Дело № 2а-658/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 23 марта 2021 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: Сумкиной Е.В.,
при секретаре: Иващенко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-658/2021 по административному иску ООО «СК «Согласие» к судебному приставу-исполнителю Егорьевского РОСП УФССП России по Московской области Юрьевой Е.А. и к УФССП по Московской области о признании действий/бездействия незаконным и обязании действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СК «Согласие» (далее административный истец, истец) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Егорьевского РОСП УФССП России по Московской области Юрьевой Е.А. (далее Егорьевский РОСП, административный ответчик) и к УФССП по Московской области (далее административный ответчик) о признании действий/бездействия судебного пристава - исполнителя Юрьевой Е.А. Егорьевского районного отделения судебных приставов в производстве которого находится исполнительное производство № незаконным в части несовершения исполнительных действий и не применения всего перечня мер принудительного исполнения; признания действий начальника отделения - старшего судебного пристава Егорьевского районного отделения судебных приставов или должностных лиц, исполняющих их обязанности незаконными в части необеспечения принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебного акта; обязании судебного пристава - исполнителя Егорьевского РОСП УФССП России по Московской области Юрьеву Е.А. в десятидневный срок принять весь перечень мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве.
В обоснование административного иска указано, что <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение по делу № о взыскании с ФИО1 в пользу взыскателя ООО «СК «Согласие» задолженности в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Судебным приставом- исполнителем Егорьевского РОСП Юрьевой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №. В добровольном порядке должник ФИО1 требования судебного пристава-исполнителя о погашении суммы задолженности перед взыскателем не исполнил. Административный истец считает, что незаконность бездействия судебного пристава - исполнителя заключается в непринятии мер по своевременному исполнению решения суда, в том числе, в необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебного акта, в непроведении проверки имущественного положения по месту жительства/регистрации должника, в ненаправлении запросов в органы ЗАГС, Федеральную миграционную службу и по неустановлению имущества супруга должника.
Представитель административного истца ООО «СК «Согласие» в судебное заседание не явился, извещен.
Административный ответчик исполняющий обязанности начальника Егорьевского районного отдела службы судебных приставов УФССП России по Московской области Гришин В.В. в судебном заседании административный иск не признал, показав, что судебный пристав - исполнитель Егорьевского РОСП УФССП России по Московской области Юрьева Е.А. находится в настоящее время в декретном отпуске, по исполнительному производству № № в целях установления имущественного положения должника, на которое возможно обратить взыскание в рамках исполнительного производства судебным приставом - исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы и соответствующие кредитные учреждения, с целью получения информации об имуществе должника. В ходе совершения исполнительных действий установлено, что должник имеет в банке <данные изъяты>. В ходе совершения исполнительных действий по адресу: <адрес> было установлено, что должник по данному адресу не проживает; согласно ответа на запрос из ПФ должник ФИО1 находился в местах лишения свободы <данные изъяты>), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника. ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) судебным приставом - исполнителем согласно ст.67 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ « Об исполнительном производстве» было вынесено постановление о временном ограничении на выезд из РФ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем согласно полученной информации о месте жительства должника, исполнительное производство было передано в другое ОСП. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № в отношении должника ФИО1 было принято к исполнению в СМО по ИОИД и РЗ о чем взыскатель был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Управления ФССП по Московской области не явился, извещены.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, в его адрес направлялись судебные извещения.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, возражений не поступило.
Изучив материалы дела, учитывая доводы истца, возражения административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ, а также руководствуются в своей деятельности Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2). В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан.
Из исследованных материалов следует, что <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение по делу № о взыскании с ФИО1 в пользу взыскателя ООО «СК «Согласие» задолженности в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Судебным приставом- исполнителем Егорьевского РОСП Юрьевой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №
Обращаясь в суд ООО «СК «Согласие» просит признать незаконным бездействие судебного пристава -исполнителя по непринятию полного комплекса мер, направленного на исполнение решения суда, в том числе, в непроведении проверки имущественного положения по месту жительства/регистрации должника, в ненаправлении запросов в органы ЗАГС, Федеральную миграционную службу.
В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Таким образом, предъявление любого административного иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Согласно Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Из статей 64, 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», следует, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, определяется им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства, в том числе, суммы взыскания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
По мнению суда, исследованные материалы исполнительного производства содержат информацию о совершенных судебным приставом-исполнителем Юрьевой Е.А. надлежащих исполнительных действий. Так, в материалах исполнительного производства есть сведения о поступлении исполнительного листа № № по делу № о взыскании с ФИО1 в пользу ООО «СК» «Согласие» задолженности по ущербу, причиненному преступлением в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом -исполнителем Егорьевского РОСП УФССП России по Московской области сделаны запросы в Федеральную миграционную службу, Пенсионный фонд, ИФНС в ГИБДД, банки; имеются ответы на данные запросы.
Согласно ч. 1 ст. 36 указанного выше Федерального закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Вместе с тем, указанный в данной статье двухмесячный срок для исполнения судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа не является пресекательным, носит организационный характер, однако выход за пределы указанного срока должен иметь объективные, исключительные основания, то есть происходить по причинам, не зависящим от воли судебного пристава-исполнителя и вопреки всем предпринятым им мерам по своевременному исполнению исполнительного документа. Само по себе длительное неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, свидетельствует о том, что взыскатель в значительной мере был лишен того, на что обоснованно рассчитывал, предъявив для исполнения исполнительный лист, что, бесспорно, свидетельствует о нарушении его права не только на справедливое судебное разбирательство в разумный срок (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), но и права на уважение своей собственности (статья 1 Протокола N 1 к Конвенции).
Из сведений о ходе исполнительного производства следует, что должник имел расчетные счета в банках, на которых имелись денежные средства, ввиду чего было произведено списание денежных средств на общую сумму <данные изъяты> рублей. Согласно полученного ответа из ГИБДД транспортного средства за должником ФИО1 не зарегистрировано. Согласно ответу на запрос из ПФ было установлено, что ФИО1. находится в <данные изъяты>, в связи с чем, судебным приставом -исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на получаемые доходы должника; судебным приставом-исполнителем выносились постановления об ограничении права выезда должника за пределы РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по исполнительному производству № составляла <данные изъяты> рублей, т.о. эффективные средства направленные на своевременное исполнение требований, содержащиеся в исполнительном документе должностным лицом службы судебных приставов были предприняты и в полном объеме. Более того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем согласно полученной информации о месте жительства должника, исполнительное производство было передано в другое ОСП. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № в отношении должника ФИО1 было принято к исполнению в СМО по ИОИД и РЗ о чем взыскатель был уведомлен надлежащим образом (л.д.30-32). Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года в Егорьевском РОСП исполнительного производства № на исполнении не находится.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Административным ответчиком, по мнению суда, представлены суду доказательства совершения исполнительных действий для исполнения исполнительного производства. При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, у суда отсутствуют основания для признания незаконным бездействия судебного пристава- исполнителя Егорьевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Московской области, выразившегося в непринятии своевременного и полного комплекса мер направленных на исполнение исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-179 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ООО «СК «Согласие» к судебному приставу-исполнителю Егорьевского РОСП УФССП России по Московской области Юрьевой Е.А. и к УФССП по Московской области о признании действий/бездействия незаконным и обязании применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: Сумкина Е.В.