Дело № 2а-905/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Белоусовой О.С., с участием представителя административных ответчиков Семенюк С.А.,
при секретаре Феллер В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пешкова Андрея Валерьевича к призывной комиссии военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска, Федеральному казанному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Пешков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска о признании незаконным решения призывной комиссии.
В обоснование заявленных требований указав, что 20.12.2019г. решением призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска, он был признан годным к военной службе и ему была выдана повестка для отправки к прохождению военной службы на 23.12.2019 г., с чем он не согласен. Согласно п. 14 Постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане производят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи, а также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С». В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, обязательные диагностические исследования проводятся не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников. Однако, вопреки действующему законодательству медицинское освидетельствование в отношении него было проведено без результатов обязательных анализов и исследований. При этом данное направление было выдано уже после прохождения призывных мероприятий. При прохождении медицинского освидетельствования он жаловался на здоровье: жалобы на проблемы со спиной. В свою очередь врач отправил его на дополнительное обследование. По итогам дополнительного обследования у него остеохондроз 3 степени, а это не призывной диагноз, но врач проигнорировал заключение и поставил ему призывную категорию годности. При нахождении на заседании призывной комиссии 20.12.2019 г. присутствовало шесть человек. В нарушение требований п. 6 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, ему не был оглашен персональный состав призывной комиссии, а также врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, не доложил результаты пройденного им медицинского освидетельствования и не огласил вынесенное заключение о категории его годности к военной службе. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска в отношении Пешкова А.В. от 20.12.2019 г.
Определением судьи от 09.01.2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное казанное учреждение "Военный комиссариат Хабаровского края", в качестве заинтересованного лица - администрация города Хабаровска.
В судебное заседание административный истец, представитель заинтересованного лица - администрации города Хабаровска не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены в установленном законом порядке, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие, в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии городского округа "Город Хабаровск" (Центральный и Железнодорожные районы), Федерального казанного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края" Семенюк С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представив письменный отзыв и пояснив, что оснований для предоставления отсрочки после отчисления из образовательного учреждения, у административного истца не имелось. Призывник подлежал призыву на военную службу. Ранее, административный истец неоднократно проходил военно – врачебные комиссии в 2016г., 2017 г. и устанавливалась категория «А», в 2018г. установлена категория годности «Б3», о которой он знал и не оспаривал установленную категорию годности. В период осеннего призыва на военную службу, по результатам военно-врачебной комиссии, с учетом диагноза и всех предоставленных медицинских исследований (анализов), в отношении Пешкова А.В. установлена категория годности к военной службе «Б-4» с учетом всех необходимых медицинских исследований. После установления группы годности к военной службе, было принято решение о призыве Пешкова А.В. на военную службу. Согласно решения призывной комиссии от 20.12.2019 г. (протокол 36/43), административный истец предназначен в войска гражданской обороны, в связи с чем, ему на 23.12.2019 г. вручена повестка на отправку в войска. В случае несогласия с решением призывной комиссии, Пешков А.В. имел и имеет право и возможность обратиться в призывную комиссию субъекта РФ, которая в том числе: организует медицинский осмотр призывников перед отправкой их к месту прохождения военной службы; организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Призывник, несогласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, несогласных с решением комиссии, проводятся по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. На контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и несогласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз. При контрольном медицинском освидетельствовании призывники, освобожденные от призыва и несогласные с решением комиссии, должны быть освидетельствованы всеми врачами- специалистами. При этом члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут наделяться такими правами и обязанностями как принимать решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. Кроме того, в рамках Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574, Пешков А.В. при несогласии с заключением военно-врачебной комиссии, либо с заключением медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии имел и имеет право на проведение независимой экспертизы, с участием независимого эксперта, на основании объективности, всесторонности, полноты исследований. Независимая экспертиза рассматривается при освидетельствовании гражданина, проводимой в рамках работы следующей призывной комиссии. В отсутствие каких-либо прав на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу, а так же каких-либо иных доказательств того, что гражданин не подлежит призыву на военную службу, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца. Срок призыва на военную службу завершился 31.12.2019 г., заявление в суд подано 24.12.2019 г., на основании п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военный комиссариат не имел возможности реализовать призыв административного истца на военную службу в период осеннего призыва 2019 г. Решение призывной комиссии о призыве в отношении истца будет отменено до начала весеннего призыва 2020 г., т.е. до 1 апреля 2020 года. Причиной оспаривания решения призывной комиссии является стремление уклониться от призыва на военную службу, в отсутствии нарушения прав призывника и причин для освобождения от исполнения воинской обязанности. Просит отказать в удовлетворении требований.
Выслушав пояснения представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу положений ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющим статус муниципального района. городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Понятие воинской обязанности определено в ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно ч. 1 - 4 ст. 5.1 указанного Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (ч. 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (ч. 2).
В силу п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На основании ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными по состоянию здоровья.
В соответствии с положениями ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане в связи с исполнением воинской обязанности проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.
Порядок организации и проведения такого освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, а его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565 по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19.09.2019 N 471-р "Об организации призыва граждан на военную службу в Хабаровском крае в октябре - декабре 2019 года Военному комиссару Хабаровского края предписано организовать в октябре 2019 года – декабре 2019 года в городских округах и муниципальных районах края на базе военных комиссариатов (призывных пунктов) призыв граждан на военную службу.
Пунктом 7.1 Распоряжения предписано определить порядок и сроки привлечения врачей-специалистов, среднего медицинского персонала медицинских организаций для медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу. Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19.09.2019 N 471-р утверждены составы призывных комиссий.
В судебном заседании установлено, что призывник Пешков А.В. с 06.02.2015 г. по настоящее время состоит на учете призывных ресурсов в военном комиссариате Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска.
