Решение по делу № 2-488/2023 от 27.10.2023

УИД № 21RS0019-01-2023-000640-57

Производство № 2-488/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2023 года г. Ядрин

Ядринский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Петровой Ю.Е., при секретаре судебного заседания Анисимовой Е.Н., с участием представителя истца помощника прокурора Можаева А.В., представителя ответчика МБОУ «Советская СОШ» Арсентьева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Советская средняя общеобразовательная школа» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности провести обследование технического состояния нежилых зданий,

установил:

Прокурор Ядринского района Чувашской Республики в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Советская средняя общеобразовательная школа» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики (далее - МБОУ «Советская СОШ»), администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности провести обследование технического состояния нежилых зданий: здания школы 1987 года постройки, здания столовой 1968 года постройки, расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, здания школы 1992 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, здания детского сада 1976 года постройки, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения надлежащего технического состояния зданий или сооружений, по результатам которой в деятельности МБОУ «Советская СОШ» выявлены нарушения законодательства, регламентирующего безопасность пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних, на территории муниципального учреждения, ввиду отсутствия должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий путем привлечения специализированной организации, что может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, что создает угрозу их обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасно пребывание граждан, в том числе детей, причинения вреда их жизни и здоровью.

В судебном заседании помощник прокурора Можаев А.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика МБОУ «Советская СОШ» Арсентьев А.М. в судебном заседании исковые требования признал, просил увеличить срок исполнения решения до 9 месяцев.

Представитель ответчика администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики Соколова Д.Р. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Собрание депутатов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ, ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан. Целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.

В силу ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Положениями ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; 11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Из материалов дела следует, что МБОУ «Советская СОШ» является некоммерческой организацией, учредителем которой является администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики. Имущество образовательной организации закрепляется за ней на праве оперативного управления. Собственником имущества является администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики. Образовательная организация создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников (п.п.1.2, 1.5, 6.1, 8.5 Устава).

В соответствии с договором №03 от 12 апреля 2010 года Ядринская районная администрация передала МБОУ «Советская СОШ» на праве оперативного управления для использования в соответствии с уставной деятельностью муниципальное имущество, находящееся по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, а именно:

- двухэтажное кирпичное здание школы, 1987 года постройки, общей площадью 2711,40 кв.м, одноэтажное кирпичное здание столовой, 1968 года постройки, общей площадью 124,70 кв.м.

На основании акта приема-передачи муниципального имущества от 08 декабря 2021 года Ядринская районная администрация Чувашской Республики передала МБОУ «Советская СОШ» на праве оперативного управления для использования в соответствии с уставной деятельностью здание детского сада, 1976 года постройки, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики от 04 августа 2022 года №469 МБОУ «Старотиньгешская СОШ» Ядринского района Чувашской Республики реорганизовано путем присоединения к МБОУ «Советская СОШ» Ядринского района Чувашской Республики.

Распоряжением главы Ядринской районной администрации Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -р право оперативного управления МБОУ «Старотиньгешская СОШ» на недвижимое имущество, в состав которого входит двухэтажное кирпичное здание с кадастровым номером , 1991 года постройки, площадью 1604,3 кв.м, одноэтажное кирпичное здание с кадастровым номером , 2006 года постройки, общей площадью 16,2 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, объекты недвижимого имущества на праве оперативного управления закреплены за МБОУ «Советская СОШ». Названные объекты имущества переданы МБОУ «Советская СОШ» по акту приема-передачи муниципального имущества от 07 декабря 2022 года.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МБОУ «Советская СОШ» эксплуатирует названное имущество, однако, несмотря на истечение минимальной продолжительности эффективной эксплуатации фундамента, стен и крыши зданий МБОУ «Советская СОШ», обследование и мониторинг технического состояния зданий, используемых в учебной деятельности, не проведены, что не оспаривалось стороной ответчика.

Так, в соответствии с ч.ч.6, 7 ст.55.24, ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения, исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года №312 (вместе с ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов, которое должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением №2 к Положению установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации, до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений является «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года №1984-ст.

Указанный стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, и распространяется на проведение, в том числе, работ по: комплексному обследованию технического состояния зданий или сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций; общему мониторингу технического состояния зданий и сооружений для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния; мониторингу технического состояния зданий и сооружений, находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии, для оценки их текущего технического состояния и проведения мероприятий по устранению аварийного состояния.

Положениями «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора (п. 4.1).

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (п. 4.3).

Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора (п. 4.4).

Результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга (п. 4.5).

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.1).

Отсутствие объективной информации о техническом состоянии зданий создает угрозу возникновения аварийных ситуаций в зданиях МБОУ «Советская СОШ» и может повлечь не только нарушение работы социально-значимого объекта, но и причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся.

В этой связи суд находит обоснованными требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по проведению обследования технического состояния зданий школы 1987 года постройки, школы 1992 года постройки, детского сада, 1976 года постройки, столовой, 1968 года постройки, с использованием современных средств технической диагностики. При этом анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что такая обязанность должна быть возложена как на общеобразовательное учреждение, так и администрацию Ядринского муниципального округа, как учредителя образовательного учреждения и собственника имущества.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчикам для исполнения судебного решения, суд, учитывая соблюдение баланса интересов сторон, считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Советская средняя общеобразовательная школа» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности провести обследование технического состояния нежилых зданий удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Советская средняя общеобразовательная школа» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН 1022102629075), администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН 1222100008657) обязанность в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование технического состояния здания школы, 1987 года постройки, здания столовой, 1968 года постройки, расположенных по адресу: <адрес>; здания школы, 1992 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>; здания детского сада 1976 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                     Ю.Е.Петрова

Мотивированное решение составлено 29 ноября 2023 года.

2-488/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ядринского района
Ответчики
Администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
МБОУ "Советская СОШ" Ядринского муниципального округа
Другие
Собрание депутатов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Ядринский районный суд Чувашии
Судья
Петрова Ю.Е.
Дело на странице суда
yadrinsky.chv.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее