Дело № 3а-24/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2019 г.
Пензенский областной суд в составе
судьи Мартыновой Е.А.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Светличного А.Ю. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Светличный А.О. обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находящегося в собственности земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9 676 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения нежилых зданий, расположенного по адресу: <адрес>.
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере равном его рыночной стоимости – 7 089 000 руб. по состоянию на 15 января 2013 г.
Административный истец Светличный А.О. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов Кастерину И.А. (доверенность от 21 октября 2018 г.), который в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном отзыве на иск разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда, указав, что учреждение не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, в связи с чем не может являться административным ответчиком по настоящему делу.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Пензенской области - Савельева Е.В. (доверенность от 15 октября 2018 г.) разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области проведена в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности – Серикова В.В. (доверенность от 16 октября 2018 г.) разрешение заявленных требований также оставила на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Рузняев В.Е., будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен.
Представитель заинтересованного лица – администрации
г. Пензы Гурьянова О.А. (доверенность от 8 мая 2018 г.) возражала против удовлетворения иска, поскольку уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлечет уменьшение доходов бюджета муниципального образования.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), положения которого подлежат применению при рассмотрении настоящего дела в силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Светличный А.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 9 676 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения нежилых зданий, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 15 ноября 2018 г. (л.д. 6-7).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Светличный А.О., являясь собственником спорного земельного участка несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, он вправе оспаривать его кадастровую стоимость.
Срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости, установленный пунктом 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на момент его предъявления в суд не истек, поскольку сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 февраля 2014 г.
Рассматривая требования Светличного А.О. по существу, суд исходит из положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 11 февраля 2014 г. и составила –13 439 480,2 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2018-15686203 (л.д. 5).
Вместе с тем приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 г. № 673-пр, вступившим в силу 1 января 2019 г., утверждены новые результаты кадастровой оценки указанного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г., о чем 1 января 2019 г. внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость спорного земельного участка следует считать – 15 января 2013 г.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 20 декабря 2018 г. № (далее - отчет), подготовленный оценщиком ООО «Цент Бизнес-планирования» - ФИО9, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 15 января 2013 г. составила –7 089 000 руб. (л.д. 11-78).
Суд, исследовав отчет, приходит к выводу о том, что они выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного земельного участка. Провел подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов.
Расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Лицами, участвующими в деле, достоверность данных, содержащихся в отчете, не оспаривалась, доводов, позволяющих подвергнуть сомнению выводы оценщика, не приводилось. Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 15 января 2013 г. в размере 7 089 000 руб.
При таких обстоятельствах, требования Светличного А.О. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае Светличный А.О. первоначально обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка 24 декабря 2018 г.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости
Поскольку, как указывалось выше, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 февраля 2014 г. и действовали до вступления в силу нормативного акта, утвердившего новые результаты определения кадастровой стоимости (1 января 2019 г.), учитывая положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, определенная судом кадастровой стоимости действует с начала применения для целей налогообложения оспариваемой кадастровой стоимости по 31 декабря 2018 г.
Возражения администрации г.Пензы не могут быть основанием для отказа в иске, поскольку для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности истца, согласие органов местного самоуправления не требуется. Возможное уменьшение доходов местного бюджета муниципального образования вследствие уменьшения налогооблагаемой базы земельного налога по земельному участку истца действующее законодательство не относит к обстоятельствам, препятствующим установлению его кадастровой стоимости в размере рыночной.
Доводы представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области о том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, несостоятельны и противоречат положениям абзаца 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае ФГБУ «ФКП Росреестра», поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Доводы представителя Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Светличного А.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка №, общей площадью 9 676 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения нежилых зданий, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 15 января 2013 г. в размере его рыночной стоимости – 7 089 000 (семь миллионов восемьдесят девять тысяч) рублей на период с даты начала применения для целей налогообложения оспариваемой кадастровой стоимости по 31 декабря 2018 г.
Датой подачи Светличным А.О. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 24 декабря 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2019 г.
Судья Е.А. Мартынова