В 2014 г. Пешков А.В. поступил в КГБПОУ «<данные изъяты>», в связи с чем, до 2018 г. ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании ст. 24 п.2 пп. «а» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (протокол № 18/22 от 26.10.2016г.).
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Пешков А.В. отчислен из числа студентов учебного заведения по окончанию полного курса обучения.
Иных прав на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу, предусмотренных ст.ст. 23, 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Пешков А.В. не имеет.
Таким образом установлено, что Пешков А.В., по состоянию на период осеннего призыва, оснований для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, не имел, в связи с чем, подлежал призыву на военную службу на общих, установленных законодательством, основаниях.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона, граждане при призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами.
В период нахождения на учете призывников Пешков А.В. неоднократно проходил военно-врачебные комиссии: 11.02.2016 г. при постановке на воинский учет, с установлением категории годности «А»; 28.04.2017 г. с установлением категории годности к военной службе «А», 07.12.2018г. с установлением категории годности к военной службе «Б-4» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по ст.66 «г»-(<данные изъяты>) приложения к расписанию болезней Постановления Правительства РФ от 04.07.2013г. №656 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Таким образом, с момента постановки на учет, административный истец с 2016 г. был годен к военной службе.
В период осеннего призыва на военную службу Пешков А.В., прошел военно-врачебную комиссию, установлена категория годности к военной службе "Б-4": с учетом всех необходимых и предоставленных медицинских исследований (анализов).
В силу п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также в соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
В соответствии с картой медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, по результатам освидетельствования врачебная комиссия признала Пешкова А.В. годным к военной службе, установлена категория годности к военной службе «Б-4», что и явилось основанием призыва его на военную службу.
В карте медицинского освидетельствования проставлены подписи врачей с соответствующими отметками о годности.
Доводы административного истца на наличие жалоб на здоровье, во внимание не принимаются, поскольку ни в период прохождения медицинского освидетельствования, ни в период рассмотрения дела, данные доводы доказательствами не подтверждаются. Более того, в личном деле призывника отсутствуют письменные заявления с предоставлением медицинских исследований, которые поставили бы под сомнение объективность результатов освидетельствования. Сами результаты освидетельствования в установленном законом порядке, административный истец не оспорил и доказательств данному факту в процессе рассмотрения дела, не предоставил.
Проверка объективности медицинского освидетельствования в предмет рассматриваемого дела, не входит, действия врачебной комиссии, установившей Пешкову А.В., категорию годности к военной службе, а также заключение о годности, административным истцом не оспорены.
Таким образом, на момент установления категории годности и принятия решения о призыве, у должностных лиц отсутствовали основания как для проведения дополнительного обследования, так и для того, чтобы поставить под сомнения установленную административному истцу категорию годности к военной службе.
Призывной комиссией военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска принято решение 20.12.2019 г., оформленное протоколом № 36/43, о призыве Пешкова А.В. на военную службу с учетом его состояния здоровья, в связи с чем, ему была вручена повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 23.12.2019 г.
В настоящий момент решение о призыве административного истца не может быть реализовано, в связи с завершением срока призыва на военную службу 31.12.2019 г., решение вопроса о призыве в отношении него будет решаться в весенний призыв 2020 г.
Иные доводы административного истца, в том числе о том, что комиссия не представилась в установленном порядке, не влекут признание незаконным решения призывной комиссии, поскольку являются формальными и не подтвержденными, а имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе, ссылка самого истца, указывает на то, что в призывной комиссии присутствовали шесть членов призывной комиссии, что согласуется с действующими законодательством и прав административного истца не нарушает.
Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии о призыве на военную службу административного истца, принято на основании обследования военно-врачебной комиссии, на основании заключения соответствующих специалистов, является законным и обоснованным.
Относимых и допустимых доказательств наличия каких-либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, а также опровергающих выводы военно-врачебной комиссии, в судебном заседании не установлено.
Установленная в отношении административного истца категория годности «Б-4» последним не оспорена, не препятствует призыву на военную службу.
Суд принимает во внимание, что административный истец, имел и имеет право обратиться в призывную комиссию субъекта Российской Федерации.
Согласно п.51 Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в том числе: организует медицинский осмотр призывников перед отправкой их к месту прохождения военной службы; организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
Кроме того, в рамках Положения о независимой военно-врачебной экспертизе утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 574, истец при несогласии с заключением военно-врачебной комиссии, либо с заключением медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии имел и имеет право на проведение независимой экспертизы, с участием независимого эксперта, на основании объективности, всесторонности, полноты исследований.
При рассмотрении административного дела установлено, что истцом сроки для обращения в суд соблюдены, также соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия призывной комиссии на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, содержание оспариваемого решения призывной комиссии соответствует положениям Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушений прав административного истца в связи с вынесением оспариваемого решения.
В связи с тем, что призывная комиссия действует с 01.10.2019 года по 31.12.2019 года, решение призывной комиссии приостановлено и не может быть реализовано в связи с окончанием срока осеннего призыва 2019 года, суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах военный комиссариат в настоящее время не имеет возможности реализовать призыв административного истца по оспариваемому решению о призыве, следующий призыв на военную службу будет осуществляться в период с 01.04.2020 года по 15.07.2020 года, в связи с чем, судом не установлено нарушения прав, свобод, законных интересов административного истца оспариваемым решением, действие которого реализовано быть не может.
Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства и установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 226- 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Пешкова Андрея Валерьевича к призывной комиссии военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска, Федеральному казанному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" о признании незаконным решения призывной комиссии, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения,
Дата составления мотивированного решения 13.02.2020.
Судья О.С.Белоусова