Решение по делу № 33-855/2013 от 31.01.2013

Судья Екимова Н.И. Дело № 33-855/2013 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Машкиной И.М.и Сироткиной Е.М.,

при секретаре Вакулинской М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 07 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 ноября 2012 года, по которому

на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми возложена обязанность зачесть Шубе А.Л. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.04.1986 по 28.05.1988 в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", из расчёта один день военной службы за два дня работы (4 года 3 мес. 2 дня), установить Шубе А.Л. стажевый коэффициент 0,61 по специальному стажу с 13 января 2012 года и бессрочно, произвести доплату трудовой пенсии за период с 13 января 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми;

с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воркуте в пользу Шубы А.Л. взысканы судебные расходы в размере ... рублей;

с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми взыскана государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Шуба А.В. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с 13.04.1986 по 28.05.1988 в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату пенсии с 13.01.2012 с учетом стажевого коэффициента 0,61 и индексации, взыскании судебных расходов в размере ... руб., ссылаясь на то, что при назначении пенсии ему не включен в специальный стаж работы период военной службы по призыву с 13.04.1986 по 28.05.1988, что противоречит действовавшему на период прохождения службы законодательству, согласно которому служба в Советской Армии подлежала зачёту в специальный стаж работы в двойном размере.

Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.

Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

Судом установлено, что Шуба А.Л., <Дата обезличена>, является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной с 13.01.2012 в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".

Продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1 составляет: ....

Согласно записям в военном билете и в трудовой книжке истец проходил военную службу по призыву с 13.04.1986 по 28.05.1988.

Из таблицы трудовой деятельности усматривается, что период военной службы по призыву истца с 13.04.1986 по 28.05.1988 включен ответчиком в общий трудовой стаж.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в армии в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.

В соответствии с пп. 1 ч.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 №537 при досрочном назначении пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует руководствоваться Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

На основании абзаца второго подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при исчислении периодов работы до 01.01.1992 (дата введения Списка № 1 1991 г.) возможно также применение Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (действовал до 01.01.1992).

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определен одноименными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Пунктами 4 и 5 Правил установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, предусмотренной Списком № 1 1991 г. (Списком № 1 1956 г.), а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Периоды прохождения военной службы в Правилах, равно как и в Списке № 1 1991 г. (Списке № 1 1956 г.) не указаны.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации…

При этом пунктом 4 той же статьи предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.

Вместе с тем при исчислении расчетного размера пенсии по указанному пункту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное ... - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

В своем исковом заявлении истец ссылался на положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации, согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 № 10-ФЗ и вступил в силу 30 января 1995 года.

Из материалов дела следует, что истец проходил службу до указанного периода. На момент назначения досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.

Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.

Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из материалов пенсионного дела следует, что перед периодом военной службы истца следовал период работы с 25.01.1986 в должности подземного электрослесаря 3 разряда, который учтен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1.

При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права в календарном порядке.

С учетом включения в стаж оспариваемых периодов, стаж истца на соответствующих видах работ, для определения пенсионного капитала составит: ... (по материалам пенсионного дела) + 2 год 01 мес. 00 дн. (служба в армии) = ... дн.

Таким образом, перерасчет пенсии истца должен быть осуществлен с учетом стажевого коэффициента 0,59, рассчитанного исходя из специального стажа, с 13 января 2012 года.

Исходя из того, что исковые требования Шубы А.Л. удовлетворены частично, соотнося размер понесенных заявителем расходов на оплату услуг представителя с объектом судебной защиты, учитывая сложность дела, судебная коллегия считает возможным в силу правил, установленных ст. 100 ГПК РФ, принимая во внимание принципы разумности и справедливости, изменить размер судебных расходов, произведенных истцом на оплату услуг представителя, определив к взысканию ... руб.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 ноября 2012 года изменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Шубе А.Л. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.04.1986 по 28.05.1988 в календарном исчислении (02 года 01 месяц), в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; установить Шубе Александру А.Л. стажевый коэффициент 0,59 по специальному стажу с 13 января 2012 года и бессрочно, произвести доплату трудовой пенсии за период с 13 января 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воркуте в пользу Шубы А.Л. судебные расходы в размере ....

В остальной части решение Воркутинского городского суда от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-855/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
07.02.2013Судебное заседание
14.02.2013Дело сдано в канцелярию
14.02.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее