Решение по делу № 2-3618/2024 от 05.08.2024

Дело № 2-3618/2024

УИД: 26RS0003-01-2024-004334-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,

с участием: истца Рыженко Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Рыженко Якова Васильевича к администрации <адрес> (третьи лица: Украинский И.Н., администрация <адрес>, КУМИ <адрес>) о признании право пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Рыженко Я.В. обратился суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>; обязании заключить договор социального найма вышеуказанной квартиры.

В обоснование заявленных требований указано, что Рыженко Я.В., зарегистрирован в <адрес> по адресу: <адрес>. В указанной квартире он проживал с ДД.ММ.ГГГГ г. (с рождения) со своей матерью ФИО4, которая постоянно проживала в указанной квартире и владела ею до своей смерти. При жизни своей матери ФИО4, истцу не было точно известно о том, на каком праве принадлежала данная квартира его матери. ФИО4 при жизни упоминала о том, что эта квартира выдавалась по ордеру еще бабушке истца ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ-х годах, умершей ДД.ММ.ГГГГ. О том, что квартира не приватизирована ФИО4 истцу не говорила, документы на квартиру не показывала. После смерти своей матери ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, истец принялся за оформление данной квартиры. Истцом было подано обращение в администрацию <адрес> для заключения договора социального найма на данную квартиру. По результатам рассмотрения его обращения, администрацией <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что изменение условий и внесение изменений в договор социального найма невозможно в отсутствии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда. Для заключения договора социального найма требовалось предоставить в адрес администрации первичные документы, содержащие сведения о распределении указанного жилого помещения с указанием ответственного квартиросъемщика (ордер, решение органа местного самоуправления т.д.). Поскольку указанных документов у истца на руках не имеется, он обращался в КУМИ <адрес>, который сообщил об отсутствии в базе данных архивного фонда «Администрация <адрес>» сведений об издании постановления главы <адрес> и ордера на испрашиваемую квартиру. В поисках правоподтверждающих документов на квартиру истец также обращался в ГКАУ «Государственный архив <адрес>», но в данной организации тоже отсутствуют подтверждающие предоставление данной квартиры в пользование. Таким образом, документов, подтверждающих основание права пользования жилым у истца на руках не имеется. При жизни мамы истец не обращался в администрацию <адрес> за постановлением о предоставлении ему жилья на условиях социального найма, полагая, что вселялся в жилое помещение на законных основаниях. Право истца пользования данной квартирой никто не оспаривал с ДД.ММ.ГГГГ года и до настоящего времени, в связи с чем, он ранее не предпринимал никаких действий для заключения договора социального найма и оформления каких-либо документов на жилье. В настоящее время истец выполняет все возложенные законом требования на нанимателя помещения: содержит жилое помещение в порядке, поддерживает его в технической исправности, своевременно производит оплату коммунальных услуг и текущий ремонт квартиры, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет. Согласно полученной выписке из ЕГРН на <адрес>, распложенную по адресу: <адрес>, площадью 38,8 кв.м, зарегистрировано право собственности муниципального образования <адрес> (государственная регистрация права была произведена ДД.ММ.ГГГГ). О том, что на квартиру зарегистрировано право собственности муниципального образования <адрес> истцу стало известно только сейчас. На каком основании была проведена регистрация данного права истцу не известно. Маме истца при жизни об этом также было не известно. Таким образом, указанная квартира была предоставлена до ее передачи в муниципальную собственность. В соответствии со ст.105 ЖК ФИО2, действовавшего на момент предоставления обозначенного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО2 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. В силу ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Исходя из аналогии закона (ст.7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма. В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством. Однако договор социального найма на указанную квартиру с матерью истца ФИО4 и администрацией <адрес> заключен не был, решения о предоставлении жилого помещения ФИО4 администрацией <адрес> не выносилось (на руки не выдавалось). Помимо истца в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрирован брат истца Украинский И.Н., который не имеет возражений в оформлении договора социального найма на имя истца. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

ИстецРыженко Я.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить, по существу ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Пояснил, что его сын Максим по его заявлению был выписан в 2018 г., его регистрация нужна была для оформления ребенка в школу, затем выписали. Погасить долг по оплате коммунальных услуг не имеет возможности в силу тяжелого материального положения. В настоящее время проживает по двум адресам как по адресу спорной квартиры, так и по пер.Кузнецкий ( по найму, без договора), в собственности жилья не имеет. Готов оплатить долг по коммунальным платежам по частям, лишь после заключения с ним договора социального найма. Ремонт спорной квартиры осуществлял своими руками еще при жизни матери. Первоначальных документов в отношении спорной квартиры не имеется. На какой праве его мать пользовалась спорной квартирой ему не известно.

Представитель ответчика администрации <адрес>, представители третьих лиц администрацииг.Ставрополь, КУМИг.Ставрополь, извещенные о дне, месте и времени судебного заседания надлежавшим образом в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщил, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств не поступило.

Третье лицо Украинский И.Н., извещенный о дне, месте и времени судебного заседания надлежавшим образом в суд не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором просил исковые требования Рыженко Я.В. удовлетворить.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).

Как следует из искового заявления, то истец Рыженко Я.В. и третье лицо Украинский И.Н. зарегистрированы в <адрес> по адресу: <адрес>.

В указанной квартире Рыженко Я.В. проживал с ДД.ММ.ГГГГ г. (с рождения) со своей матерью ФИО4 (родственная связь подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серия V-ГН ), которая постоянно проживала в указанной квартире до своей смерти. Как заявлено истцом, то ФИО4 при жизни упоминала о том, что эта квартира выдавалась по ордеру еще бабушке истца ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ-х годах, умершей ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия II-ГН ).

ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим свидетельством о смерти.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рыженко Я.В. обратился в администрацию <адрес> с заявление о заключении договора социального найма жилого помещения – квартиры № по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сообщило Рыженко Я.В., что изменение условий и внесение изменений в договор социального найма невозможно в отсутствии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда. Для заключения договора социального найма необходимо предоставить первичные документы, содержащие сведения о распределении указанного жилого помещения с указанием ответственного квартиросъемщика (ордер, решение органа местного самоуправления и т.д.).

Согласно ответа ГКАУ «ГАСК» от ДД.ММ.ГГГГ, то предоставить сведения о предоставлении <адрес> ФИО5 по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отделом народного образования, либо <адрес> ФИО2 народных депутатов <адрес> не представляется возможным, так как документы Отдела народного образования исполнительного комитета <адрес> ФИО2 народных депутатов, исполнительного комитета <адрес> ФИО2 народных депутатов <адрес> на хранении в ГКАУ «ГАСК» с ДД.ММ.ГГГГ г., документы Управления жилищного хозяйства исполнительного комитета <адрес> ФИО2 <адрес> народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> жилищной комиссии <адрес> на хранение в госархив не поступали.

Согласно ответа КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то в базе данных архивного фонда «Администрация <адрес>» за ДД.ММ.ГГГГ годы сведений об издании постановлений главы (главы администрации) <адрес> в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, не имеется. Ордера на жилые помещения, в том числе выданный на вышеуказанную квартиру, на хранение в архивный отдел управления делопроизводства и архива администрации <адрес> не поступали.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности муниципального образования <адрес>.

Как следует из ответа АО «СГРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, то Общество осуществляет расчет и доставку платежных документов по адресу: <адрес> отношении МУП «Водоканал», МУП РУ «Обелиск», администрация <адрес> на основании агентских договоров заключенных с вышеуказанными организациями. Письмом администрации <адрес> была указана информация о нанимателе помещения, а именно: ФИО4, а также лиц, совместно проживающих с нанимателем (Рыженко Я.В., ФИО6, Украинский И.Н.).

Согласно карточке финансового лицевого счета 99007, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за спорной квартирой числиться задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 178545,89 руб., пени – 34603,92 руб. Тем самым доводы истца о том, что он производит оплату коммунальных платежей за квартиру, не соответствуют, опровергаются сведениям из расчетного центра, где указано о наличии значительной суммы долга по соответствующим платежам.

Согласно акта осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в результате планового осмотра жилья, то при вскрытии спорной квартиры факт затопления в мае текущего года не зафиксирован, квартира находится в удовлетворительном состоянии, на момент вскрытия в квартире никто не проживал. При первичном осмотре ДД.ММ.ГГГГ в квартире ни кто не проживал, квартира была закрыта, доступ ограничен. Тем самым, довод истца о том, что он проживает в указанной квартире, следит за её техническим состоянием, содержит в порядке, суд признает не обоснованным, подлежащим отклонению.

Статьей 6 ЖК ФИО2, действовавшего на момент предоставления ФИО5 (бабушке истца) спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных ФИО2 народных депутатов (жилищный фонд местных ФИО2) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со ст. ст. 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК ФИО2 основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса ФИО2 решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.

Однако в деле такое решение об обеспечении ФИО5 (бабушки истца) или ФИО4 (матери истца) спорным жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.

В силу ст. 105 ЖК ФИО2 служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО2 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается ФИО2.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.

В силу ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно ч.1 ст.46 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 2, 3 ст. 46 ЖК РФ).

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Как установлено ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3 ст.52 ЖК РФ).

В силу ч.4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5 статьи 52 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вместе с тем, в данном случае истец Рыженко Я.В. на таком учете не состоит, собственником решение о предоставлении спорной квартиры Рыженко Я.В. или ФИО4 именно на условиях социального найма не принималось, письменных доказательств обратного стороной истца в материалы дела не представлено.

Довод истца о том, что спорное жилое помещение было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ г. его бабушке на основании ордера судом отклоняется, поскольку документально не подтвержден, что также опровергается соответствующими ответами госархива и КУМИ <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец занимает спорное жилое помещение, собственником которого является муниципальное образование <адрес> без законных на то оснований, договор социального найма спорного жилого помещения с ним не заключался, на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения истец не состоит и не состоял, жилое помещение ему для проживания не предоставлялось, соглашение о пользовании с собственником помещения не заключалось.

Факт регистрации и проживания Рыженко Я.В. в спорной квартире после смерти прежнего нанимателя (со слов истца), сам по себе не свидетельствует о возникновении у Рыженко Я.В. права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании вышеизложенного, с учетом фактически установленных обстоятельств дела, учитывая приведенные положения действующего законодательства и с учетом того, что правовых оснований для сохранения за истцом права пользования спорной квартирой не имеется, Рыженко Я.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, малоимущим не признавался, объективных и достаточных доказательств предоставления органом местного самоуправления истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма не представлено, то суд приходит к выводу об отсутствии законных и обоснованных оснований для признания за Рыженко Я.В. права пользования жилым помещением - квартирой по <адрес> и обязании ответчика заключить с ним договор социального найма вышеуказанной квартиры.

Таким образом, исковые требования Рыженко Я.В. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Рыженко Якова Васильевича к администрации <адрес> о признании право пользования жилым помещением - квартирой по <адрес> городе Ставрополе, об обязании ответчика заключить с истцом договор социального найма <адрес> городе Ставрополе - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Мотивированное решение составлено 21.11.2024.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

Дело № 2-3618/2024

УИД: 26RS0003-01-2024-004334-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,

с участием: истца Рыженко Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Рыженко Якова Васильевича к администрации <адрес> (третьи лица: Украинский И.Н., администрация <адрес>, КУМИ <адрес>) о признании право пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Рыженко Я.В. обратился суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>; обязании заключить договор социального найма вышеуказанной квартиры.

В обоснование заявленных требований указано, что Рыженко Я.В., зарегистрирован в <адрес> по адресу: <адрес>. В указанной квартире он проживал с ДД.ММ.ГГГГ г. (с рождения) со своей матерью ФИО4, которая постоянно проживала в указанной квартире и владела ею до своей смерти. При жизни своей матери ФИО4, истцу не было точно известно о том, на каком праве принадлежала данная квартира его матери. ФИО4 при жизни упоминала о том, что эта квартира выдавалась по ордеру еще бабушке истца ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ-х годах, умершей ДД.ММ.ГГГГ. О том, что квартира не приватизирована ФИО4 истцу не говорила, документы на квартиру не показывала. После смерти своей матери ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, истец принялся за оформление данной квартиры. Истцом было подано обращение в администрацию <адрес> для заключения договора социального найма на данную квартиру. По результатам рассмотрения его обращения, администрацией <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что изменение условий и внесение изменений в договор социального найма невозможно в отсутствии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда. Для заключения договора социального найма требовалось предоставить в адрес администрации первичные документы, содержащие сведения о распределении указанного жилого помещения с указанием ответственного квартиросъемщика (ордер, решение органа местного самоуправления т.д.). Поскольку указанных документов у истца на руках не имеется, он обращался в КУМИ <адрес>, который сообщил об отсутствии в базе данных архивного фонда «Администрация <адрес>» сведений об издании постановления главы <адрес> и ордера на испрашиваемую квартиру. В поисках правоподтверждающих документов на квартиру истец также обращался в ГКАУ «Государственный архив <адрес>», но в данной организации тоже отсутствуют подтверждающие предоставление данной квартиры в пользование. Таким образом, документов, подтверждающих основание права пользования жилым у истца на руках не имеется. При жизни мамы истец не обращался в администрацию <адрес> за постановлением о предоставлении ему жилья на условиях социального найма, полагая, что вселялся в жилое помещение на законных основаниях. Право истца пользования данной квартирой никто не оспаривал с ДД.ММ.ГГГГ года и до настоящего времени, в связи с чем, он ранее не предпринимал никаких действий для заключения договора социального найма и оформления каких-либо документов на жилье. В настоящее время истец выполняет все возложенные законом требования на нанимателя помещения: содержит жилое помещение в порядке, поддерживает его в технической исправности, своевременно производит оплату коммунальных услуг и текущий ремонт квартиры, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет. Согласно полученной выписке из ЕГРН на <адрес>, распложенную по адресу: <адрес>, площадью 38,8 кв.м, зарегистрировано право собственности муниципального образования <адрес> (государственная регистрация права была произведена ДД.ММ.ГГГГ). О том, что на квартиру зарегистрировано право собственности муниципального образования <адрес> истцу стало известно только сейчас. На каком основании была проведена регистрация данного права истцу не известно. Маме истца при жизни об этом также было не известно. Таким образом, указанная квартира была предоставлена до ее передачи в муниципальную собственность. В соответствии со ст.105 ЖК ФИО2, действовавшего на момент предоставления обозначенного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО2 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. В силу ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Исходя из аналогии закона (ст.7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма. В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством. Однако договор социального найма на указанную квартиру с матерью истца ФИО4 и администрацией <адрес> заключен не был, решения о предоставлении жилого помещения ФИО4 администрацией <адрес> не выносилось (на руки не выдавалось). Помимо истца в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрирован брат истца Украинский И.Н., который не имеет возражений в оформлении договора социального найма на имя истца. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

ИстецРыженко Я.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить, по существу ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Пояснил, что его сын Максим по его заявлению был выписан в 2018 г., его регистрация нужна была для оформления ребенка в школу, затем выписали. Погасить долг по оплате коммунальных услуг не имеет возможности в силу тяжелого материального положения. В настоящее время проживает по двум адресам как по адресу спорной квартиры, так и по пер.Кузнецкий ( по найму, без договора), в собственности жилья не имеет. Готов оплатить долг по коммунальным платежам по частям, лишь после заключения с ним договора социального найма. Ремонт спорной квартиры осуществлял своими руками еще при жизни матери. Первоначальных документов в отношении спорной квартиры не имеется. На какой праве его мать пользовалась спорной квартирой ему не известно.

Представитель ответчика администрации <адрес>, представители третьих лиц администрацииг.Ставрополь, КУМИг.Ставрополь, извещенные о дне, месте и времени судебного заседания надлежавшим образом в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщил, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств не поступило.

Третье лицо Украинский И.Н., извещенный о дне, месте и времени судебного заседания надлежавшим образом в суд не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором просил исковые требования Рыженко Я.В. удовлетворить.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).

Как следует из искового заявления, то истец Рыженко Я.В. и третье лицо Украинский И.Н. зарегистрированы в <адрес> по адресу: <адрес>.

В указанной квартире Рыженко Я.В. проживал с ДД.ММ.ГГГГ г. (с рождения) со своей матерью ФИО4 (родственная связь подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серия V-ГН ), которая постоянно проживала в указанной квартире до своей смерти. Как заявлено истцом, то ФИО4 при жизни упоминала о том, что эта квартира выдавалась по ордеру еще бабушке истца ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ-х годах, умершей ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия II-ГН ).

ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим свидетельством о смерти.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рыженко Я.В. обратился в администрацию <адрес> с заявление о заключении договора социального найма жилого помещения – квартиры № по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сообщило Рыженко Я.В., что изменение условий и внесение изменений в договор социального найма невозможно в отсутствии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда. Для заключения договора социального найма необходимо предоставить первичные документы, содержащие сведения о распределении указанного жилого помещения с указанием ответственного квартиросъемщика (ордер, решение органа местного самоуправления и т.д.).

Согласно ответа ГКАУ «ГАСК» от ДД.ММ.ГГГГ, то предоставить сведения о предоставлении <адрес> ФИО5 по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отделом народного образования, либо <адрес> ФИО2 народных депутатов <адрес> не представляется возможным, так как документы Отдела народного образования исполнительного комитета <адрес> ФИО2 народных депутатов, исполнительного комитета <адрес> ФИО2 народных депутатов <адрес> на хранении в ГКАУ «ГАСК» с ДД.ММ.ГГГГ г., документы Управления жилищного хозяйства исполнительного комитета <адрес> ФИО2 <адрес> народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> жилищной комиссии <адрес> на хранение в госархив не поступали.

Согласно ответа КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то в базе данных архивного фонда «Администрация <адрес>» за ДД.ММ.ГГГГ годы сведений об издании постановлений главы (главы администрации) <адрес> в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, не имеется. Ордера на жилые помещения, в том числе выданный на вышеуказанную квартиру, на хранение в архивный отдел управления делопроизводства и архива администрации <адрес> не поступали.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности муниципального образования <адрес>.

Как следует из ответа АО «СГРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, то Общество осуществляет расчет и доставку платежных документов по адресу: <адрес> отношении МУП «Водоканал», МУП РУ «Обелиск», администрация <адрес> на основании агентских договоров заключенных с вышеуказанными организациями. Письмом администрации <адрес> была указана информация о нанимателе помещения, а именно: ФИО4, а также лиц, совместно проживающих с нанимателем (Рыженко Я.В., ФИО6, Украинский И.Н.).

Согласно карточке финансового лицевого счета 99007, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за спорной квартирой числиться задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 178545,89 руб., пени – 34603,92 руб. Тем самым доводы истца о том, что он производит оплату коммунальных платежей за квартиру, не соответствуют, опровергаются сведениям из расчетного центра, где указано о наличии значительной суммы долга по соответствующим платежам.

Согласно акта осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в результате планового осмотра жилья, то при вскрытии спорной квартиры факт затопления в мае текущего года не зафиксирован, квартира находится в удовлетворительном состоянии, на момент вскрытия в квартире никто не проживал. При первичном осмотре ДД.ММ.ГГГГ в квартире ни кто не проживал, квартира была закрыта, доступ ограничен. Тем самым, довод истца о том, что он проживает в указанной квартире, следит за её техническим состоянием, содержит в порядке, суд признает не обоснованным, подлежащим отклонению.

Статьей 6 ЖК ФИО2, действовавшего на момент предоставления ФИО5 (бабушке истца) спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных ФИО2 народных депутатов (жилищный фонд местных ФИО2) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со ст. ст. 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК ФИО2 основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса ФИО2 решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.

Однако в деле такое решение об обеспечении ФИО5 (бабушки истца) или ФИО4 (матери истца) спорным жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.

В силу ст. 105 ЖК ФИО2 служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО2 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается ФИО2.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.

В силу ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно ч.1 ст.46 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 2, 3 ст. 46 ЖК РФ).

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Как установлено ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3 ст.52 ЖК РФ).

В силу ч.4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5 статьи 52 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вместе с тем, в данном случае истец Рыженко Я.В. на таком учете не состоит, собственником решение о предоставлении спорной квартиры Рыженко Я.В. или ФИО4 именно на условиях социального найма не принималось, письменных доказательств обратного стороной истца в материалы дела не представлено.

Довод истца о том, что спорное жилое помещение было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ г. его бабушке на основании ордера судом отклоняется, поскольку документально не подтвержден, что также опровергается соответствующими ответами госархива и КУМИ <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец занимает спорное жилое помещение, собственником которого является муниципальное образование <адрес> без законных на то оснований, договор социального найма спорного жилого помещения с ним не заключался, на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения истец не состоит и не состоял, жилое помещение ему для проживания не предоставлялось, соглашение о пользовании с собственником помещения не заключалось.

Факт регистрации и проживания Рыженко Я.В. в спорной квартире после смерти прежнего нанимателя (со слов истца), сам по себе не свидетельствует о возникновении у Рыженко Я.В. права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании вышеизложенного, с учетом фактически установленных обстоятельств дела, учитывая приведенные положения действующего законодательства и с учетом того, что правовых оснований для сохранения за истцом права пользования спорной квартирой не имеется, Рыженко Я.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, малоимущим не признавался, объективных и достаточных доказательств предоставления органом местного самоуправления истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма не представлено, то суд приходит к выводу об отсутствии законных и обоснованных оснований для признания за Рыженко Я.В. права пользования жилым помещением - квартирой по <адрес> и обязании ответчика заключить с ним договор социального найма вышеуказанной квартиры.

Таким образом, исковые требования Рыженко Я.В. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Рыженко Якова Васильевича к администрации <адрес> о признании право пользования жилым помещением - квартирой по <адрес> городе Ставрополе, об обязании ответчика заключить с истцом договор социального найма <адрес> городе Ставрополе - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Мотивированное решение составлено 21.11.2024.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

2-3618/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыженко Яков Васильевич
Ответчики
Администрация Октябрьского района г. Ставрополя
Другие
КуМИ г.Ставрополя
Администрация г.Ставрополя
Украинский Игорь Николаевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Кузнецова Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
05.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2024Передача материалов судье
09.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2024Подготовка дела (собеседование)
03.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2024Судебное заседание
07.11.2024Судебное заседание
21.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее