ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8056/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 22 апреля 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бойко В.Н., рассмотрев дело № 2-665/2018 (13-372/2023) (75RS0015-01-2018-000998-93) по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному автономному учреждению культуры «Районный дом культуры «Строитель» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
по кассационной жалобе Муниципального автономного учреждения культуры «Районный дом культуры «Строитель» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 28 ноября 2023 г.
установил:
решением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 25 июня 2018 г. удовлетворен иск Краснокаменского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц к МАУК «Районный дом культуры «Строитель» Забайкальского края о присуждении к исполнению обязанности в натуре, на ответчика возложена обязанность в срок до 31 декабря 2018 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Деревянный планшет сцены, деревянные колосниковые настилы и деревянные настилы рабочих галерей подвергнуть огнезащитной обработке в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, предъявляемыми для покрытия пола в зальных помещениях (не выше пожарной опасностью чем КМ 2); обеспечить обработку горючих декораций, сценического оформления, а также драпировки в зрительном зале огнезащитными составами;
В зрительном зале обеспечить для отделки стен применение материала с пожарной опасностью КМ 0;
В подвале, расположенном под зрительным залом и сценическим пространством, исключить хранение декораций, бутафории, деревянных станков, инвентаря и другого имущества, убрать бытовое помещение персонала;
Обеспечить проведение проверок клапанов дымовых люков не реже 1 раза в 10 дней, разблокировать дымовые люки здания; привести в рабочее состояние лебедку, обслуживающую клапаны дымовых люков, обеспечить наличие дистанционного управления клапанами дымовых люков с планшета сцены, из помещения пожарного поста-диспетчерской и помещения для этой лебедки;
Обеспечить наличие на дверях приспособленных помещений производственного и складского назначения здания обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
Обеспечить исправность наружной пожарной лестницы и ограждений на крыше здания;
Организовать проведение проверок работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода (ВПК) здания не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
Установить пожарные шкафы из негорючих материалов;
Помещения для хранения музейных ценностей (расположенные на втором этаже) оборудовать автоматической установкой пожаротушения;
Обеспечить выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту средств обеспечения пожарной безопасности здания - противопожарной водяной завесы (дренчерной водяной завесы) сцены организацией, имеющей соответствующую лицензию;
Обеспечить исправное состояние дренчерной водяной завесы сцены (системы противопожарной защиты);
Оборудовать дымовыми точечными пожарными извещателями автоматической установки пожарной сигнализации следующие помещения: - коридор на 1-ом этаже здания (помещение № 15 по тех. паспорту БТИ); - коридор на 2-ом этаже здания (помещение № 1 по тех. паспорту БТИ, возле каб. № 5, № 6); - помещение электрощитовой в подвальном этаже; - тамбуры 3-х эвакуационных выходов на улицу (с западной, северной сторон здания); - помещение «кармана» сцены (помещение № 20 по тех. паспорту БТИ); - тамбур туалетов танцевального зала;
В 2-х помещениях звукооператора/светопроекционной, расположенных на втором этаже здания дома культуры установить точечные дымовые пожарные извещатели с учетом воздушных потоков в защищаемых помещениях, вызываемых приточной или вытяжной вентиляцией; при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно составлять более 1м.;
Обеспечить оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре подачей речевого оповещения (звуковых сигналов) во все помещения здания дома культуры с постоянным или временным пребыванием людей; в помещении зрительного зала обеспечить наличие речевого оповещателя;
Обеспечить здание огнетушителями;
Установить в здании достаточное количество указательных знаков пожарной безопасности – знаков места установки огнетушителя, места нахождения пожарного крана, место установки звукового оповещателя пожарной тревоги;
В помещении музейной деятельности (№ 10 по техническому паспорту БТИ) установить 2 дымовых пожарных извещателя автоматической пожарной сигнализации;
В помещениях: музейной деятельности (№ 9 по техническому паспорту БТИ), коридоре служебных помещений 2-го этажа, в кабинете № 10, обеспечить расстояние от дымовых пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации (АПС) до стен не более 4,5 м.;
Окна и отверстия из помещений кинопроекционных и светопроекционных помещений в зрительный зал дома культуры защитить (оборудовать) шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее EI 15;
Токоведущие части электроснабжения на сцене дома культуры смонтировать с использованием несгораемых оснований (мрамор, текстолит, гетинакс, асбест, асбоцемент и т.п.);
Обеспечить наличие аварийного освещения, предназначенного для освещения путей эвакуации, зон повышенной опасности и эвакуационного освещения больших площадей (антипаническое освещение);
Обеспечить наличие в здании учреждения культуры аккумуляторных батарей, рассчитанных на работу аварийного освещения не менее 1 часа;
В помещениях сценической коробки всю станционную электросеть проложить с использованием металлических газовых труб или бронированного кабеля;
На сцене и под покрытием сцены в зрительном зале для подключения передвижных приемников тока и переносных светильников проложить провода, соответствующие требованиям пожарной безопасности;
Между деревянной рампой сцены и кожухами электросветильников в зрительном зале проложить асбест толщиной 8-10 мм;
В проеме эвакуационного выхода из танцевального зала на улицу с северной стороны здания установить двери с открыванием по ходу эвакуации;
В кармане сцены убрать антресоли с хранением на них декораций;
Обеспечить содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации; согласовать все изменения объемно-планировочных и инженерно-технических решений в установленном законом порядке.
