Судья Беляева О.Н. Дело№33а-3233/2019
(номер дела первой инстанции №2а-526/19)
(37RS0013-01-2019-000692-46)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2019года г.Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Запятовой Н.А.,
судей Кругловой Н.С., Степановой Л.А.
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.
дело по апелляционной жалобе Правительства Ивановской области на решение Палехского районного суда Ивановский области от 06 сентября 2019 года по административному исковому заявлению заместителя прокурора Южского района Ивановской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Ивановской области и Департаменту управления имуществом Ивановской области о признании бездействия незаконным и обязании выполнить действия.
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Южского района Ивановской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ивановской области и Департаменту управления имуществом Ивановской области, в котором просил признать незаконным бездействие Правительства Ивановской области по непринятию мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на 4-х сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории Южского муниципального района Ивановской области:
-на территории Мугреево-Никольского сельского поселения в 1 км. на север от с. Большая Ламна и одновременно в 1 км. щт. дороги с. Груздево - с. Б. Ламна на земельном участке колхоза «им Свердлова» (кадастровый квартал №), площадью 289 кв.м.;
- на территории Холуйского сельского поселения в 1,5 км. на юго-восток от д. Ирыхово, одновременно в 1,5 км. от дороги д. Ирыхово - д. Селищи, площадью 1100 кв.м;
- на территории Южского городского поселения в 1 км от дороги г. Южа - Пристань на землях гослесфонда, земельном участке №, площадью 8000 кв.м.
- на территории Новоклязьминского сельского поселения в 1 км. от д. Добрицы, одновременно в 400 м. на северо-запад от дороги д. Добрицы - с. Новоклязьминское, площадью 484 кв.м.
Административный истец также просил обязать Правительство Ивановской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет указанных объектов, расположенных в пределах Южского муниципального района Ивановской области.
Требования мотивированы тем, что по результатам прокурорской проверки по факту соблюдения законодательства в области обращения с отходами животноводства, захоронению биологических отходов на территории Южского муниципального района выявлено размещение сибиреязвенных скотомогильников. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на скотомогильники отсутствуют, в реестрах имущества Ивановской области, муниципального и федерального имущества они не значатся. Указывает, что отсутствие надлежащего собственника у сибиреязвенных скотомогильников ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и могут привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
Определением Палехского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении ходатайства старшего помощника прокурора Южского района Габалини Я.Э. о прекращении производства по делу в части отказа прокурора от административных исковых требований к Департаменту управления имуществом Ивановской области.
Решением Палехского районного суда Ивановской области от 06 сентября 2019 г. административные исковые требования заместителя прокурора Южского района Ивановской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заявленные к Правительству Ивановской области, удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении требований к Департаменту управления имуществом Ивановской области отказано.
С решением Палехского районного суда Ивановской области от 06 сентября 2019 г. не согласился административный ответчик Правительство Ивановской области. В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность вынесенного решения, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В судебном заседании представитель Правительства Ивановской области Маленкина В.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы, как и представитель Департамента финансов Ивановской области Фокеева Е.А., представитель административного истца прокурор Хохлова А.П. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда полагала законным и обоснованным, не подлежащем отмене.
Административный ответчик – Департамент управления имуществом Ивановской области, заинтересованные лица – ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, являющегося законным и обоснованным.
Удовлетворяя заявленные требований прокурора суд, тщательным образом проанализировал законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и пришел к верному выводу о том, что спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию которых в надлежащем состоянии и их оборудованию относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в связи с чем обязанность по постановке их на учет должна быть возложена на Правительство Ивановской области как на высший исполнительный орган государственной власти Ивановской области.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абзаце 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы организации мер по содержанию скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Учитывая приведенные положения законодательства и исходя из установленных судом фактов того, что указанные в административном исковом заявлении объекты, расположенные в границах Южского района Ивановской области, являются местом, в котором хранятся опасные биологические отходы, их содержание не отвечает установленным правилам, в реестрах муниципальной собственности, имущества Ивановской области и федерального имущества данные скотомогильники не значатся, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости отсутствуют, в собственность или ведение администрации муниципального образования данные объекты не передавались, на балансе администрации не состоят, полномочий и денежных средств для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации муниципального образования в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не передавались, Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию которых в надлежащем состоянии и их оборудованию относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по постановке бесхозяйных объектов на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложена на орган местного самоуправления, были предметом оценки судом первой инстанции и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в решении суда.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие собственника у скотомогильников влечет невозможность обеспечения не только сохранности данного объекта недвижимости, но и обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, может повлечь загрязнение почв, вод и другие негативные последствия.
Бесхозяйные скотомогильники подлежат учету для упорядочения вопросов их содержания и использования, осуществления надлежащего контроля за деятельностью соответствующих лиц. В свою очередь Правительством Ивановской области не принимаются меры по принятию скотомогильников в государственную собственность и приведению их в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные государством.
Совокупность установленных по делу обстоятельств привела суд к правильному выводу о наличии незаконного бездействия и необходимости возложения соответствующей обязанности по устранению допущенных нарушений, что отвечает статье 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на Правительство Ивановской области обязанности обратиться в орган регистрации за постановкой на учет спорных скотомогильников не может быть признана Судебной коллегией обоснованной.
В силу пункта 5 статьи 9 Устава Ивановской области исполнительная власть Ивановской области осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Ивановской области во главе с Правительством Ивановской области, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области.
Таким образом, Правительство Ивановской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области, который возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность всей системы исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
Кроме того, судом обоснованно принято во внимание, что постановлением Правительства Ивановской области № 435-п от 16 сентября 2015 года исполнение судебных решений по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Ивановской области, возложено на Службу ветеринарии Ивановской области по поручению именно Правительства Ивановской области.
Указание в жалобе на то, что скотомогильники состоят на учете в подведомственной службе ветеринарии, не освобождает Правительство Ивановской области от исполнения возложенных на него полномочий и обязанности по постановке их на учет в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Доводы жалобы о том, что состояние спорных скотомогильников в настоящее время не угрожает создание чрезвычайной экологической ситуацией опровергаются материалами дела.
По итогам апелляционного пересмотра Судебная коллегия приходит к выводу о том, что все юридически значимые обстоятельства по делу определены судом верно, выводы суда достаточно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона при его верном применении. Оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Палехского районного суда Ивановской области от 06 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий Запятова Н.А.
Судьи Круглова Н.С.
Степанова Л.А.