Дело № 2-307/2020 УИД 42RS0038-01-2020-000472-48
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
г. Белово «22» сентября 2020 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Иванов В.И.,
при секретаре Мифтаховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Диановой Л. В. к администрации Беловского муниципального района о возложении обязанности в предоставлении вне очереди жилого помещения,
установил:
истец Дианова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Беловского муниципального района об обязании предоставления жилого помещения, мотивировав свои требования тем, что в 2001 году ее мужу Ф.И.О.1 на состав семьи из четырех человек: Дианову Л. В. (жена), Ф.И.О.2 ДД.ММ.ГГГГ. (сын), Ф.И.О.3 (сын), было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании выписки из протокола № заседания профсоюзного комитета <данные изъяты> администрацией <адрес> сельсовета Беловского района выдан ордер № от 26.12.2001 года. Они вселились в квартиру, зарегистрировались по месту проживания.
Согласно списку граждан, проживающих в жилых домах в провалоопасной зоне ОАО «<данные изъяты>», нуждающихся в переселении по состоянию на 01.02.2006 года, их семья состояла в очереди под номером 18.
Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации района № от 23.01.2007 года, было подготовлено заключение от 31.07.2007 года № о состоянии жилого дома.
В заключении межведомственной комиссии от 31.07.2007 года № указывается, что жилой дом расположен в провалоопасной зоне ликвидированной <данные изъяты>». Согласно проекту ликвидации ОАО «<данные изъяты> разработанного институтом «Кузбассгипрошахт» и утвержденного комитетом по угольной промышленного при Минэнерго России от 15.12.1999г., жилой дом признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Несущие конструкции дома имеют высокую степень деформации. Проведение восстановительных работ технически невозможно. Комиссия приняла заключение о признании жилого дома по адресу: <адрес>, непригодным для постоянного проживания.
В 2008 году их вызывали в администрацию Беловского района (исх.№ от 02.04.2008г.) в жилищный отдел по вопросу о переселении из ветхого жилья.
Они также получили уведомление о необходимости явки 14.04.2010г. в администрацию сельской территории по вопросу сноса жилья с правоустанавливающими документами.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти мужа она неоднократно обращалась к ответчику устно и письменно с просьбой заключить с ней, как ответственным нанимателем квартиры, договор социального найма. Однако ей постоянно отказывали, что подтверждается ответом заместителя главы района председателя МКУ «КУМИ Беловского муниципального района» Е.Ю. Буймова б/н, без даты; ответом заместителя главы района председателя МКУ «КУМИ Беловского муниципального района» Е.Ю. Буймова № от 25.02.2020г. Согласно вышеуказанным ответам, договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, заключить невозможно, так как согласно заключению межведомственной комиссии от 31.07.2007 года № жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно справке, выданной МКУ «КУМИ Беловского района» за исх.№ от 18.03.2019г., жилая квартира по адресу: <адрес>, числится в реестре муниципальной собственности Беловского муниципального района.
Согласно справке № от 16.06.2020 года, выданной Государственным бюджетным учреждением «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» филиал № г.Белово, за истцом не числится строений в г.Белово и Беловском районе.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 17.06.2020г. №, выданного филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области - Кузбассу, за истцом нет зарегистрированных прав на жилые помещения на всей территории Российской Федерации.
Истец Диванова Л.В. считает, что нарушены ее права на жилье, на оформление документов, на приватизацию и т.д.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу данной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Порядок переселения граждан, проживающих по договорам социального найма, регламентируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Свои требования истец обосновывает нормами ст.ст. 49, 85, 86, 89 ЖК РФ, просит обязать Администрацию Беловского муниципального района предоставить Диановой Л. В. вне очереди жилое помещение общей площадью 72 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах Беловского района Кемеровской области взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу. <адрес>, общей площадью 72кв.м.
В ходе судебного разбирательства истец требование изменил, просил обязать администрацию района предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не менее 33 кв.м как на одиноко проживающего гражданина.
Представитель истца Щукина М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Беловского муниципального района Лаптева Е.А., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что истец Дианова Л.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Жилое помещение, в котором проживает Дианова Л.В., является муниципальной собственностью, ранее принадлежало ликвидированной <данные изъяты> Однако согласно положениям законов Кемеровской области № 68-ОЗ, № 129-ОЗ у Диановой Л.В. отсутствует право на включение в список очередников на получения жилья, поскольку должны одновременно соблюдаться два условия: гражданин, проживающий в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, признан в установленном порядке малоимущим. Дианова Л.В. не относится к категории малоимущего населения, поэтому в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении муниципального жилья по договору социального найма, ей было отказано. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации <адрес> сельского поселения Сухорукова В.А., Зинченко А.Д. полагались на усмотрение суда. <данные изъяты>
Привлеченный для участия в рассмотрении дела прокурор в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.1).
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.2).
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так, согласно п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч. 1, п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2).
Статьей 85 ЖК РФ установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч.1 ст. 89 ЖК РФ).
Судом установлено, что решением профкома <данные изъяты> за Ф.И.О.1 закреплена 3-х комнатная квартира по <адрес>, на семью из 3-х человек, что подтверждается выпиской из протокола заседания профсоюзного комитета № от 1994г. (л.д.10).
26 декабря 2001г. администрацией <адрес> сельсовета Беловского района Ф.И.О.1 выдан ордер № на семью из 4-х человек на право занятия отдельной квартиры по адресу: <адрес>. В составе семьи входят: Дианова Л.В. – жена, Ф.И.О.2. – сын, Ф.И.О.3 - сын (л.д.11).
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1993), действующего на дату предоставления жилого помещения, ордер являлся единственным основанием для вселения в жилое помещение.
Из представленных материалов дела, пояснений сторон, следует, что спорное жилое помещение относилось к ведомственному жилищному фонду. Собственником являлось предприятие <данные изъяты>
Согласно архивным справкам № от 18.03.2019, 28.07.2020 № <данные изъяты> организована в 1927 году в <адрес>, с 01.08.54 на основании распоряжения Совета Министров РСФСР <данные изъяты> принята в трест «Облкемеровоуголь». 15.11.1991 зарегистрировано арендное предприятие <данные изъяты> АПКО «Облкемеровоуголь» и в 1993 году реорганизовано в акционерное общество открытого типа <данные изъяты> (с 1997г. ОАО <данные изъяты>»).
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2004 <данные изъяты> признано несостоятельным (банкротом) (л.д. 82-83).
В связи с процедурой банкротства в отношении ОАО <данные изъяты>» распоряжением администрации Беловского района от 09.01.2002г. № жилые дома ОАО «<данные изъяты>», в том числе двухквартирный жилой дом № по <адрес> переданы в муниципальную собственность Беловского района (л.д.100).
Согласно справке МКУ «КУМИ Беловского муниципального района» от 18.03.2019 за № жилая квартира по адресу: <адрес> числится в реестре муниципальной собственности (л.д.21).
Их технического паспорта на квартиру, составленного 02.11.2018 ГП Кемеровской области «ЦТИ Кемеровской области» филиалом № БТИ города Белово следует, что квартира по адресу: <адрес> имеет общую площадь 58,4 кв.м, жилую 38,8 кв.м (л.д. 25-26).
Заключением от 31 июля 2007г. межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрацией района № от 23.01.2007, установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, расположен в провалоопасной зоне ликвидированной <данные изъяты>», признан ветхим, ставшим непригодным для постоянного проживания по критериям безопасности, имеет высокую степень деформации, проведение восстановительных работ технически невозможно (л.д. 41).
Согласно техническому заключению по обследованию несущих строительных конструкций квартиры в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, проведенному ООО «Институт «СИБСТРОЙПРОЕКТ» в 2019 году, несущие конструкции квартиры в двухквартирном жилом доме не обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, техническое состояние здания – аварийное, дальнейшее развитие деформаций стен и покрытий может привести к их разрушению и обрушению, капитальный ремонт дома экономически нецелесообразен (л.д. 30-39).
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданного органом ЗАГС Беловского района Кемеровской области, Ф.И.О.1 дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.14).
Из домовой книги для прописки граждан для прописки граждан, проживающих в доме №, квартира № по <адрес> усматривается, что в жилом помещении зарегистрирована Дианова Л. В., остальные члены семьи – Ф.И,О.1 и Ф.И,О.3 сняты с регистрационного учета (л.д. 79-80).
Из выписки похозяйственной книги о составе семьи следует, что Дианова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по адресу: <адрес> состоит на регистрационном учете по месту жительства с 21.01.2002 по настоящее время, проживает одна (л.д. 116).
Таким образом, как единственный член семьи, Дианова Л.В. является нанимателем жилого помещения после смерти своего супруга Ф.И.О.1., который являлся нанимателем жилого помещения на основании ордера № от 26.12.2001.
Согласно Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что ордер являлся основанием для вселения в жилое помещение по ранее действующему Жилищному кодексу РСФСР (ст.47), поэтому в соответствии со ст. 5 закона № 189-ФЗ на Дианову Л.В. распространяются правоотношения, связанные с договором социального найма жилого помещения.
Факт, что Ф.И.О.1 а в последующем Дианова Л.В., являются нанимателями жилого помещения по <адрес> подтверждается также заключенными договорами на оказание услуг по энергоснабжению, водоснабжению и других коммунальных услуг, подтверждается заключенными договорами с энергоснабжающими и предприятиями, оказывающими коммунальные услуги (л.д. 65-76).
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что при наличии ордера на вселение в жилое помещение заключение договора социального найма жилого помещения Диановой Л.В., как установлено ЖК РФ, не требовалось.
Согласно списку граждан, проживающих в жилых домах в провалоопасной зоне ОАО <данные изъяты>», нуждающихся в переселении по состоянию на 01.02.2006 <адрес>, по адресу: <адрес> на данном учете состоял Ф.И.О.1 имеющий состав семьи 4 человека. Список утвержден заместителем главы района Бобрешовым Н.Н. (л.д.16).
Согласно справке филиала № БТИ г.Белово за № от 16.06.2020, уведомлению Росреестра от 17.06.2020 Дианова Л.В. не имеет в собственности объекты недвижимости (домовладения) на территории г.Белово и Российской Федерации (л.д.20, 22).
Как указывалось выше, заключением межведомственной комиссии жилой дом № по <адрес> признан непригодным для проживания.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определяется в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 (далее Положение).
Согласно настоящему Положению установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу (п.1).
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2).
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (п.7).
Таким образом, согласно Положению, для решения жилищных вопросов создается компетентный состав комиссии.
Пунктом 47 установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством (п.50).
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения (п. 51).
Заключением межведомственной комиссии от 31.07.2007 непригодным для проживания признано не отдельное жилое помещение, а двухквартирный жилой дом по <адрес>, № <адрес>, который согласно определению, изложенному в пункте 6 Положения, относится к категории многоквартирных домов.
В отношении многоквартирного дома органом местного самоуправления какого – либо решения о судьбе многоквартирного дома не принято, кроме как включения жилого дома по <адрес>, № <адрес> в реестр ветхих и аварийных муниципальных и частных жилых домов по Беловскому району по состоянию на 01.01.2009.
После признания жилого дома по <адрес>, №, <адрес> непригодным для постоянного проживания, супруг истца Диановой Л.В. неоднократно приглашался в администрацию района, сельской территории с необходимыми документами для решения вопроса о переселении из ветхого жилья в жилое помещение пригодное для постоянного проживания (л.д.17, 24).
До настоящего времени администрацией Беловского муниципального района также не решен вопрос о переселении либо предоставлении нанимателю жилого помещения Диановой Л.В. иного жилого помещения на основании договора социального найма.
Из пояснений представителя ответчика администрации района Лаптевой Е.А. следует, что в отношении ветхих, аварийных домов отсутствуют планы и сроки их сноса.
После смерти супруга истец Дианова Л.В. обращается в администрацию района с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения.
Согласно ответу заместителя главы района от 25.02.2020 № договор социального найма на жилое помещение по <адрес> не может быть заключен, так как жилое помещение признано непригодным для проживания согласно заключению межведомственной комиссии от 31.07.2007 № (л.д.92).
При обращении Диановой Л.В. по вопросу предоставления жилого помещения заместителем главы района 29.07.2020 сообщается, что Дианова Л.В. не состоит на учете и не числится в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, договор социального найма не может быть заключен, так как жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 88, 93).
18 июня 2018г. Дианова Л.В. представила в орган администрации района по учету граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, заявление о принятии на учет с приложением документов (л.д.85).
Из ответа начальника МКУ «УЖНП Беловского муниципального района» от 27.07.2018 за № следует, что Дианова Л.В. не признана малоимущей согласно заключению управления социальной защиты населения администрации Беловского муниципального района № от 13.06.2018, поскольку граждане, относящиеся к категории проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, должны быть одновременно признаны в установленном порядке малоимущими.
Распоряжением администрации Беловского муниципального района от 25.07.2018 № Диановой Л.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, законом Кемеровской области от 10.06.2005 № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в ред. от 12.07.2018), на основании решения комиссии по жилищным вопросам от 18.07.2018 № 2 (л.д. 87).
Таким образом, в жилищном отношении Диановой Л.В. сложилась ситуация, когда жилой дом и жилое помещение хотя и признаны непригодными для проживания, однако наниматель жилого помещения в двухквартирном муниципальном жилом доме лишен возможности на получение иного жилого помещения из муниципального жилищного фонда, то есть Дианова Л.В. находится в условиях невыполнимых требований для целей реализации её права на жилище.
Исследовав все представленные сторонами доказательства во взаимной связи с нормами ст. 49, 52, 86-89 Жилищного кодекса РФ, нормами, регулирующими жилищные правоотношения, в том числе на территории Кемеровской области – Кузбасса, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца.
Факт проживания истца в жилом помещении непригодном для проживания, не подлежащем реконструкции и капитальному ремонту судом установлен, сторонами не оспаривается, подтверждается исследованными документами.
Жилое помещение, нанимателем которого является Дианова Л.В., признано непригодным для проживания в установленном порядке межведомственной комиссией Беловского района Кемеровской области.
Право истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма установлено пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Р. В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 ст. 52 ЖК РФ, пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ, нуждаемость в жилом помещении Диановой Л.В. подтверждена отсутствием у неё в собственности или на ином праве жилых помещений на территории Российской Федерации, жилое помещение муниципального жилищного фонда непригодно для проживания, не подлежит реконструкции или капитальному ремонту, поскольку имеется в наличии вредное воздействие фактора – провалопасность подработанной ОАО «<данные изъяты>» территории, на которой расположен жилой дом по <адрес>, представляющего особую опасность для жизни и здоровья человека.
При указанных обстоятельствах, отказ в принятии на учет Диановой Л.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не может являться основанием для признания отсутствующим права Диановой Л.В. на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика, которые обоснованы нормами законов Кемеровской области № 68-ОЗ от 10.06.2005 и № 129-ОЗ от 17.11.2006, о необходимости соблюдения одновременно двух условий при признании Диановой Л.В. нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма: признание в установленном порядке малоимущей и проживание в непригодным для проживания жилом помещении, в связи со следующим.
Статьей 1 закона Кемеровской области № 129-ОЗ от 17.11.2006 «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» установлены категории граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, в перечень которых включены граждане, местом жительства которых являются жилые помещения, признанные непригодными для проживания, или жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при условии, что указанные жилые помещения являются для них единственными (пп. 21 в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2018 N 49-ОЗ).
Пунктом 3 ст. 1 закона № 129-ОЗ установлено, что граждане, указанные в подпунктах 16, 17, 18, 20, 21 пункта 1 настоящей статьи, имеют право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма либо жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом при условии признания их в установленном порядке малоимущими (п. 3 введен Законом Кемеровской области - Кузбасса от 17.03.2020 N 27-ОЗ).
В пункте 2 ст.2 закона № 68-ОЗ от 10.06.2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлен перечень документов, предоставляемых с заявлением о принятии на учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона Кемеровской области № 49-ОЗ от 12.07.2018 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области в сфере предоставления жилых помещений по договорам социального найма» абзац первый пункта 1 статьи 1 закона № 129-ОЗ изложен в новой редакции, согласно которой право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма либо жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», признанные в установленном порядке малоимущими и одновременно относящиеся к одной из категорий, указанной в данной норме.
В соответствии с абзацем пятым п. 1 ст. 1 закона № 49-ОЗ внесены изменения в подпункт 11 пункта 2 ст.2 закона № 68-ОЗ, согласно которым названная норма стала предусматривать, что с заявлением о принятии на учет предоставляются документы о признании органом местного самоуправления гражданина малоимущим (при необходимости подтвердить статус малоимущего).
В предыдущей редакции эта норма устанавливала, что с заявлением о принятии на учет предоставляются документы о признании органом местного самоуправления гражданина малоимущим (при постановке на учет в качестве малоимущего).
Отказывая в удовлетворении заявления Диановой Л.В. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, органом местного самоуправления, осуществляющего учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, не принято во внимание, что Дианова Л.В. обратилась с заявлением о постановке на учет с предоставлением всех необходимых документов 18 июня 2018г., то есть до внесения изменений в законодательные акты Кемеровской области – Кузбасса, устанавливающих одновременно требования к гражданам: проживание в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при условии, что указанные жилые помещения являются для них единственными и признание их в установленном порядке малоимущими.
Кроме того, пункт 3 ст. 1 закона № 129-ОЗ введен Законом Кемеровской области - Кузбасса от 17.03.2020 N 27-ОЗ, то есть до обращения Диановой Л.В. в орган учета нуждающихся в жилом помещении граждан.
В первоначальной редакции, в том числе до подачи 18.06.2018 заявления Диановой Л.В. о постановке на учет, законы Кемеровской области № 68-ОЗ и № 129-ОЗ не содержали условия о необходимости иметь статус малоимущего, при котором гражданин, проживающий в непригодном жилом помещении, имел бы право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Указанные нормы закона не имеют обратной силы, в связи с чем отказ органа местного самоуправления в постановке Диановой Л.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении неправомерен.
Факт проживания Диановой Л.В. в непригодном жилом помещении, не подлежащим капитальному ремонту подтвержден, право на предоставление во внеочередном порядке установлено п.1 ч.2 ст. 57, 85-88 ЖК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Диановой Л.В. подлежат удовлетворению.
Определяя размер площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Диановой Л.В., суд учитывает следующее.
Постановлением администрации Беловского муниципального района от 30.12.2015г. № 181 «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Беловского муниципального района в размере 13 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи при составе семьи из 2 и более человек; 21 квадратный метр общей площади на одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, план и срок сноса аварийного жилья на территории Беловского муниципального района отсутствует, истцу Диановой Л.В. должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 58,4 кв.м.
Учитывая, что истец Дианова Л.В., предъявляя исковые требования и в последующем изменив требование в части площади предоставления жилого помещения площадью не менее 33 кв.м, суд полагает, что Дианова Л.В. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения в пределах муниципального образования Беловский муниципальный район площадью не менее 33 кв.м.
Указанный норматив общей площади жилого помещения определяется исходя из размера общей площади жилого помещения для одиноких граждан, который установлен в соответствии с пунктом 2 статьи 3 закона Кемеровской области № 58-ОЗ от 16.05.2006 «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, жилищных субсидий и развитии ипотечного жилищного кредитования» (с последующими изменениями).
Таким образом, суд приходит к выводу, что подлежит возложению обязанность на администрацию Беловского муниципального района предоставить Диановой Л.В. по договору социального найма другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенных пунктов Беловского муниципального района Кемеровской области, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Диановой Л. В. удовлетворить.
Возложить на администрацию Беловского муниципального района Кемеровской области обязанность предоставить Диановой Л. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров, благоустроенное применительно к условиям населенных пунктов в пределах муниципального образования «Беловского муниципальный район» Кемеровской области, взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 25 сентября 2020г.
Судья В.И. Иванов