Судья: Шейко Т.М.
Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-240/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск 22 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Харина Р.И.
судей Гусаровой Л.В. и Усовой Н.М.
при секретаре Шеине М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Стрельченко Е.А. о взыскании задолженности по налогам, пени
по апелляционной жалобе Стрельченко Е.А.
на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 октября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15.06.2018 Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области в адрес мирового судьи судебного участка Номер изъят по <адрес изъят> и <адрес изъят> было направлено заявление № 1781 о вынесении судебного приказа о взыскании со Стрельченко Е.А. задолженности в суме 2004,77 рублей, в том числе по налогу на имущество физических лиц в размере 170,24 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 9,26 рублей, по транспортному налогу в размере 1749,58 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 75,69 рублей. 25.06.2018 мировым судьей судебного участка Номер изъят по <адрес изъят> и <адрес изъят>, исполняющему обязанности мирового судьи судебного участка Номер изъят по <адрес изъят> и <адрес изъят> вынесен судебный приказ. В связи с тем, что должник представил возражения по поводу исполнения судебного приказа, мировым судьей судебный приказ был отменен 19.07.2018. Исчисление налога на имущество физических лиц с 2015 года осуществлялось в соответствии с главой 32 НК РФ. Согласно налоговому уведомлению Номер изъят налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц за 2015 в размере 91 рубль, со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 за ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>. В соответствии с ст. 69 НК РФ требования № 268940 по состоянию на 20.11.2014 № 294217 по состоянию на 08.10.2015, № 1508 по состоянию на 07.02.2017 об уплате налога, пени направлены по почте в адрес административного ответчика. Сумма пени начислена в соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде. Пени по налогу на имущество физических лиц в размере 9,26 рублей, согласно указанным выше требованиям, начислены за период с 16.11.2014 по 07.10.2015, с 02.12.2016 по 06.02.2017. Пени по налогу на имущество физических лиц в размере 91 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 9,26 рублей на сегодняшний день не оплачены. Согласно налоговому уведомлению Номер изъят транспортный налог в общем размере 1235 рублей начислен за 2015 года со сроком уплаты до 01.12.2016 на транспортное средство (данные изъяты), государственный регистрационный знак Номер изъят, мощностью двигателя (налоговая база) составляет 130 л.с., с применением налоговой ставки 9,50 рублей. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК РФ требования № 268940 по состоянию на 20.11.2014, № 294217 по состоянию на 08.10.2015, № 1508 по состоянию на 07.02.2017 об уплате налога, пени направлены по почте в адрес административного ответчика. Пени по транспортному налогу в размере 75,69 рублей, согласно указанным выше требованиям, начислены за период с 16.11.2014 по 07.10.2015, с 02.12.2016 по 06.02.2017. Суммы транспортного налога в размере 1235 рублей, пени по транспортному налогу в размере 75,69 рублей на сегодняшний день не уплачены.
Просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 1410,95 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере 91 рубль, по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 9,26 рублей, по транспортному налогу в размере 1235 рублей, по пени транспортному налогу в размере 75,69 рублей.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 октября 2018 года удовлетворены требования административного искового заявления.
В апелляционной жалобе Стрельченко Е.А., выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить.
Указывает, что никогда не меняла гражданства СССР и никакого отношения к налоговому законодательству РФ не имела и не имеет.
Утверждает, что все налоги были отменены.
Считает, что нарушена подсудность дела, поскольку дело должно рассматриваться в арбитражном суде, так как юридическая организация (МИФНС России № 9 по Иркутской области) пытается взыскать задолженности с человека.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области Л.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
В силу части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность подачи заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В силу положений п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.
Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).Исходя из содержания вышеназванных норм закона, по общим правилам исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Административным истцом заявлено о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2015 в сумме 1235 рублей, и пени в сумме 75,69 рублей, за период с 16.11.2014 по 07.10.2015, с 02.12.2016 по 06.02.2017, а также задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015год - 91 рублей, и пени в размере 9,26 рублей начисленных за период с 16.11.2014 по 07.10.2015, с 02.12.2016 по 06.02.2017.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Стрельченко Е.А. по состоянию на 2015 и до настоящего времени является собственником транспортного средства (данные изъяты), государственный регистрационный знак Номер изъят, мощностью двигателя 130 л.с.
Кроме того по состоянию на 2015 год и до настоящего времени Стрельченко Е.А. принадлежит ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>.
Данные сведения изложены и подтверждаются выпиской из единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении физического лица Стрельченко Е.А. по состоянию на 05.09.2018.
В соответствии с налоговым законодательством ответчику направлялось налоговое требование № 268940 по состоянию на 20.11.2014, со сроком уплаты до 12.01.2015, № 294217 по состоянию на 08.10.2015, со сроком уплаты до 01.12.2015, № 1508 по состоянию на 07.02.2017 со сроком уплаты до 04.04.2017, на уплату недоимку по транспортному налогу в размере 514,58 рублей, недоимки по налгу на имущество физических лиц в размере 79,24 рублей со соком уплаты до 12.01.2015, недоимки по транспортному налогу в размере 1235 рублей, пени 47,67 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 79,24 рублей, пени в размере 7,34 рублей со сроком уплаты до 01.12.2015, недоимки по транспортному налогу в размере 1235 рублей, пени в размере 27,58 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 91 рубль, пени в размере 2,03 рублей.
Фактическое направление налогоплательщику налоговых требований заказной корреспонденцией подтверждается реестрами заказной корреспонденции.
Однако, в установленный срок, Стрельченко Е.А. налоговые требования не исполнила.
МИФНС России № 9 по Иркутской области обратилась к мировому судье судебного участка Номер изъят по <адрес изъят> и <адрес изъят> с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с должника Стрельченко Е.А. задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2004,71 рублей, государственной пошлины в размере 200 рублей. 25.06.2018 мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-1448/2018 о взыскании указанной задолженности. Определением мирового судьи судебного участка Номер изъят по <адрес изъят> и <адрес изъят>, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка Номер изъят <адрес изъят> и <адрес изъят> от 19.07.2018 указанный судебный приказ о взыскании со Стрельченко Е.А. задолженности отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
Доказательств погашения указанной задолженности по налогам и пени, административным ответчиком не было представлено.
Разрешая требование административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам, пени в общем размере 1410,95 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере 91 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 9,26 рублей, по транспортному налогу в размере 1235 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 75,69 рублей, учитывая положения статьи 48 НК РФ, части 2 статьи 286 КАС РФ, суд первой инстанции верно установил, что ответчику направлено последнее требование № 1508 по состоянию на 07.02.2017 о взыскании недоимки по налогу в сумме 1326 рублей, пени на сумму 29,61 рублей со сроком уплаты до 04.04.2017.
В соответствии с самым раним требованием № 268940 об уплате налога, недоимки по состоянию на 20.11.2014 Стрельченко Е.А. необходимо было погасить задолженность по налогам в срок до 12.01.2015.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ ((в ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ) предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, учитывая срок (12.01.2015), установленный в требовании № 268940 для уплаты недоимки, не превышающей 3000 рублей, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец к мировому судье должен был обратиться до 12.07.2018.
Согласно сопроводительного письма, приложенного налоговым органом к заявлению о выдаче судебного приказа от 15.06.2018 Номер изъят, указанное заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности со Стрельченко Е.А. в сумме 2047,77 рублей поступило к мировому судье судебного участка Номер изъят по <адрес изъят> и <адрес изъят> 15.06.2018, то есть в установленный законом срок.
Определение мирового судьи об отмене судебного приказа о взыскании со Стрельченко Е.А. суммы задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц в размере 2004,71 рублей, было вынесено по заявлению должника 19.06.2018.
Согласно п. 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В Усть-Илимский городской суд Иркутской области с заявлением о взыскании задолженности по налогу административный истец обратился 17.09.2018, то есть, как было верно отмечено судом первой инстанции, в установленный Законом шестимесячный срок.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая положения приведенных норм права, определяющих сроки обращения в суд с требованиями о взыскании налога, пени, штрафа, пришел к обоснованному выводу, что административный истец на дату обращения с настоящим административным иском не утратил возможность и право на принудительное взыскание указанной задолженности.
При этом административным ответчиком какие-либо доказательства с достоверностью подтверждающие исполнение обязанности по уплате задолженности, не были представлены, как и не были представлены в суд апелляционной инстанции.
Также судом первой инстанции верно было указано, что на основании положений статьи 114 КАС РФ и пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Довод жалобы, что административный ответчик никогда не меняла гражданства СССР и никакого отношения к налоговому законодательству РФ не имела и не имеет, не соответствует действительности, поскольку как видно из материалов дела Стрельченко Е.А. имеет паспорт гражданина РФ (л.д. 33), следовательно, она является гражданином РФ. Из этого также следует, что она имеет отношение к налоговому законодательству РФ, следовательно, обязана платить налоги, а поскольку налоговый орган является государственным органом, то и подведомственность в данном случае определена верно.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 октября 2018 года, по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Стрельченко Е.А. о взыскании задолженности по налогам, пени, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Р.И. Харин
Судьи: Л.В. Гусарова
Н.М. Усова