без владельцев. Однако заявок ни от физических лиц, ни от юридических лиц в администрацию городского округа Солнечногорск и на портал «Добродел» о необходимости отлова собак без владельцев на улице К. Либкнехта в г. Солнечногорск не поступало.
Представитель ОМВД России по городскому округу Солнечногорск Московской области в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Заявленные прокурором требования представитель ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Собственник имущества обязан содержать его таким образом, чтобы имущество не причиняло вред иным лицам, в противном случае, на собственника может быть возложена обязанность возместить вред, причиненный в результате осуществления права владения и пользования таким имуществом (ст. ст. 209, 210 ГК РФ).
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (ст. 1080 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в дневное время 16 марта 2021г. несовершеннолетняя ФИО11 11 июня 2010 года рождения, находясь на улице К. Либкнехта в г. Солнечногорск подверглась нападению бездомной собаки, в результате чего несовершеннолетнему ребенку причинены телесные повреждения в виде укушенной ссадины правой голени. В связи с полученными повреждения несовершеннолетняя ФИО12. обращалась за медицинской помощью в ГБУЗ МО «Солнечногорская городская областная больница», привита против бешенства.
Вместе с тем, из рапорта инспектора ОДН ОУУП и ПДН ОМД России по городскому округу Солнечногорск Лихачевой Е.С. следует, что Мартиросян Г.А. в ходе телефонного разговора пояснила, что 17 марта 2021г. её дочь Седа находилась на прогулке с домашними животными, в процессе игры собака прикусила ребенка за ногу, в результате чего ребенок получил травму. В ГБОУЗ МО «Солнечногорская ЦРБ» ребенку оказана медицинская помощь. Претензий по данному факту гр. Мартеросян Г.А. ни к кому не имеет. От подачи каких-либо заявлений отказывается, так как никаких противоправных действий в отношении несовершеннолетней Маргарян С.К. совершено не было. От прохождения судебно-медицинской экспертизы отказываются.
В рамках служебной проверки ОМВД России по городскому округу по представлению Солнечногорской городской прокуратуры «Об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства и иных нормативно-правовых актов» получить объяснения от инспектора ОДН лейтенанта полиции Лихачевой Е.С. не представилось возможным, в связи с ее увольнением из ОМВД.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней ФИО13 – Мартиросян Г.А. пояснила, что на территории, где была покусана ее дочь, в заброшенном доме, и на настоящий момент проживают безнадзорные собаки. Через данную территорию проходит путь ребенка в школу и обратно. Однако по вопросу нахождения в указанном месте бездомных собак, одна из которых покусала ее дочь, Мартиросян Г.А. в уполномоченные органы не обращалась.
Городской прокуратурой соответствующих сведений в уполномоченные органы и организации, в целях принятия надлежащих мер в рамках деятельности по обращению с животными без владельцев, также не направлено, доказательств тому суду не представлено и в ходе разрешения спора.
Из справки травматолога ГБУЗ МО «Солнечногорская городская областная больница», проводившего осмотр ФИО14 17 марта 2021г., следует: анамнез: со слов: травма в результате укуса неизвестной собакой; статус локальный: в области правой голени имеется ссадина, не кровоточит, нейротрофика конечности не нарушена; диагноз: ссадина правой голени.
В период с 17 марта 2021г. 15 июня 2021г. несовершеннолетней ФИО16 оказана антирабическая помощь, в карте обратившегося за антирабической помощью отмечено «неизвестная собака».
В статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (ст. 17 Федерального закона № 498-ФЗ).
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ст. 18 Федерального закона от 27 декабря 2018г. № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством РФ.
Законом Московской области от 28 декабря 2016г. № 201/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области обращения с животными без владельцев» установлено, что органы местного самоуправления городских округов Московской области наделяются отдельными государственными полномочиями Московской области по организации мероприятии? при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Деятельность по обращению с животными - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия (ст. 1 и ст. 2).
Согласно ст. 4 Закона Московской области № 201/2016-ОЗ уполномоченный орган – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязан обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств (субвенции), необходимых для осуществления государственных полномочий.
Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27 декабря 2019г. № 20 РВ-436 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области.
Согласно п. п. 4-9 Порядка деятельность по обращению с животными без владельцев включает проведение следующих мероприятии?: - отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них на территории Московской? области; - содержание в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены в прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественное? смерти в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Московской? области; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев; возврат содержащихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания, не проявляющих немотивированной? агрессии; регистрация и учет всех отловленных животных без владельцев.
В качестве исполнителей мероприятии? привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Порядка).
В пункте 6 Порядка установлено, что специализированная организация осуществляет выезд по отлову животных без владельцев на основании заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев от физических лиц или юридических лиц, полученной посредством Единой системы назначения задании?, учета и контроля их исполнения в рамках контрольно-надзорной деятельности и контроля исполнения государственных и муниципальных контрактов на базе мобильной диспетчерской платформы в течение 48 часов с момента поступления указанной заявки.
Физические и юридические лица, в силу п. 9 Порядка, обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих не снимаемых и несмываемых меток (идентификационных меток), на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган местного самоуправления и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты сотрудникам специализированной организации, проводящим отлов животных без владельцев.
Согласно п. 12 и п. 13 Порядка отлову подлежат животные, свободно находящиеся на территории городского округа Московской? области без сопровождающего лица, а также находящиеся на территории организации? образования, здравоохранения, культуры. Отлову подлежат животные без владельцев, за исключением стерилизованных животных без владельцев, имеющих не снимаемые или несмываемые метки (чипы) и не проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека. Специализированная организация осуществляет выезд согласно полученной по Системе МП фотографии и геолокации на место отлова, при прибытии на место отлова осуществляют геофиксацию местности и фотофиксацию территории (не менее 3 фотографий) (п. 10). При осуществлении отлова специализированная организация ведет видеозапись, фотофиксацию (не менее 3 фотографий животного без владельцев) с автоматическим указанием даты, времени и геолокации, а также ведет видеозапись отлова (п. 11).
Материалами дела подтверждается, что 2 декабря 2020г. администрацией городского округа Солнечногорск и Благотворительным фондом ПБЖ «НИКА» (исполнитель), во исполнение переданных государственных полномочий Московской области, заключен муниципальный контракт 180/20-МЗ на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городской округ Солнечногорск.
По условиям контракта исполнитель обязуется оказывать услуги в соответствии с Техническим заданием (приложением 5 к Контракту) (п.1.1).
В п. 6. Технического задания определены детальные условия и порядок оказания услуг, согласно которым (п. 6.1.1) отлов животных без владельцев производится на основании Заявки из портала «Добродел», полученной посредством «Единой системы назначения заданий, учета и контроля их исполнения в рамках контрольно-надзорной деятельности и контроля исполнения государственных и муниципальных контрактов на базе мобильной диспетчерской платформы».
Таким образом, условия и порядок оказания услуг по отлову, определенные в п. 6 Технического задания, соответствуют Порядку осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области, утверждённому распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27 декабря 2019г. № 20РВ-436.
Осуществление мониторинга территории с целью отлова животных без владельцев действующим законодательством и, соответственно, условиями контракта не предусмотрено. Обязанность сообщать о собаках без владельцев возложена лиц в пользовании и владении, которых находятся соответствующие территории.
По информации, предоставленной ГКУ МО «Центр 112», в период с 1 марта по 31 марта 2021г. вызовы с информацией о происшествиях, связанных с бездомной собакой, обитающей в районе улицы Карла Либкнехта в г. Солнечногорск Московской области, в Систему -112 Московской области не поступали.
Согласно сведениям, предоставленным заместителем Главы администрации городского округа Солнечногорск, за февраль, март и апрель 2021г. поступило одно обращение о покусе по адресу: г. Солнечногорск, ул. Пролетарская, через портал «Добродел» от 6 марта 2021г. № 5141916. По данной заявке подрядной организацией совершен выезд, в результате которого произведен отлов собаки без владельца, черно-рыжего окраса, с последующим помещением в приют для пожизненного содержания, в связи с проявлением немотивированной агрессивности. Заявки на отлов собаки без владельца черного окраса с белыми пятнами на ул. Карла Либкнехта 2021г. в адрес администрации городского округа Солнечногорск не поступало.
В отдел по делам несовершеннолетних администрации городского округа Солнечногорск информация о происшествиях с несовершеннолетними поступает ежедневно. Из сводки управления дежурно-диспетчерской службы МКУ «СолнСпас» по чрезвычайным (аварийным) ситуациям и происшествиям в период с 16 марта 2021г. по 17 марта 2021г. информация в отношении несовершеннолетней Маргарян С.К. не поступала, на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних не рассматривалась.
31 марта 2021г. между администрацией городского округа Солнечногорск и Благотворительным фондом ПБЖ «Ника» подписан акт об оказанных услугах в марте 2021 года, из которого следует, что все поступившие в марте 2021г. заявки об отлове животных без владельцев исполнителем своевременно отработаны.
При таких обстоятельствах, оценив имеющие по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в защиту прав несовершеннолетнего, поскольку факт причинения несовершеннолетней Маргарян С.К. нравственных и физических страданий, в результате бездействия ответчиков, допущенного в рамках деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществляемой, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел. Отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств, подтверждающих, что в результате незаконного бездействия администрации несовершеннолетней Маргарян С.К. причинены физическая боль и нравственные страдания, в связи покусом бездомной собаки, не представлено. Доводы истца об отсутствии контроля администрации городского округа за исполнением контракта, заключенного в целях реализации отдельных государственных полномочий по организации мероприятии? при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, несостоятельны и опровергаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░17, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 40000 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2022░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░