С МАУК «Районный дом культуры «Строитель» в доход бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
29 ноября 2018 г. МАУК «Районный дом культуры «Строитель» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 10, 11, 19, 20, 23, 24, 25 сроком до 30 октября 2019 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 19 декабря 2018 г. заявление удовлетворено.
21 ноября 2019 г. ответчик обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п.п. 2, 4, 6, 10, 11, 19 сроком до 30 октября 2020 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 19 декабря 2019 г. заявление удовлетворено частично, исполнение решения суда в заявленной части отсрочено до 1 мая 2020 г.
23 декабря 2020 г. МАУК «Районный дом культуры «Строитель» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п.п. 2, 4, 10, 11, 19 сроком до 30 октября 2021 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 30 декабря 2020 г. заявление удовлетворено частично, исполнение решения суда в заявленной части отсрочено до 1 мая 2021 г.
27 апреля 2021 г. ответчик вновь обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п.п. 2, 4, 10, 11, 19 сроком до октября 2021 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 29 апреля 2021 г. заявление удовлетворено, исполнение решения суда в заявленной части отсрочено до 1 октября 2021 г.
14 сентября 2021 г. ответчик вновь обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п.п. 2, 4, 10, 11, 19 сроком до февраля 2022 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 20 сентября 2021 г. заявление удовлетворено, исполнение решения суда в заявленной части отсрочено до 1 февраля 2022 г.
24 января 2022 г. МАУК «Районный дом культуры «Строитель» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п.п. 2, 19 сроком до октября 2022 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 января 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2022 г., в удовлетворении заявления отказано.
27 февраля 2023 г. ответчик обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п. 2 сроком до октября 2023 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 6 марта 2023 г. заявление удовлетворено, исполнение решения суда в заявленной части отсрочено до 1 октября 2023 г.
25 сентября 2023 г. МАУК «Районный дом культуры «Строитель» вновь обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части требований, указанных в п. 2 сроком до апреля 2024 г.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 29 сентября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 28 ноября 2023 г., в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе директор МАУК «Районный дом культуры «Строитель» - И.В. Котельникова, ссылаясь на затруднения в бюджетном финансировании мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, а также отсутствие возможности получать доход от творческой деятельности, просит отменить апелляционное определение как незаконное, передать дело на новое рассмотрение.
Законность апелляционного определения проверена судьёй Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Предусмотренных законом оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления не имеется.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно положениям статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Заявляя о предоставлении отсрочки решения, ответчик ссылался на отказ Комитета молодежной политики, культуры и спорта администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в выделении средств для исполнения решения суда в части требований, указанных в п. 2 ввиду недостатка средств в бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края. Обращал внимание на готовность сметной документации для отправки в Министерство культуры Забайкальского края на проведение капитального ремонта помещения зрительного зала, которая при положительном решении о финансировании будет направлена на прохождение государственной экспертизы, и в 2024 году учреждение получит денежные средства из краевого бюджета на проведение ремонтных работ.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что ответчиком предпринимались все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, равно как и доказательств наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в установленный судом срок.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, который, отклоняя доводы стороны ответчика, указал, что затруднительное финансовое положение ответчика само по себе не свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих или уменьшающих его ответственность, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам.
При разрешении вопроса судом апелляционной инстанции правильно применены нормы процессуального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы должника отсутствие финансовой возможности исполнить вступившее в законную силу решение суда не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для предоставления отсрочки исполнения, поскольку установленная судом длительность неисполнения решения суда с 2018 года и отсутствие доказательств возможности его исполнения до требуемого должником периода (апреля 2024 года) не позволяют прийти к выводу о применении положений статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и предоставлении новой отсрочки.
Несогласие стороны ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иное мнение о том, как следовало разрешить спор, не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка, и по смыслу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судами допущено не было, в связи с чем оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 28 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального автономного учреждения культуры «Районный дом культуры «Строитель» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края – без удовлетворения.
Судья В.Н. Бойко