59RS0018-01-2023-001435-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 14 февраля 2024 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Радостевой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Петровой О.В.,
с участием представителя истца ФИО12,
представителя ответчика Министерства транспорта <адрес> ФИО9,
представителя ответчика КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» <адрес> ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СНТ «Верхняя Полазна» к администрации Добрянского городского округа, Министерству транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушение прав,
У С Т А Н О В И Л :
СНТ «Верхняя Полазна» обратились в суд с иском к администрации Добрянского городского округа о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушение прав.
Требования мотивированы тем, что СНТ «Верхняя Полазна» создано по решению общего собрания № 3 от 03.02.2011, зарегистрировано 16.02.2011. СНТ «Верхняя Полазна» создано решением общего собрания членов товарищества, являющихся собственниками садовых земельных участков в границах садоводства на добровольных началах в соответствии с Федеральным законом ФЗ-217от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Истец обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов всех граждан – членов товарищества, и их семей, в том числе несовершеннолетних детей, являющихся собственниками садовых земельных участков. Жители поселения СНТ «Верхняя Полазна» являются собственниками земельных участков, жилых и садовых домов, расположенных по адресу: <адрес> В соответствии с Правилами землепользования и застройки Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, утвержденными Решением Думы от 19.12.2013 № 43 земельные участки размещены в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков. По указанному адресу располагается более 100 жилых домов. В собственности у граждан согласно списку СНТ находится 250 земельных участков. Согласно справке от 06.09.2022 МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №» из СНТ обучаются дети: 3 ребенка согласно списку, а также планируют пойти в первый класс на 2023-2024 год 2 ребенка. Поселение СНТ до настоящего времени не оборудовано остановочными пунктами, что затрудняет осуществлять высадку пассажиров у данного поселения. Перевозчики отказываются осуществлять высадку пассажиров по требованию у <адрес> Жителям СНТ, их семьям, в том числе и детям, приходится добираться до <адрес> по автомобильной дороге общего пользования регионального значения 57К-0002 Пермь-Березники» пешком, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения. До марта 2022 года осуществлялась высадка и посадка пассажиров около СНТ «Верхняя Полазна», граждане могли приобрести билет до отворота на г.Чусовой на автобусном маршруте № 170. Билеты на автобус маршрута № 170 продавались на автовокзалах, как в г. Пермь, так и в г. Добрянка. С 01.03.2022 на межмуниципальном маршруте № 170 – «г.Добрянка – автовокзал г.Пермь» исключили остановку по требованию «отворот на г.Чусовой». Письмом от 01.03.2022 жители СНТ обратились в администрацию Добрянского городского округа с просьбой восстановить остановку по требованию «отворот на г.Чусовой», на маршруте № 170. Письмом от 28.03.2022 ГКУ «Организатор пассажирских перевозок в Пермском крае» сообщил жителям СНТ, что ГКУ «ОПП» включение указанного остановочного пункта в схему движения маршрута № 170 не представляется возможным. Далее истец обращался в Министерство транспорта Пермского края по вопросу обустройства остановочного пункта «отворот на Чусовой». Письмом от 06.05.2022 Министерство транспорта Пермского края ответил идентично, указав также, что на автодороге 57К-0002 «Пермь-Березники» остановочный пункт «отворот на Чусовой (по требованию)» не оборудован в соответствии с ГОСТ, в связи с чем, не обеспечивает безопасную посадку – высадку пассажиров, а также не включен в реестр. Письмом от 19.04.2023 Прокуратура Пермского края довела до СНТ «Верхняя Полазна» те же сведения, добавив, что в реестре остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок остановочный пункт «отворот на Чусовой» вблизи СНТ «Верхняя Полазна» отсутствует, СНТ «Верхняя Полазна» расположено на землях сельскохозяйственного назначения за пределами населенного пункта, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено. Согласно законодательству РФ обязанность по организации размещения остановочных пунктов в соответствии с требованиями о безопасности дорожного движения возлагается на администрацию Добрянского городского округа. Отсутствие остановочного пункта у СНТ «Верхняя Полазна» свидетельствует о ненадлежащем выполнении полномочий по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в пределах муниципального образования. Бездействием ответчика по непринятию мер по обустройству остановочных пунктов нарушаются права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на охрану жизни, здоровья, защиту их прав и законных интересов, в том числе путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, нарушается принцип обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по организации размещения остановочных пунктов в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения возлагается на администрацию муниципального образования. Таким образом, бездействие администрации Добрянского городского округа по не оборудованию остановочного пункта общественного транспорта напротив и возле СНТ «Верхняя Полазна» (отворот на Чусовой) в соответствии с ГОСТ является незаконным. При этом, не оборудование остановочного пункта общественного транспорта влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступность транспортных услуг.
Протокольным определением от 28.11.2023 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство транспорта Пермского края, ФГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены ГКУ «Организатор пассажирских перевозок в Пермском крае», УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю, Отдел Госавтоинспекции ОМВД России по Добрянскому городскому округу.
Уточнив исковые требования, истец просит суд обязать Администрацию Добрянского городского округа, Министерство транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения СНТ «Верхняя Полазна», признать бездействие Администрации Добрянского городского округа, Министерства транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края по не оборудованию остановочных пунктов общественного транспорта на автомобильной дороге общего пользования возле СНТ «Верхняя Полазна» в соответствии ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст – незаконным. Обязать Администрацию Добрянского городского округа, Министерство транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края провести инженерно-изыскательские мероприятия на автомобильной дороге возле СНТ «Верхняя Полазна» для разработки проекта оборудования остановочных пунктов общественного транспорта в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст. Обязать Администрацию Добрянского городского округа, Министерство транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края устранить допущенные нарушения путем оборудования остановочных пунктов общественного транспорта в границах поселения возле СНТ «Верхняя Полазна» в соответствии с требованиями закона в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель истца ФИО12, действующая на основании доверенности (л.д. 92, том 1), в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства транспорта Пермского края ФИО9, действующая на основании доверенности (л.д. 170, том 1), возражала против удовлетворения требований, в материалы дела представлены возражения на исковое заявление (л.д. 61-63, том 2) из которых следует, что отношения по организации регулярных перевозок пассажиров в РФ, в том числе урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Организация транспортного обслуживания населения осуществляется, в том числе, через мероприятия по установлению, изменению маршрутов регулярных перевозок, включающих в себя начальные, конечные и промежуточные остановочные пункты. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа на муниципальных маршрутах регулярных перевозок относится к вопросам местного значения городского округа и входит в круг полномочий администрации Добрянского городского округа. Истцом в исковом заявлении не приведены основания, препятствующие Администрации Добрянского городского округа в решении данных вопросов в соответствии с установленными полномочиями, в связи с чем требуется привлечение иных ответчиков. Министерство транспорта Пермского края организует транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах Пермского края между муниципальными образованиями. В целях обеспечения жителей Добрянского городского округа услугами общественного транспорта организовано два межмуниципальных маршрута сообщением «Пермь-Добрянка» №170 (в обход пгт.Полазна), №530 (через пгт.Полазна). Схемы и расписания маршрутов в паспортах согласованы администрациями муниципальных образований, по которым проходит данный маршрут, в том числе с Администрацией Добрянского городского округа. Остановочный пункт «отворот на г.Чусовой» отсутствует и никогда не входил в схему межмуниципального маршрута №170, в связи с чем посадка и высадка пассажиров в местах, где не оборудован остановочный пункт, осуществлялась перевозчиком до марта 2022 года самовольно и с нарушением требований безопасности дорожного движения. Данный факт подтвержден паспортом маршрута № 170, выкопировками из реестра межмуниципальных маршрутов, результатами прокурорской проверки и обследования участков дорожной сети возле СНТ, проведенного сотрудниками прокуратуры г.Добрянки и ОГИБДД ОМВД России по Добрянскому городскому округу. Органами прокуратуры в рамках проверок обращений жителей СНТ не выявлены нарушения законодательства в действиях и решениях Министерства в связи с непринятием мер к обустройству остановочных пунктов вблизи СНТ «Верхняя Полазна» и включению их в схему межмуниципального маршрута № 170, а также не усмотрены правовые основания для применения мер прокурорского реагирования, в том числе обращения с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц. Согласно пункту 11.1 «ГОСТ Р 58653-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования» остановки наземного пассажирского транспорта общего пользования вне населенных пунктов, следует устраивать за пределами пересечения или примыкания. Согласно пунктам 5.17,11.10 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» расстояние от примыкания, обеспечивающее видимость препятствий, при расчетной скорости движения транспорта 100 км/ч, составляет 200 м. Остановочные пункты маршрутных транспортных средств вне границ населенных пунктов следует располагать на прямых участках дорог или на кривых радиусами в плане не менее 1000 м для дорог категории III и при продольных уклонах не более 40 промилле. При этом должны быть обеспечены нормы видимости для дорог соответствующих категорий. На участке автодороги км 40+899 «Пермь-Березники», где истец рассматривает устройство остановочного пункта общественного транспорта (отворот на СПК «Уральская нива», урочище «Верхняя Полазна») - на расстоянии 200 м от данного примыкания, в соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги, продольный уклон составляет 49 промилле. Обустройство остановочного пункта на указанном участке автодороги «Пермь-Березники» невозможно, поскольку технические характеристики данного участка дороги (параметры продольного уклона превышают допустимый предел для обустройства остановочного пункта – более 40 промилле) не позволяют обеспечить требования безопасности дорожного движения для посадки и высадки пассажиров.
Представитель ответчика КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края ФИО10, действующая на основании доверенности (л.д. 113, том 1), возражала против удовлетворения искового заявления, ранее в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, по которому, продольный уклон на участке автомобильной дороги «Пермь-Березники» км 40+899 (отворот на коттеджный поселок «Верхняя Полазна») составляет 49%. Согласно п.11.10 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» остановочные пункты маршрутных транспортных средств вне границ населенных пунктов следует располагать при продольных уклонах не более 40%. Обустройство остановочного пункта на указанном участке автомобильной дороги «Пермь-Березники» будет не соответствовать требованиям безопасности. Проектом организации дорожного движения предусмотрены автобусные остановки на участках Автодороги на км 35+624 (справа), км 35+678 (слева), км 49,325 (справа), км 49,494 (слева). Расположение СНТ «Верхняя Полазна» относительно автомобильной дороги «Пермь-Березники» соответствует 40-41 км. Участок автодороги относится к III категории. Согласно п. 5.3.2.3 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на дорогах IБ-IV категорий остановочные пункты располагают не чаще, чем через 3 км. Таким образом, на настоящий момент требования «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» соблюдены. В соответствии с Законом Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ Пермского края» поселок Полазна входит в состав территории Добрянского городского округа. Согласно ст. 3 Решения Думы Добрянского городского округа от 30.12.2019 № 95 «О принятии Устава Добрянского городского округа Пермского края» к вопросам местного значения Добрянского городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, обустройство остановочных пунктов в СНТ «Верхняя Полазна», необходимо возложить на Администрацию Добрянского городского округа (л.д. 44-46, том 2).
Ответчик Администрация Добрянского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, представили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, просили в удовлетворении требований отказать. Ранее в суд направляли возражения на исковое заявление, согласно которых считают, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, местом оборудования (установки) остановочных пунктов указывается часть дороги общего пользования регионального значения 57К-0002 «Пермь-Березники». Администрация Добрянского городского округа не является собственником автодороги, лицом, которому переданы соответствующие полномочия по содержанию автодороги. Кроме того, на администрацию городского округа в соответствии с законодательством не возложены полномочия по организации межмуниципальных маршрутов в границах Пермского края. Таким образом, администрация Добрянского городского округа не имеет полномочий по организации дорожной деятельности на автомобильной дороге общего пользования регионального значения. Территория СНТ «Верхняя Полазна» не является территорией поселения, не имеет статуса населенного пункта (л.д. 66-67, том 1).
Третье лицо ГКУ «Организатор пассажирских перевозок в Пермском крае», в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, в материалы дела представлен отзыв, из которого следует, что владельцем автодороги является КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, по вопросу обустройства остановочных пунктов на автодороге необходимо обращаться в адрес КГБУ «УАДиТ» (л.д. 239, том 1).
Третьи лица УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю, Отдел Госавтоинспекции ОМВД России по Добрянскому городскому округу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства № 314ж-2022, приходит к следующему выводу.
Статья 27 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на свободу передвижения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2017 года № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 года № ОС-460-р утвержден ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие требования».
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.3.3.10; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Пунктом 5.3.3.10 ГОСТа Р 52766-2007 предусмотрено, что посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.
Согласно Своду правил СП 42 13330.2011, Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного транспорта для субъектов Российской Федерации с особыми природно-климатическими условиями, к которым относится Пермский край, не должна превышать 400-700 метров.
Судом установлено, что СНТ «Верхняя Полазна» создано по решению общего собрания № 3 от 03.02.2011, зарегистрировано 16.02.2011, основной государственный регистрационный № (л.д. 8-9, 41, 42-43, 44-49, том 1). Жители поселения СНТ «Верхняя Полазна», являются собственниками земельных участков, жилых и садовых домов, расположенных по адресу: <адрес>
В собственности у граждан согласно списку СНТ «Верхняя Полазна» находится 250 земельных участков (л.д. 10-12, том 1), на которых расположены в том числе, индивидуальные жилые дома, жилые дома, жилые строения, о чем представлены стороной истца сведения из ЕГРН.
Согласно справке МБУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №» от ДД.ММ.ГГГГ №, в школе обучаются дети, проживающие в <адрес> нуждающиеся в подвозе до школы и обратно (л.д. 39-40, том 1).
Правообладателем автомобильной дороги «Полазна-Чусовой 090+625 – 091+617» с кадастровым номером № автомобильной дороги «Полазна-Чусовой» с кадастровым номером №, автомобильной дороги «Полазна-Чусовой 005+039 – 032+148» с кадастровым номером №, в соответствии с выписками из ЕГРН, является Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края».
Жители и собственники земельных участков СНТ «Верхняя Полазна» обращались в различные административные органы, в том числе, к ответчикам в администрацию Добрянского городского округа, Минтранс Пермского края, по вопросу обустройства остановочного пункта «отворот на Чусовой» (л.д. 14, 22-27, 30-36, том 1).
Администрацией Добрянского городского округа обращение жителей СНТ «Верхняя Полазна» перенаправлено в рамках компетенции в адрес ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» (л.д. 15, том 1).
Из ответа ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» от 28.03.2022 следует, что между ГКУ «ОПП» и ООО «Компас» 18.09.2021 заключены государственные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (170). Схема маршрута № 170 разрабатывалась на основании ранее действующего паспорта маршрута № 170, в котором отсутствовал остановочный пункт «отворот на Чусовой». Паспорт маршрута № 170 согласован с администрацией Добрянского городского округа, администрацией города Перми. Включение вышеуказанного остановочного пункта в схему движения маршрута № 170 возможно при следующих условиях: остановочные пункты приведены в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; включены в реестр остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам; учтена пропускная способность данных остановочных пунктов. В настоящее время в реестре остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам, опубликованный в общем доступе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства транспорта Пермского края, отсутствует остановочный пункт «отворот на Чусовой». В настоящее время ГКУ «ОПП» включение указанного остановочного пункта в схему движения маршрута № 170 не представляется возможным (л.д. 16-17, том 1).
Согласно ответа на обращение по вопросу обустройства остановочного пункта «отворот на Чусовой» от 06.05.2022, маршрут № 170 обслуживает ООО «Компас» на основании заключенного государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края. На автомобильной дороге общего пользования регионального значения 57К-0002 «Пермь-Березники» остановочный пункт «отворот на Чусовой (по требованию) не оборудован в соответствии с ГОСТ и, в связи с этим не обеспечивает безопасную посадку-высадку пассажиров, а также не включен в реестр. В связи с этим, в настоящее время включение указанного остановочного пункта в схему движения маршрута № 170 не представляется возможным (л.д. 20-21, том 1).
Как следует из ответа на обращение Министерства транспорта Пермского края об устройстве остановок общественного транспорта от 29.06.2022, устройство остановки общественного транспорта вблизи отворота на урочище Верхняя Полазна («отворот на Чусовой» по требованию) невозможно, так как продольный уклон на рассматриваемом участке Автодороги составляет более 40 промилле. По вопросу изменения схемы движения межмуниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 170 «г.Добрянка – Автовокзал г.Пермь» в части добавления остановочного пункта «отворот на Чусовой», маршрут № 170 обслуживает ООО «Компас» на основании заключенного государственного контракта. На автодороге остановочный пункт «отворот на Чусовой по требованию» не оборудован в соответствии с ГОСТ и, в связи с этим не обеспечивает безопасную посадку-высадку пассажиров, а также не включен в реестр. В настоящее время включение указанного остановочного пункта в схему движения маршрута № 170 не представляется возможным. Посадка и высадка пассажиров должна осуществляться только на оборудованных остановочных пунктах, соответствующих требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения (л.д. 28-29, том 1).
Из ответа Министерства транспорта Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющегося в материалах надзорного производства №-ж-2022,автодорога регионального значения «Пермь-Березники» отнесена к III технической категории и закреплена на праве оперативного управления за Краевым государственным бюджетным учреждением «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края». По вопросу изменения схемы движения межмуниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 170 «г.Добрянка – Автовокзал г.Пермь» в части добавления остановочного пункта «отворот на Чусовой», маршрут № 170 обслуживает ООО «Компас» на основании заключенного государственного контракта. На автодороге остановочный пункт «отворот на Чусовой по требованию» не оборудован в соответствии с ГОСТ и, в связи с этим не обеспечивает безопасную посадку-высадку пассажиров, а также не включен в реестр. В настоящее время включение указанного остановочного пункта в схему движения маршрута № 170 не представляется возможным.
Из ответа <адрес> на обращение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе осмотра региональной автомобильной дороги «Пермь – Березники», проведенного ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Добрянки с участием ОГИБДД ОМВД России по Добрянскому городскому округу, установлено отсутствие остановочных пунктов вблизи СНТ «Верхняя Полазна», что соответствует имеющемуся проекту организации дорожного движения. Согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае маршрут № 170 «г.Добрянка – Автовокзал г.Пермь» остановочный пункт «отворот на Чусовой» отсутствует. В реестре остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок остановочный пункт «отворот на Чусовой» вблизи СНТ «Верхняя Полазна» отсутствует. Кроме того, СНТ «Верхняя Полазна» расположено на землях сельскохозяйственного назначения за пределами населенного пункта (л.д.37-38,том 1).
По сообщению Отдела МВД России по Добрянскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ ближайшие остановочные пункты находятся: автодорога «Пермь-Березники населенные пункты д.Ивановка км 35+639, д.Лунежки км 49+405; автодорога «Полазна-Чусовой» населенные пункты д.Нижнее Задолгое км 2, отворот на п.Дивья км 13+072 (л.д. 60-64, том 1). Владельцем автомобильной дороги регионального значения «Пермь-Березники» с км 26 по км 130 Добрянского городского округа Пермского края, является Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта», владельцем муниципальной автомобильной дороги «Полазна-Чусовой» с км 0 по км 5 Добрянского городского округа Пермского края, является Муниципальное бюджетное учреждение «Приоритет», с км 5 по км 32 региональной автомобильной дороги «Полазна-Чусовой» Добрянского городского округа Пермского края, также является Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» (л.д.164-169, том 1).
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Добрянского городского округа земли, расположенные Пермский край, Добрянский городской округ, СПК «Уральская Нива», территория СНТ «Верхняя Полазна» находятся в зонах сельскохозяйственного использования, а именно: в зоне сельскохозяйственных угодий, в зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (л.д. 68,70, том 1).
Согласно схем и расписаний движения автобусов по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 170 «г.Добрянка – Автовокзал г.Пермь», № 530 «г.Добрянка-г.Пермь (через Лодочную)» остановочный пункт «отворот на Чусовой» вблизи СНТ «Верхняя Полазна» отсутствует (л.д. 173-230, том 1).
В соответствии с п.2.1 Устава КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта (л.д. 244-248, том 1).
