ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Бунаева А.Д.
УИД <...>
дело № 33а-954 пост. 7 февраля 2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 4 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:председательствующего Булгытовой С.В.
судей коллегии Раднаевой Т.Н., Казанцевой Т.Б., при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гаськова Ю.В. кМУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ»о признании решения об отмене продления срока действия разрешения на строительство незаконным,
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н., выслушав представителя Гаськова Ю.В. – Колосова Б.Н., представителя МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» Жамбалова В.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
установила:
20 ноября 2012 г. Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ Гаськову Ю.В. выдано разрешение на строительство магазина по ул. <...> общей площадью 799,7 кв.м. на срок до 20 июля 2013 года.
На основании заявлений Гаськова Ю.В., срок действия указанного разрешения на строительство неоднократно продлевался – до 31 декабря 2015 года, до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года и до 1 июня 2019 года.
Приказом заместителя руководителя Администрации г. Улан-Удэ – председателя Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ Хандаева В.И. № 80 от 25 мая 2019 года отменено продление срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства «Магазин по <...> от 20 ноября 2012 года.
Не согласившись с приведенным приказом, Гаськов Ю.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать его незаконным.
По результатам рассмотрения дела, районным судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска, с чем не согласился Гаськов Ю.В. и принес апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права
На заседании судебной коллегии представитель Гаськова Ю.В. по доверенности Колосов Б.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал и дал пояснения ей аналогичные. Гаськов Ю.В., будучи надлежаще извещенным о дате слушания дела, в заседание коллегии не явился.
Представитель МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» Жамбалов В.В.возражал по доводам апелляционной жалобы, просил оставить решение районного суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ (далее-ГрК РФ) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Порядок выдачи разрешения на строительство, прекращения его действия и внесения в него изменений, в том числе в части продления срока его действия регламентирован статьей 51 ГрК РФ.
Так, перечень оснований для прекращения действия разрешения на строительство установлен частью 21.1 приведенной статьи.
Порядок внесения изменений в разрешение на строительство, в том числе в части продления срока действия такого разрешения установлен частью 21.14 ст. 51 ГрК РФ.
Основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство,в том числе в части продления его срока действия, перечислены в части 21.15 этой же статьи.
Пунктом 7 части 21.15 ст. 51 ГрК РФ установлено, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 этого же Кодекса,в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в то числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что 20 ноября 2012 года Гаськову Ю.В. выдано разрешение на строительство магазина по ул. <...>, площадью 799,7 кв.м.
23 апреля 2015г. на основании заявления Гаськова Ю.В. срок действия разрешения продлен до 31 декабря 2015 года.
30 мая 2017года на основании заявления Гаськова Ю.В. срок действия разрешения продлен до 31 декабря 2017 года.
6 декабря 2018 года на основании заявления Гаськова Ю.В. от 4 декабря 2018года, срок действия разрешения на строительство продлен до 1 июня 2019 года.
Приказом Комитета по строительству администрации г. Улан-Удэ № 80 от 28 мая 2019 года, на основании представления прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ, продление срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства "Магазин по <...> от 21 ноября 2012 г., отменено.
Анализируя приведенные обстоятельства, районный суд посчитал приведенный приказ соответствующим по своему содержанию действующему законодательству, на том основании, что на момент его издания, у административного ответчика имелась информация о факте отсутствия на начало декабря 2018 года работ по строительству магазина.
С данным выводом согласиться нельзя.
Как уже выше указывалось, в соответствии со ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство объектов, расположенных на территориях поселений.
В свою очередь, статьей 7 Федерального закона № 131 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Система муниципальных правовых актов регламентирована статьей 43 приведенного Закона, пункт 7 которой предусматривает, что иные должностные лица местного самоуправления (помимо глав местного самоуправления иместной администрации, председателя представительного органа муниципального образования) издают приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Статьей 48 этого же Закона установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Вопреки приведенным законоположениям, содержание оспариваемого приказа № 80 от 28 мая 2019 г. является неопределенным, из него не ясно какой именно муниципальный правовой акт отменяется, соответствующие реквизиты отменяемого муниципального правового акта в виде номера, даты принятия и наименования, оспариваемый приказ не содержит.
При таких обстоятельствах, у районного суда отсутствовали основания считать оспариваемый приказ Комитета по строительству соответствующим по своему содержанию нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, включая приведенную статью 48 Федерального закона № 131-ФЗ. Как следствие правовые основания для отказа в удовлетворении административного иска, с учетом положений статей 226 и 227 КАС РФ, у суда отсутствовали.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права, что в силу ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены оспариваемого решения суда и принятия нового.
При принятии нового решения, судебная коллегия, учитывая перечисленные нормы материального права, считает содержание оспариваемогоприказа не соответствующим действующему законодательству, поскольку оно не позволяет идентифицировать отменяемый им муниципальный правовой акт, так как не содержит наименования, номера и даты принятия отменяемого муниципального правового акта, что является основанием для удовлетворения административного иска и признания его незаконным.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2019 года отменить, принять новое решение.
Административный иск Гаськова Ю.В.. удовлетворить
Признать незаконным приказ Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ № 80 от 28 мая 2019 года об отмене продления срока действия разрешения на строительствообъекта капитального строительства «Магазин по <...> от 21 ноября 2012 г. № RU04302000-208.
Председательствующий:
Судьи: