Судья федерального суда – Шаравин С.Г. Дело №р – 944/2024
Р Е Ш Е Н И Е
31 июля 2024 года <адрес>
Судья <адрес>вого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области благоустройства территории, совершенных с использованием транспортных средств либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи ФИО4 на решение судьи Центрального районного суда <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1.1 ст.5.<адрес> от <дата> № «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области благоустройства территории, совершенных с использованием транспортных средств либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функций фото- и киносъемок, видеозаписей, или средствами фото- и киносъемок, видеозаписи №/БЛ05428 от <дата> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1.1 ст. 5.<адрес> от <дата> № «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Согласно постановлению <дата> в 16 часов 41 минуту по адресу: <адрес>, ФИО1 в нарушение п. 6.10 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от <дата> № В-378, повредила расположенную в границах <адрес> территорию, занятую травянистыми растениями, путем размещения на ней транспортного средства NISSAN JUKE грз №, что привело к образованию вмятин, оставлению полос, трамбовке почвы с последующей утратой способности к прорастанию травяного покрова.
Решением судьи Центрального районного суда <адрес> от <дата> вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, с которой обратился в <адрес>вой суд, руководитель административной комиссии ФИО4 просит решение судьи отменить ввиду его необоснованности, указывает, что программно-аппаратный комплекс «Дозор-МП» при фиксации административного правонарушения функционировал в автоматическом режиме, процессуальные требования при производстве по делу не нарушены. В ходе рассмотрения жалобы ФИО1 судьей не исследован способ использования программно-аппаратного комплекса «Дозор-МП» <дата>, не допрошено лицо, ответственное за эксплуатацию комплекса, по обстоятельствам фиксации нарушения, не установлен факт фиксации иных транспортных средств, находящихся в зоне. Вместе с тем, <дата> в промежутке с 16:41:03 до 16:41:25 в зоне под названием «Гладкова, <адрес> (АСВР)» зафиксировано два транспортных средств, что исключает выборность фиксации по усмотрению человека.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о рассмотрении дела <адрес>вым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что решение судьи районного суда является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Согласно п. 1.1 ст. 5.<адрес> от <дата> № «Об административных правонарушениях» нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, выражающееся в повреждении расположенных в границах населённых пунктов деревьев, живых изгородей, кустарников, газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, любым способом, в том числе путём размещения на указанных территориях транспортных средств (также и разукомплектованных, неисправных), кроме дорожно-строительной и (или) коммунальной техники, связанной с эксплуатацией и уходом за указанными территориями, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырёх тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 как собственника (владельца) транспортного средства вынесено административной комиссией на основании указанной нормы, в соответствии с процессуальным порядком, установленным в ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, без вызова лица и без составления протокола об административном правонарушении.
Судья районного суда признал такое рассмотрение дела не соответствующим требованиям закона.
Приказом Росстандарта от <дата> N 1367-ст утверждён и введён в действие «ФИО5 57144-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования».
Согласно пп.3.1 п.3 названного ГОСТа под автоматическим режимом фотовидеофиксации понимается режим работы специальных технических средств, обеспечивающий выявление фиксируемого события без участия человека (оператора), формирование и хранение необходимой и достаточной доказательной базы для вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пп.4.1 п.4 ФИО5 57144-2016 по конструктивным особенностям, связанным со степенью мобильности, технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на группы: стационарные, передвижные, носимые и мобильные.
К передвижным средствам автоматической фотовидеофиксации относятся комплексы, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в режиме непрерывной работы в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на специальных конструкциях (штативах, треногах и т.п., вышках на базе транспортных средств).
Разъяснения того, что следует понимать под автоматическим режимом работы соответствующего технического средства, даны в п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 20).
Согласно данным разъяснениям под автоматическим режимом следует понимать работу технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 названного кодекса, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 названного кодекса. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 названного кодекса.
Указанные разъяснения применимы и при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, что следует из постановлений Верховного Суда РФ от <дата> N 53-АД23-3-К8, от <дата> N 53-АД23-13-К8, от <дата> №-АД23-9-К8, №-АД23-15-К8 от 09.01.23г. и других.
Согласно информации, отражённой в маршрутном листе, приобщенном к материалам дела, программно-аппаратный комплекс «Дозор-МП», которым было выявлено административное правонарушение, использовался по степени мобильности как передвижной, при этом способ размещения указанного комплекса не конкретизирован.
Таким образом, невозможно определить каким образом производилась фиксация, на чем и где конкретно было размещено техническое средство.
Судья, анализируя прилагаемые фотоматериалы, в частности, ракурс съёмки, пришёл к выводу об осуществлении фиксации правонарушения не путём размещения программно-аппаратного комплекса на движущемся по утверждённому маршруту транспортном средстве, а посредством его перемещения оператором в целях фиксации выявленного перед этим им одного конкретного нарушения, для его доказательственного закрепления. Данный вывод соответствует приложенному фотоматериалу, на котором отражены два фотоснимка автомобиля, которые выполнены под разными углами.
Кроме того, в п.1.2.2 руководства по эксплуатации программно-аппаратного комплекса «Дозор МП» указано, что в целях фиксации правонарушения необходимо навести камеру планшета на фиксируемый государственный регистрационный знак автомобиля и удерживать в таком положении, пока на экране не загорится зелёная точка, что означает, что автомобиль зафиксирован.
Такой порядок работы комплекса свидетельствует о необходимости непосредственного участия оператора в выборе объекта фиксации и в его фотографировании.
Приложенные к жалобе фотоматериалы не подтверждают автоматический характер фиксации административного правонарушения, поскольку между фотоснимками, которые сделаны у одного дома, имеет место временной разрыв порядка 20 секунд, что свидетельствует об остановке транспортного средства с установленным на нём программно-аппаратным комплексом отдельно у каждого транспортного средства для его фиксации в соответствии с п.1.2.2 руководства по эксплуатации.
Автоматическая фиксация комплексом текущего времени и координат не равнозначна автоматической фиксации самого административного правонарушения, при которой участие оператора в выборе объекта съемки и в наведении на него комплекса должно быть исключено.
Судья обоснованно указал, что алгоритм использования программно-аппаратного комплекса «Дозор-МП» не соответствовал понятию автоматического режима работы, изложенному в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 20 и требовал соблюдения общего порядка привлечения лица к административной ответственности. Невыполнение данного порядка, вынесение постановления в соответствии с положениями ст.2.6.1, ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ послужило основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.
В этой связи судья районного суда обоснованно отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Выводы судьи основаны на материалах дела. Доводы о том, что судья рассмотрел жалобу с нарушением принципа всесторонности и полноты и объективности, несостоятельны.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1.1 ст.5.<адрес> от <дата> № «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Судья
<адрес>вого суда: Ю.А. Жихарев