Решение от 13.10.2023 по делу № 72-139/2023 от 14.08.2023

Судья Рыженкова Е.В.                  УИД 65RS0-52

               Дело № 72-139/2023

РЕШЕНИЕ

13 октября 2023 года                                                       город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Менц О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Егоренкова Алексея Викторовича на постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области от 19 апреля 2023 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июля 2023 года по делу о привлечении капитана РС «Данилово» Егоренкова Алексея Викторовича к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области от 19 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июля 2023 года, должностное лицо – капитан РС «Данилово» Егоренков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, Егоренков А.В. просит отменить состоявшиеся по делу акты, ссылаясь на их незаконность, указывая на допущенное должностным лицом административного органа процессуальное нарушение, выразившееся в не разъяснении ему процессуальных прав. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку административный орган не вменял ему нарушение пункта 10 Правил № 341. Указывает, что в судебном акте описано иное событие, отличное от события, изложенного в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания.

В судебное заседание Егоренков А.В. и его защитник Ротар М.М. не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии указанных лиц.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области Тургеникова А.В., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения жалобы, полагая привлечение Егоренкова А.В. к административной ответственности законным, прихожу к следующему.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года       № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации № 4730-1), Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Статьей 7 Закона Российской Федерации № 4730-1, установлено, что режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.

Порядок пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами регламентирован статьей 9 Закона Российской Федерации № 4730-1.

Особенности пересечения Государственной границы на море закреплены в статье 9.1 Закона Российской Федерации № 4730-1.

Подпунктом «а» части 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации             № 4730-1 предусмотрено, что в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 9.1 Закона Российской Федерации № 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами Государственной границы Российской Федерации на море» утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее – Правила № 341).

Правила № 341 устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море, в том числе, российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств (подпункт «а» пункта 1 Правил № 341).

Согласно пункту 2 Правил № 341 уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (далее - уведомление) направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении.

Пунктом 3 Правил № 341 предусмотрено, что российские суда, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - суда), неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.

Пунктом 4 Правил № 341 установлено, что уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению № 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море. Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.

Административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, судно РС «Данилово» (далее – судно) находится в собственности ООО «Аврора-Марин» (л.д. 24).

Согласно приказу от 15 сентября 2022 года № 92/22 капитаном РС «Данилово» является Егоренков А.В. (л.д. 28).

Посредством судна РС «Данилово», под управлением капитана Егоренкова А.В., ЗАО «Курильский рыбак» осуществляет добычу (вылов) водных биологических ресурсов в Южно-Курильской зоне с 1 января 2023 года на основании разрешения , выданного Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (л.д. 22). Сроки добычи водных биологических ресурсов продлены до 31 декабря 2023 года согласно изменениям, внесенным в разрешение 27 февраля 2023 года.

11 января 2023 год капитаном РС «Данилово» Егоренковым А.В. в Пограничное управление по Сахалинской области подано уведомление о намерении неоднократного пересечения РС «Данилово» Государственной границы на море в период промысловой деятельности с 12 января по 20 марта 2023 года (пункт 10 уведомления) (л.д. 33-34).

19 апреля 2023 года в 11:00 сахалинского времени осмотровой группой ПСКР «Коралл» осмотрено судно РС «Данилово», находящееся в территориальном море Российской Федерации. В ходе осмотра установлено, что указанное судно под управлением капитана Егоренкова А.В. 25 марта 2023 года в 11:00 при осуществлении перехода из м.т. Малокурильское в район промысла пересекло Государственную границу Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации в географических координатах 43056.3/ северной широты 146023.1/ восточной долготы, то есть не в срок, заявленный в уведомлении от 11 января 2023 года.

Иных уведомлений, дающих судну РС «Данилово» право пересекать Государственную границу Российской Федерации, по состоянию на 25 марта 2023 года в пограничный орган капитаном Егоренковым А.В. не подавалось.

В результате капитаном судна РС «Данилово» Егоренковым А.В. нарушены требования подпункта «а» части 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации № 4730-1 и пунктов 3, 4 Правил № 341.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении капитана РС «Данилово» Егоренкова А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесении постановления о привлечении его к административной ответственности.

Проверив законность вынесенного постановления должностного лица административного органа по жалобе Егоренкова А.В., судья городского суда, посчитав обстоятельства совершенного правонарушения установленными и подтвержденными материалами дела, а вину Егоренкова А.В. – доказанной, оставил постановление по делу об административном правонарушении без изменения.

Вопреки доводу жалобы, при изложении события административного правонарушения судья городского суда за пределы предъявленного Егоренкову А.В. вменения не вышел, описание события административного правонарушения соответствует объему вменения.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее невыполнение требований действующего законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу статьи 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации закреплено, что капитан судна (далее - капитан) возглавляет экипаж судна и является его руководителем (пункт 37); капитан обязан обеспечить соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства (подпункт 2 пункта 44).

Таким образом, Егоренков А.В., обладая в силу трудовых отношений и судовой роли всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями в отношении судна РС «Данилово», а также имея возможность для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации, не предпринял всех необходимых мер по его соблюдению.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Довод жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных должностным лицом административного органа, следует признать несостоятельным в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 19 апреля 2023 года должностным лицом пограничного органа в присутствии Егоренкова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, процессуальные права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ему разъяснены, о чем в протоколе имеется его подпись. О времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении Егоренков А.В. был уведомлен (л.д. 16-оборот), заявил ходатайство о рассмотрении дела на борту судна «Данилово», подтвердив при этом факт разъяснения ему процессуальных прав (л.д. 19). Дело рассмотрено с участием Егоренкова А.В. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела с целью обеспечения участия в деле защитника, не заявил.

Таким образом, должностным лицом административного органа процессуальных нарушений по данному делу не допущено.

Факт того, что административным органом Егоренкову А.В. не вменялось нарушение пункта 10 Правил № 341, вопреки доводу жалобы, не исключает его административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за допущенные им нарушения пунктов 3, 4 Правил № 341.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Егоренкова А.В. от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в степени общественной опасности правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для охраняемых государством интересов в сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о государственной границе, а также в пренебрежительном отношении капитана судна к исполнению своих обязанностей в указанной сфере, имеющей строго регламентированный характер, что исключает признание вмененного Егоренкову А.В. правонарушения малозначительным.

Постановление о привлечении Егоренкова А.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с общими правилами назначения наказания, соответствует содеянному и целям административного наказания, в минимальном размере административного штрафа.

В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.

Учитывая, что минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц составляет 30 000 рублей, то возможность применения в рассматриваемой ситуации положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключается.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Учитывая, что вмененное Егоренкову А.В. административное правонарушение было выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, то оснований для применения положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушен.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Учитывая, что при рассмотрении дела судьей правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, а приведенные в жалобе доводы на законность состоявшихся по делу актов не влияют, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12 - 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                                                   ░.░. ░░░░

72-139/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Егоренков Алексей Викторович
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Менц Оксана Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
14.08.2023Материалы переданы в производство судье
14.08.2023Истребованы материалы
24.08.2023Поступили истребованные материалы
13.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023Дело оформлено
16.10.2023Дело передано в экспедицию
13.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее