Дело № 2-1099/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2016 года г. Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,
при секретаре Мазеповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к открытому акционерному обществу «Выборгская целлюлоза» об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления,
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу (далее по тексту ОАО) «Выборгская целлюлоза» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путём вывоза бытовых отходов, незаконно размещённых на территории лесного фонда в квартале 47 выдела 14 Будогощского участкового лесничества Киришского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» (с правой стороны региональной дороги Кириши – Будогощь – Смолино на 28-ом км, на расстоянии 600 м от поворота в лес), на лицензированный полигон ТБО, ссылаясь на то, что в ходе проведённой Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой и ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства. Установлено, что на территории лесного фонда в квартале 47 выдела 14 Будогощского участкового лесничества Киришского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» (с правой стороны региональной дороги Кириши – Будогощь – Смолино на 28-ом км, на расстоянии 600 м от поворота в лес) размещена несанкционированная свалка отходов на почве (строительные отходы, бытовые отходы) на площади 7 м х 3 м, высотой 0,5 м, примерный объём 10,5 куб. м. В ходе проведённой проверки собственник отходов, а также лицо, разместившее отходы, не установлены. Указанный земельный участок находится на праве аренды у ОАО «Выборгская целлюлоза» на основании договора аренды лесного участка от 29.04.2010 № 29/3-2010-04, заключённого между указанным обществом и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. Ненадлежащее выполнение ОАО «Выборгская целлюлоза» возложенных на него законом обязанностей по очистке лесов от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду (л.д.1-3).
Истец - Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор надлежащим образом извещён о времени и месте разбирательства дела (л.д.25), однако в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.31).
Ответчик - ОАО «Выборгская целлюлоза» надлежащим образом извещён о времени и месте разбирательства дела (л.д.26), однако в судебное заседание представитель не явился, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица - ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» Селезнева Ю.В., действующая на основании доверенности № Д-33 от 08.07.2016 сроком по 31.12.2016 (л.д.30), в судебном заседании представила отзыв, согласно которому считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению (л.д.27-29).
При установленных обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.1. ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года N 92-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 N 238-О-О, по смыслу приведённых конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
Лесным законодательством предусмотрено, что санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу пункта 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, (далее - Правила санитарной безопасности в лесах) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414).
Как следует из правовых положений Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 года N 523, (далее - Руководство), при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Судом установлено и в установленном законом порядке не оспорено стороной ответчика, что 29.04.2010 между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ОАО «Выборгская целлюлоза» заключён договор № 59/3-2010-04 аренды лесного участка, согласно которому лесной участок площадью 66 874 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Ленинградская область, Киришский район, Киришское лесничество, в том числе Будогощское участковое лесничество, в том числе кварталы №№ 44-49, договор действует 49 лет. Согласно подпункту «и» пункта 18 договора: арендатор обязан выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утверждённых уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации. Осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов (л.д.10-17).
Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования территории от 04.09.2015, проведённого представителями ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» и Будогощского участкового лесничества филиала – ЛОГКУ «Ленобллес» при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования территории выявлено 4 места несанкционированного размещения отходов, одним из которых является несанкционированная свалка отходов на почве (строительные отходы, бытовые отходы), расположенная на территории 47-го квартала выдел 14 Будогощского участкового лесничества Киришского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес». Свалка расположена с правой стороны региональной дороги Кириши – Будогощь – Смолино на 28-ом км, на расстоянии 600 м от поворота в лес на площади 7 м * 3 м, высотой 0,5 м, примерный объём 10,5 куб.м. Свалка расположена на землях государственного лесного фонда. Арендатором данной территории является ОАО «Выборгская целлюлоза». Собственников отходов установить не представляется возможным, в виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу (л.д.6-7,8-9).
При установленных обстоятельствах, учитывая, что зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, а требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленные им требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к открытому акционерному обществу «Выборгская целлюлоза» об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Выборгская целлюлоза» провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путём вывоза бытовых отходов, незаконно размещённых на территории лесного фонда в квартале 47 выдела 14 Будогощского участкового лесничества Киришского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» (с правой стороны региональной дороги Кириши – Будогощь – Смолино на 28-ом км, на расстоянии 600 м от поворота в лес), на лицензированный полигон ТБО.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде через Киришский городской суд Ленинградской области в течение месяца.
Судья