Дело № 2-182/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2019 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Смирнова А.С.
при секретаре Копаниной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черновой Зинаиды Илларионовны к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании постановления в части исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в такой список и обязании представить материалы заседания жилищной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Чернова З.И. обратилась в суд с иском к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, в котором просит признать недействительным постановление администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области №, номер в части ее исключения из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям статьи 1 Областного закона №, номер от ДД.ММ.ГГГГ и включить ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающую в ветхом доме.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Ломоносовского райсовета народных депутатов Ленинградской области №, номер она была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как проживающая в ветхом доме.
С тех пор прошло 17 лет, за этот период дом не ремонтировался и не реконструировался, фактически непригоден для проживания.
Постановлением администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области №, номер от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с очереди не как проживающая в ветхом доме, а по другим основаниям, как принятая на учет с нарушением пункта 9.3 правил от ДД.ММ.ГГГГ №, номер и требованиям ст. 17, 28.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 1 закона Ленобласти от ДД.ММ.ГГГГ №, номер «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ года».
В постановлении администрации о снятии Черновой З.И. с учета одним из оснований указано то, что в ее учетном деле отсутствует акт МВК и решение (нормативный акт) органа местного самоуправления о ее включении в льготные списки граждан принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право первоочередное обеспечение жилыми помещениями.
Чернова З.И., полагая незаконным её исключение постановлением администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области №, номер от ДД.ММ.ГГГГ из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий как проживающего в ветхом доме, обратилась в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Правительство Ленинградской области (л.д.29-30).
Адвокат Ефремов И.Е., представляющий интересы истца Черновой З.И., действующий на основании ордера и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на №, номер года, в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, указанным в иске просит суд об их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Караваева Е.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, содержащимся в письменных возражениях на иск (л.д.43-46).
Истец Чернова З.И., а также третьи лица по делу: представители местной администрации МО Лебяженское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте слушания дела, истец просила о рассмотрении дела в ее отсутствии (л.д.41), доверила представлять свои интересы адвокату Ефремову И.Е.
От Правительства Ленинградской области поступил отзыв на иск, согласно которому третье лицо, полагает исковое заявление не необоснованным (л.д.47-48).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца и третьих лиц, учитывая их извещение о времени и месте слушания дела, отсутствие просьб об отложении слушания дела.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и, предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя,
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим нал учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела Чернова Зинаида Ивановна зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>, занимаемым ею на основании ордера №, номер от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,17).
Согласно характеристике жилого помещения одноэтажный жилой <адрес> находится в муниципальной собственности, 1909 года постройки, общая площадь дома составляет 24,4 кв.м, жилая 17,3 кв.м, дом на капитальный ремонт не назначен (л.д.16).
Чернова З.А. принята на учет по улучшению жилищных условий согласно решению Исполнительного комитета Ломоносовского совета народных депутатов Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, номер, как проживающая в ветхом доме (л.д.27-28).
Согласно ответу местной администрации МО Лебяженское городское поселение исх. №, номер от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, ветхим не признан (л.д.39,40).
Из отзыва на исковое заявление администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию от Черновой З.И. поступило заявление на включение в список граждан-получателей мер социальной поддержки по жилищному обеспечению в №, номер
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации №, номер-р/17 «О включении в список граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки по жилищному обеспечению муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в 2018 году» Чернова З.И. была включена в список граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки по жилищному обеспечению муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в 2018 году (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ решением, принятым на заседании рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Черновой З.И. было отказано в предоставлении бюджетных средств граждан с формулировкой: «т.к. принята на учет в нарушении п. 9.3 Правил от 20.12.1976 № 442; не соответствует требованиям установленными: ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ст. 1 закона Ленинградской области от 07.12.2005 № 110-ОЗ «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2005 года» (л.д.18, 23-25).
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области было принято постановление №, номер «Об исключении Черновой З.И. и Суковатова Е.К. из списка граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки по жилищному обеспечению муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в 2018 году» (л.д.21-22).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением об оспаривании постановления администрации №, номер от ДД.ММ.ГГГГ, Чернова З.И. полагала, что названным постановлением она незаконно была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако названные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Порядок и общие основания обеспечения инвалидов жилыми помещениями установлены ст. 17 Федерального закона от 24.11.2005 № 118-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Федерального закона от № 118-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории Ленинградской области действует областной закон от 07.12.2005 № 110-оз «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2005 года» (далее - Областной закон № 110-оз) и постановление Правительства Ленинградской области от 07.04.2006 № 108 «О мерах по реализации областного закона «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2005 года» (далее – Постановление № 108).
Указанным Постановлением №, номер также утвержден порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно положениям указанного Федерального закона и нормативных правовых актов Ленинградской области обеспечению жилыми помещениям за счет средств федерального бюджета подлежат инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года на территории Ленинградской области.
Чернова З.И. является инвалидом второй группы, поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ на территории Ленинградской области, а значит, на нее распространяются положения приведенного выше федерального законодательства и законодательства субъекта.
Согласно пункту 5 Порядка граждане, изъявившие до 1 июля года, предшествующего планируемому, желание получить меры социальной поддержки, представляют в администрацию муниципального образования необходимые документы, в том числе:
копии решений органа местного самоуправления о принятии на учет по улучшению жилищных условий и включении в льготные списки граждан,
копии документов, послуживших основанием для принятия такого решения;
документы, перечень и формы которых утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, номер «Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области» (далее - Перечень).
Согласно пункту 6 Порядка документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, представляются гражданами в случае отсутствия указанных документов в учетных делах, сформированных администрацией муниципального образования при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и(или) если указанные документы оформлены ненадлежащим образом.
Из приведенных правовых норм следует, что для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренных целях реализации федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», областных законов от 7 декабря 2005 года № 110-оз «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2005 года» и от 18 мая 2006 года № 24-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере жилищных отношений», Черновой З.И. надлежало предоставить в администрацию муниципального образования документы, подтверждающие как ее принятие на учет по улучшению жилищных условий и включение в льготные списки граждан, так и документы, послужившие основанием для принятия такого решения.
Из материалов дела следует, что Чернова З.И. в настоящее время является инвалидом и была принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ как проживающая в ветхом доме.
Вместе с тем правовой акт органа местного самоуправления, принятый до ДД.ММ.ГГГГ, о включении Черновой З.И. в льготные списки граждан - претендентов на получение мер социальной поддержки по жилищному обеспечению, а также акт межведомственной комиссии о непригодности имеющегося у гражданина жилья для проживания, предусмотренный в приложении №, номер Перечня - отсутствуют.
При такой ситуации, поскольку Порядком, утвержденным Постановлением №, номер, предусмотрена необходимость предоставления заявителем документов, подтверждающих принятие его на учет по улучшению жилищных условий, включение в льготные списки граждан вместе с документами, послужившим основанием для принятия такого решения, которых в отношении Черновой З.И. не имелось, то рабочей группой обоснованно принято решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, номер об отказе в предоставлении Черновой З.И. мер социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а значит, принятое на его основании постановление администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области №, номер от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
Чернова З.И. ошибочно полагала, что оспариваемым постановлением она была исключена из очереди по улучшению жилищных условий, тогда как постановлением администрации №, номер от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена только из списка граждан-претендентов на меры социальной поддержки, составление которого было предусмотрено Постановлением Правительства Ленинградской области №, номер от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Областного закона «Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, поставленных на учете до ДД.ММ.ГГГГ», и с заявлением о включении в который она обратилась в администрацию ДД.ММ.ГГГГ
По сведениям администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в настоящее время Чернова З.И. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Между тем, из содержания постановления администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области №, номер от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чернова З.И. была исключена из списка граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки по жилищному обеспечению МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в №, номер в связи с тем, что она не относится к категориям лиц, указанных в статье 1 Областного закона №, номер-оз.
Согласно п. «б» ч. 1 статьи 1 Областного закона №, номер-оз право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим областным законом имеют граждане, в том числе инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.
Суд отмечает, что Чернова З.И. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, является инвалидом, в связи с чем подпадает под действие Областного закона №, номер-оз.
Таким образом, в настоящий момент фактически сложилась ситуация, при которой Чернова З.И., будучи инвалидом, который поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, подпадая под действие Областного закона №, номер-оз, принятого в целях обеспечения жильем льготных категорий граждан, фактически не может получить меры социальной поддержки ввиду отсутствия документов, предусмотренных Порядком, утвержденном Постановлением №, номер.
Данная ситуация требует судебной защиты, однако избранный Черновой З.И. способ защиты права – оспаривание постановления администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области №, номер от ДД.ММ.ГГГГ не является надлежащим, поскольку данным правовым актом органа местного самоуправления ее права не нарушены.
Требования истца о возложении на администрацию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области обязанности представить в суд материалы заседания жилищной комиссии при исполкоме Ломоносовского районного совета народных депутатов не подлежат удовлетворению, поскольку документов, представленных в материалы дела, было достаточно для его рассмотрения по существу и принятия настоящего решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.