Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 29 октября 2020 года
№ 2а-2640/2020
УИД 72RS0021-01-2020-002953-31
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Раковой О.С.,
при секретаре Айдановой А.Ф.,
с участием представителя административного ответчика Дегтярева И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области к Ярмоченко А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26 545 руб., пени в размере 89 руб. 15 коп. Требования мотивируют тем, что Ярмоченко А.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее Ярмоченко А.В. был зарегистрирован в МИФНС России № по ЯНАО в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За налогоплательщиком числиться недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 12 месяцев 2018 года в размере 26 545 руб. В связи с тем, что должником недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в полном объеме не уплачена в установленные законом сроки, начислены пени в размере 89 руб. 15 коп. В связи с отсутствием уплаты задолженности МИФНС России № по ЯНАО были выставлены требования № об уплате налога, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где налогоплательщику было предложено добровольно уплатить недоимку по налогу до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего момента должником сумма налога пени не уплачена. С ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик состоит по месту жительства на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области. В связи с изменением места жительства ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию переданы карточки расчетов с бюджетом из МИФНС России № по ЯНАО. В связи с частичной передачей Инспекцией направлены запросы в МИФНС России № по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на предоставление документов в отношении Ярмоченко А.В. для подачи заявления в суд. МИФНС России № 6 по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № Тюменского судебного района Тюменской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Ярмоченко А.В. о взыскании суммы налога на доходы физических лиц и пени к нему. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Тюменского судебного района вынесен судебный приказ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Тюменского судебного района Тюменской области судебный приказ отменен.
Представитель административного истца МИФНС России № 6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Ярмоченко А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Дегтярев И.Н., действующий на основании доверенности в судебном заседании требования административного иска не признал в полном объеме, просил в удовлетворении административного иска отказать, применить срок исковой давности, полагает, уважительных причин пропуска срока исковой давности для обращения в суд с указанным административным иском административным истцом не представлено.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируется с 20.12.2001 Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с 01.01.2010 до 01.01.2017 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с соглашением об информационном взаимодействии ФНС и Пенсионного фонда РФ, ФЗ от 03.07.2016 № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ярмоченко А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 425 Налогового кодекса РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса РФ размер страховых взносов в 2018 году на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 26 545 руб.
Пунктом 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № по ЯНАО в адрес Ярмоченко А.В. направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Тюменского судебного района Тюменской области вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению МИФНС России № 6 по Тюменской области о взыскании с Ярмоченко А.В., по страховым вносам на обязательное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, после чего МИФНС России № 6 по Тюменской области обратилось с административным иском.
Заявление о взыскании подается налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, установлено, что с заявлением о выдаче судебного приказа МИФНС России № 6 по Тюменской области за пределами установленного законом срока.
Соблюдение административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы указанные в заявлении, что в связи с изменением места жительства ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию переданы карточки расчетов с бюджетом из МИФНС России № по ЯНАО, в связи с частичной передачей, инспекцией направлены запросы в МИФНС России № по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на предоставление документов в отношении Ярмоченко А.В. для подачи заявления в суд, не являются основанием для признания причины пропуска установленного законом срока для обращения в суд уважительными. Как и нельзя признать уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд несвоевременную передачу данных между налоговыми органами сведений о налогоплательщиках и наличии задолженности по уплате налогов, пени и штрафов.
Таким образом, суд не находит оснований для восстановления срока на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени.
Несоблюдение МИФНС России №6 по Тюменской области установленных законодательством о налогах и сборах сроков обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 175-176, 178-180, 286, 292-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области к Ярмоченко А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья О.С. Ракова
Мотивированное решение изготовлено 5 ноября 2020 года.