№2–21/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
с участием прокурора Ивановой Д.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании «24» января 2017 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Рец Л.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, встречному исковому заявлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к Рец Л.А. о признании договора социального найма недействительным, признании акта обследования и заключения об оценке жилого помещения незаконными, признании утратившей права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
установил:
Рец Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование заявленных требований указала, что жилое помещение, в котором зарегистрирована истец, расположенное по адресу: <адрес> находиться на балансе администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». На основании заключения межведомственной комиссии от 22.04.2016 № 28 многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, признан непригодным для проживания. В настоящее время истец и её семья жилым помещением не обеспечены. Полагает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, орган местного самоуправления обязан предоставить её семье вне очереди благоустроенное жилое помещение.
В ходе рассмотрения дела администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась к Рец Л.А. со встречным исковым заявлением о признании договора социального найма жилого помещения от 22.03.2016 № 207 недействительным, признании акта обследования помещения от 22.04.2016 № 28 и заключения об оценке соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 22.04.2016 № 28 незаконными, признании утратившей права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета. В обоснование заявленных требований указала, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> утрачено, дом, в котором располагалась квартира разрушена. В указанном жилом помещении истец не проживает на протяжении длительного периода времени.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18.10.2016 и 1.12.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены админисрация сельского поселения «Пажга» и Рец В.Н.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24.01.2017 производство по гражданскому делу по встречному исковому заявлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к Рец Л.А. о признании утратившей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу<адрес>, Сыктывдинский район, прекращено.
Истец (ответчик) Рец Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, со встречными исковыми требованиями не согласилась. Дополнительно пояснила, что брак между ней и Рец В.Н. расторгнут, совместного хозяйства не ведется.
Представитель ответчика (истца) администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав встречные исковые требования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация сельского поселения «Пажга», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рец В.Н., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения заявленных администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, принадлежало администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Из справки, представленной администрацией сельского поселения «Пажга» от 3.02.2016 № 365 следует, что в жилом помещении по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, зарегистрирована Рец Л.А.
22.03.2016 между Рец Л.А. и администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» заключен договор социального найма указанного жилого помещения № 207.
22.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Пажга» от 31.07.2015 № 95/07, проведено обследование жилого дома, в котором расположена квартира истца.
В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 22.04.2016 № 28 и актом обследования помещения от 22.04.2016 № 28, многоквартирный дом <адрес> Сыктывдинского района, признан аварийным.
В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный дом <адрес> Сыктывдинского района как объект недвижимости, отсутствует.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Закрепляя право каждого на жилище (ч. 1 ст. 40) и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению
Часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов.
Реализуя вышеприведенную конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке мог быть разрешен при условии соблюдения названных общих требований жилищного законодательства, то есть при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Рец Л.А. малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
При таких обстоятельствах, поскольку объективная нуждаемость в жилом помещении истцом не подтверждена, требования Рец Л.А. о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма не подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» требования суд исходит из следующего.
Порядок предоставления гражданам жилых помещений на условиях социального найма регламентирован Жилищным кодексом РФ.
На основании ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На момент заключения договора социального найма спорная квартира не отвечала требованиям жилого помещения, соответственно, не могла являться предметом договора социального найма. Об этом обстоятельстве было известно и самой Рец Л.А., которая на момент заключения договора социального найма знала о том, что в жилое помещение заселиться невозможно ввиду его фактического отсутствия.
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что договор социального найма с Рец Л.А. заключен в нарушение требований Жилищного кодекса РФ, в связи с чем заявленные администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» требования о признании договора социального найма жилого помещения от 22.03.2016 № 207, заключенного с Рец Л.А. подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения уполномоченной межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
При этом вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В судебном заседании не оспаривалось, что многоквартирный дом, в котором располагается квартира Рец Л.А., состоит на балансе администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». При этом, обследование многоквартирного жилого дома проведено межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Пажга».
Таким образом, поскольку администрация сельского поселения «Пажга» не является балансодержателем спорного многоквартирного дома, то соответственно, она не имела полномочий по оценке соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с чем, заявленные администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» требования о признании акта межведомственной комиссии и составленного на его основании заключения обследования помещения от 22.04.2016 № 28 незаконными подлежат удовлетворению.
В обоснование требований о снятии Рец Л.А. с регистрационного учета по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес> администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» ссылался на то, что жилое помещение, в котором Рец Л.А. зарегистрирована отсутствует, и для сохранения за ней права пользования им нет законных оснований, а потому ею регистрация по месту жительства по указанному адресу подлежит прекращению.
При разрешении исковых требований администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера.
Дом, расположенный по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, отсутствует, в связи с чем в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ не может являться объектом жилищных прав, т.е. не является местом жительства ответчика (истца). Следовательно, за истцом не может быть сохранено право пользования объектом, которого не существует, равно как и регистрация в таком объекте по месту жительства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие предусмотренных законом оснований для сохранения регистрации Рец Л.А. по месту жительства в указанной квартире, суд приходит к выводу, что регистрация по месту жительства Рец Л.А. по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес> подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Рец Л.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отказать.
Признать договор социального найма жилого помещения от 22.03.2016 №207, заключенный между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и Рец Л.А. недействительным.
Признать акт обследования помещения от 22.04.2016 № 28, составленный межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Пажга» от 31.07.2015 № 95/07 незаконным.
Признать заключение об оценке соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 22.04.2016 № 28, принятое межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Пажга» от 31.07.2015 № 95/07 незаконным.
Прекратить регистрацию Рец Л.А., <данные изъяты> по месту жительства по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>
Решение является основанием для снятия Рец Л.А. с регистрационного учета по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2017 года.
Судья В.И. Сухопаров