Согласно изменениям, которые вносятся в устав КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, утвержденных приказом Министерства транспорта Пермского края от 03.11.2022 № 44-01-02-833 пункт 2.2 изложить в следующей редакции: «2.2 Для достижения целей, указанных в пункте 2.1. настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке виды основной деятельности по обеспечению деятельности Учредителя по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также содержанию автомобильных дорог местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами Пермского края, включая искусственные дорожные сооружения, и другие объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся в оперативном управлении Учреждения (далее – автомобильные дороги и иные объекты транспортной инфраструктуры), в частности, в рамках представленных полномочий (л.д. 242, том 1).
Министерство транспорта Пермского края, действуя на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 №828-п, организует транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах Пермского края между муниципальными образованиями.
Согласно пункту 11.1 «ГОСТ Р 58653-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования» (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 13.11.2019 № 1120-ст) остановки наземного пассажирского транспорта общего пользования вне населенных пунктов, следует устраивать за пределами пересечения и примыкания.
Согласно пунктам 5.17, 11.10 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр.) расстояние от примыкания, обеспечивающее видимость препятствий, при расчетной скорости движения транспорта 100 км/ч, составляет 200 м. Остановочные пункты маршрутных транспортных средств вне границ населенных пунктов следует располагать на прямых участках дорог или на кривых радиусами в плане не менее 1000 м для дорог категории III и при продольных уклонах не более 40 промилле. При этом должны быть обеспечены нормы видимости для дорог соответствующих категорий.
На участке автодороги км 40+899 «Пермь-Березники» - на расстоянии 200 м от данного примыкания, в соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги, продольный уклон составляет 49 промилле. Участок автодороги относится к III категории.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обустройство остановочного пункта на участке автодороги «Пермь-Березники» возле СНТ «Верхняя Полазна» невозможно, поскольку технические характеристики данного участка автодороги не позволяют обеспечить требования безопасности дорожного движения для посадки и высадки пассажиров. Обустройство остановочного пункта на указанном участке автодороги не будет соответствовать требованиям безопасности, установленным СП 34.13330.2021. «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*», утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр.
При этом, в силу ч.1 ст.11 гл. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Также, Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2015 № 304-п утвержден порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в соответствии с которым, установление маршрута осуществляется Уполномоченным органом на основании заявления об установлении маршрута органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (далее - органы местного самоуправления), перевозчика, имеющего намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющего регулярные перевозки по маршруту (далее - инициатор установления маршрута), а также по инициативе Уполномоченного органа или подведомственного такому органу государственного учреждения, целью деятельности которого является повышение качества и доступности транспортных услуг для населения Пермского края (далее - Учреждение).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в силу вышеприведенных положений законодательства, а также Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 220-ФЗ обязанность создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального округа возложена на администрацию Добрянского городского округа Пермского края. СНТ «Верхняя Полазна» расположено по адресу: <адрес> то есть на территории Добрянского городского округа.
Постановлением Администрации Добрянского городского округа № 3516 от 06.12.2022 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Добрянского городского округа», утвержден прилагаемый Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Добрянского городского округа. В Перечне имеется дорога 57718 ОП МГ 57-20, межселенная «Полазна-Чусовой 000+000-004+835, протяженностью 4835 м.
Согласно информации, предоставленной Отделом МВД России по Добрянскому городскому округу (л.д.60 т.1), ближайшие остановочные пункты общественного транспорта к месторасположению земельных участков СНТ «Верхняя Полазна» находятся: автодорога «Пермь-Березники» населенные пункты лд.Ивановка км 35+639, д.Лунежки км 49+405, автодорога «Полазна-Чусовой» населенные пункты д.Нижнее Задолгое км 2, отворот на п.Дивья км 13+072.
В соответствии с реестром остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам по состоянию на 23.01.2024 имеется остановочный пункт, наименование: «Нижнее Задолгое», место расположения: а/д «Полазна-Чусовой, км 002+013.
Согласно выкопировки из реестра межмуниципальных маршрутов по состоянию на 09.02.2024 на остановочном пункте «Нижнее Задолгое» совершают остановку автобусы с номерами маршрутов № 153 «п.Дивья – Автовокзал г.Пермь, ч/з п.Полазна», № 530 «г.Добрянка – г.Пермь».
Из представленных в материалы дела выкопировок и документов усматривается, что СНТ «Верхняя Полазна», расположенное по адресу: <адрес> находится в стороне от региональной автомобильной дороги 57К-0002 «Пермь-Березники», по которой проходят межмуниципальные маршруты Пермского края, а также в стороне от межселенной автомобильной дороги «Полазна-Чусовой» 000+000-004+835.
C учетом исследованных по делу доказательств судом установлено, что жители СНТ «Верхняя Полазна» являются собственниками земельных участков, индивидуальных жилых домов, жилых домов и жилых строений, расположенных на территории СНТ «Верхняя Полазна» по адресу: <адрес> Расстояние от территории СНТ «Верхняя Полазна», где проживают собственники указанных объектов недвижимости и члены их семей, до ближайших остановок общественного транспорта на автодороге «Пермь - Березники» составляет от 4 до 9 км, на автомобильной дороге «Полазна-Чусовой» более 3 км. В силу изложенного, жителям СНТ «Верхняя Полазна», в том числе, детям, приходится добираться к месту жительства до СПК «Уральская Нива», урочище «Верхняя Полазна» Добрянского городского округа по автомобильным дорогам общего пользования, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания населения СНТ «Верхняя Полазна» с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей до имеющихся остановок общественного транспорта, безусловно, свидетельствует о нарушении прав истцов, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного, культового и иного назначения.
На основании изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения и входит в круг полномочий администрации Добрянского городского округа.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию Добрянского городского округа создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения СНТ «Верхняя Полазна».
Принимая во внимание, что оборудовать остановочные пункты общественного транспорта на автомобильной дороге общего пользования возле СНТ «Верхняя Полазна» невозможно, в силу установленных по делу обстоятельств, о чем истец был уведомлен ответами различных государственных органов, а также ответчиками, не имеется оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным бездействия по необорудованию остановочных пунктов общественного транспорта на автомобильной дороге общего пользования возле СНТ «Верхняя Полазна» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, и требования обязать устранить допущенные нарушения путем оборудования остановочных пунктов общественного транспорта в границах поселения возле СНТ «Верхняя Полазна».
Не подлежат удовлетворению также и требования истца об обязании ответчиков провести инженерно-изыскательские мероприятия на автомобильной дороге общего пользования возле СНТ «Верхняя Полазна» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, поскольку данные обязанности в компетенцию ответчиков в силу положений учредительных документов не входят.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца обязать администрацию Добрянского городского округа Пермского края создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения СНТ «Верхняя Полазна». В остальной части требований исковое заявление СНТ «Верхняя Полазна» к администрации Добрянского городского округа, Министерству транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края удовлетворению не подлежит.
Суд при назначении срока исполнения решения суда руководствуется статьей 206 ГПК РФ, учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства,
В связи с вышеизложенным, суд считает возможным установить срок для исполнения - в течение 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда. Каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения возложенной судом обязанности в установленный судом срок, ответчиком в дело не представлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования СНТ «Верхняя Полазна» к администрации Добрянского городского округа, Министерству транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края об обязании создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения СНТ «Верхняя Полазна», признании незаконным бездействия по необорудованию остановочных пунктов общественного транспорта на автомобильной дороге общего пользования возле СНТ «Верхняя Полазна» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, обязании провести инженерно-изыскательские мероприятия на автомобильной дороге общего пользования возле СНТ «Верхняя Полазна» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, обязании устранить допущенные нарушения путем оборудования остановочных пунктов общественного транспорта в границах поселения возле СНТ «Верхняя Полазна» в соответствии с требованиями закона в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Добрянского городского округа Пермского края создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения СНТ «Верхняя Полазна» в течение 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации Добрянского городского округа отказать.
В удовлетворении исковых требований к Министерству транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Председательствующий В.Ю.Радостева
Мотивированное решение составлено 21.02.2024.
Подлинник решения подшит в деле № 2-23/2024, дело находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.