В окончательной форме изготовлено 27.06.2019 года
Дело № 2а-3758/2019 28 мая 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.И.,
при секретаре Астапчик Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кумаковой Натальи Андреевны к начальнику Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу – старшего судебного пристава Мархасина Романа Александровича, заместителю начальника Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Косареву Артему Владимировичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Чубинца Ивана Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Кумакова Н.А. обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к судебному приставу-исполнителю Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Чубинцу И.А., в котором просит признать неправомерным бездействие административного ответчика, допущенное в рамках исполнительного производства №-ИП и выразившееся в не передаче арестованного имущества для реализации в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, обязать административного ответчика передать арестованное в рамках исполнительного производства №-ИП имущество (квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №) в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области для реализации путем направления исчерпывающего пакета документов, а также взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу расходы по оплате услуг представителя.
В обоснование требований Кумакова Н.А. указала, что в Купчинском отделе судебных приставов Фрунзенского района УФССП России по Санкт-Петербургу находится исполнительное производство от 16.11.2018 года №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №018345630 от 26.05.2017 года, выданного по делу №2-4327/2016, предметом исполнения: Обратить взыскание на заложенное имущество: квартиру общей площадью 50,20 кв.м., расположенную на девятом этаже по адресу: <адрес>, кадастровый №, установив начальную продажную стоимость указанного имущества в размере 2 856 000 рублей путем продажи с публичных торгов, взыскать с ФИО1 779594,45 рублей. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт описи ареста квартиры, и 04.12.2018 года судебным приставом-исполнителем Чубинцом И.А. вынесено постановление «о передачи арестованного имущества на торги», в первом пункте постановочной части которого постановлено передать арестованное имущество в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Административный истец указала, что 05.02.2019 года ею в адрес Росимущества направлен запрос № 2562-П, с целью выяснить поступало ли к ним на исполнение постановление «о передачи арестованного имущества на торги» от 04.02.2018 года. 18.02.2019 года Росимущество дало ответ на вышеуказанный запрос, из которого следует, что указанное в запросе постановление и имущество к Росимуществу не поступало (л.д. 3).
Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14.05.2019 года произведена замена административного ответчика с судебного пристава-исполнителя Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Чубинца И.А. на начальника Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу - старшего судебного пристава Мархасина Р.А. (30-32).
Также протокольным определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14.05.2019 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель начальника Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Косарев А.В. и Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу.
Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 28.05.2019 года производство по делу в части требований об обязании совершить определенные действия и взыскании судебных расходов прекращено, в связи с отказом от данных требований.
Представитель административного истца - Луна Антонио А.О., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в части требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
Административный ответчик, заместитель начальника Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Косарев А.В., в судебное заседание явился, требования не признал, представил письменный отзыв (л.д. 43).
Административный ответчик начальник Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу – старший судебный пристав Мархасин Р.А., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика, Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу - Мамишова А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, требования не признала в полном объеме.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статья 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В силу положений ст. 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Одновременно ч. 9 указанной статьи установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Материалами дела подтверждается, что в производстве Купчинского отдела судебных приставов Фрунзенского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее – Купчинский ОСП Фрунзенского района УФССП по Санкт-Петербургу) находится сводное исполнительное производство №-СВ, в котором были объединены исполнительные производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, №-ИП и №-ИП (копия постановления на л.д. 63).
Предметом исполнительного производства является обращение взыскания на заложенное имущество: квартиру общей площадью 50,20 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В отношении указанной квартиры 23.11.2018 года было вынесено постановлении о наложении ареста на имущество должника (л.д. 77) и был составлен акт о наложении ареста (описи имущества) (л.д. 72-76).
04.12.2018 года была сформирована заявка на торги арестованного имущества (л.д. 71) и вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги (л.д. 69-70).
30.11.2018 года от должника поступило заявление о передаче имущества на ответственное хранение (л.д. 68), которое постановлением от 13.12.2018 года было удовлетворено (постановление на л.д. 67) и 13.12.2018 года принято постановление о назначении ответственного хранителя (л.д. 65-66).
22.02.2019 года в адрес Купчинского ОСП Фрунзенского района УФССП по Санкт-Петербургу из УФССП по Санкт-Петербургу поступило письмо, из которого следует, что заявка о передаче имущества на торги не была принята по причине отсутствия сведений о принадлежности имущества должнику (л.д. 62).
18.03.2019 года было вынесено повторное постановление о передаче арестованного имущества на торги (л.д. 59-60).
Также 13.05.2019 года был составлен акт передачи имущества на торги (л.д. 46-47).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах», предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Совершенные судебным приставом-исполнителем действия и вынесенные постановления при исполнении исполнительного документа свидетельствуют об отсутствии бездействия судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Частью 6 статьи 87 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
В силу ч. 7 ст. 87 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливает, что судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
Согласно пункту 2.2 Соглашения Соглашение ФССП России N 0001/13 и Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.
Пунктом 2.3 Соглашения предусмотрено, что передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.
К Акту передачи, в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества, прилагаются документы, предусмотренные ч. ч. 8 - 10 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в том числе надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимые для последующей регистрации права собственности. К Акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.
Имущество считается переданным на реализацию со дня подписания Акта передачи.
Материалами дела подтверждается, что в установленный законом срок было принято постановление о передаче арестованного имущества на торги и была направлена заявка в УФССП по Санкт-Петербургу, однако заявка была возвращена в Купчинский ОСП Фрунзенского района УФССП по Санкт-Петербургу только 22.02.2019 года.
После возвращения заявки судебным приставом-исполнителем были приняты все установленные законом меры к повторной передаче арестованного имущества на торги.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не было допущено бездействия. Кроме того в настоящий момент имущество передано на торги, то есть права административного истца никоим образом не нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется, поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены заявленные требования административного истца, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░: