Решение по делу № 2а-809/2017 от 04.12.2017

№ дела 2а-809/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В«13В» декабря 2017 РіРѕРґР°                     

Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Кариповой Ю.Ш.,

при секретаре Цыплаковой С.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кунашак административное дело по административному иску МО «Кунашакский муниципальный район» в лице Администрации Кунашакского муниципального района об уменьшении исполнительского сбора установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области

У С Т А Н О В И Л:

МО «Кунашакский муниципальный район» в лице Администрации Кунашакского муниципального района обратилось в суд с административным иском к административному ответчику Кунашакскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Челябинской области (далее – Кунашакскому РОСП УФССП России по Челябинской области) об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области Васильковой Э.А. от 29.11.2017 г.

В обоснование требований указано, что решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 20 сентября 2017 года на Администрацию Кунашакского муниципального района возложена обязанность по предоставлению по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории МО «Кунашакский муниципальный район» за счет средств областного бюджета лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Каримовой Д.А. Указанное решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство. 29.11.2017 года судебным приставом-исполнителем Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области Васильковой Э.А. было вынесено постановление о взыскании с администрации Кунашакского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству. Считают, что имеются основания для уменьшения исполнительского сбора, поскольку жилые помещения предоставляются за счет средств бюджета Челябинской области, распорядителем которых не является администрация Кунашакского муниципального района, выделенные финансовые средства из областного бюджета на 2017 год освоены путем приобретения жилья детям сиротам, в отношении которых вынесены решения судом в 2016 году (т.е. в порядке очередности), судебным приставом не выяснялись причины неисполнения должником исполнительного документа, уважительность их неисполнения должником. В кратчайший срок невозможно приобретение жилого помещения, так как жилые помещения приобретаются на основании аукциона, объявленные аукционы признаны несостоявшимися.

В судебное заседание представитель административного истца не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают требования об уменьшении исполнительского сбора.

Административные ответчики- представители Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, судебный пристав-исполнитель Василькова Э.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.

Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица Каримова Д.А., в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.

В силу ст.150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона РФ от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику установлен 5- дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу положений ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно части 6 статьи 112 ФЗ № 229 должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», вступившим в силу с 10 января 2014 года, размер данного сбора с должника- организации увеличен до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ № 299-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а так же уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера установленного ч. 3 указанной статьи.

К обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного спора, подлежащим установлению в ходе судебного разбирательства, относятся сведения и данные о том, обращался ли должник при отсутствии свободных площадей и необходимых денежных средств с ходатайством об отсрочке его исполнения, а в представительный орган- с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на приобретение такого жилья, наличие вины и степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13 - П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что решением Кунашакского районного суда от 20.09.2017 г. на администрацию Кунашакского муниципального района возложена обязанность по предоставлению Каримовой Д.А. по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное на территории муниципального образования «Кунашакский муниципальный район» площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Челябинской области. Решение суда вступило в законную силу 21 октября 2017 года, выдан исполнительный лист 23.10.2017 г. На основании исполнительного листа судебным приставом – исполнителем Кунашакского РОСП Васильковой Э.А. 30.10.2017 г. возбуждено исполнительное производство №, которое получено Администрацией Кунашакского муниципального района 02 ноября 2017 г. Должнику был установлен 5- дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Постановление о возбуждении исполнительного производства должником - администрацией Кунашакского муниципального района не оспорено. Администрация Кунашакского муниципального района не обращалась в Кунашакский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

29 ноября 2017 года судебным приставом-исполнителем Кунашакского РОСП Васильковой Э.А. было вынесено постановление о взыскании с администрации Кунашакского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству.

Установленный ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, не учитывает длительность процедур связанных с отыскиванием соответствующего жилого помещения и оформлением жилищных прав граждан. За столь короткий период времени, прошедший с момента вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства до принятия постановления о взыскании исполнительского сбора, при отсутствии у администрации свободных жилых помещений, истец не имел реальной возможности исполнить судебный акт.

В судебном заседании установлено, что Администрация Кунашакского муниципального района не имеет на своем балансе и в собственности какого-либо жилья, не занимается строительством такового. В соответствии с решением суда жилым помещением администрация Кунашакского муниципального района обеспечивает взыскателя за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета Челябинской области.

С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно подпункту 3 части 1 статьи 1 указанного нормативного акта заключение гражданско-правового договора, предметом которого является приобретение недвижимого имущества от имени муниципального образования, осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных названным Федеральным законом. В соответствии с частью 2 статьи 59 того же закона и с учетом распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» при приобретении жилого помещения заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Согласно ч. 1 ст. 59 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Таким образом, обязанности администрации Кунашакского муниципального района в рамках подготовки к заключению договора купли-продажи жилого помещения ограничиваются только размещением информации о проведении электронного аукциона и доведения ее до неограниченного круга лиц, на что требуется так же дополнительное время. Более того, согласно ст. 46 указанного ФЗ проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя.

Администрация Кунашакского муниципального района является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом. Финансирование носит целевой характер и осуществляется в меру установленных планов, при условии соблюдения финансового режима и под финансовым контролем. В соответствии с Положением о порядке обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории Кунашакского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов № 14 от 18 ноября 2015 года, муниципальный жилищный фонд для детей-сирот формируется за счет средств предоставляемых районному бюджету субвенций из областного и федерального бюджетов. Финансовое управление администрации района направляет средства, в виде субвенции, представляемой на осуществление государственных полномочий Управлению имущественных и земельных отношений администрации района для покупки жилых помещений или на долевое участие в строительстве жилья для детей -сирот или на осуществление строительства жилья для детей-сирот путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 августа 2001 года № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

Анализ действующего законодательства РФ, включая нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

С учетом указанных обстоятельств и требований ст.112 ч.7 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд считает возможным уменьшить размер исполнительного сбора до 37500 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 298 ч. 1 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования МО «Кунашакский муниципальный район» в лице Администрации Кунашакского муниципального района удовлетворить.

    РЈРјРµРЅСЊС€РёС‚СЊ исполнительский СЃР±РѕСЂ, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Кунашакского районного отдела судебных приставов УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Васильковой Р­.Рђ. РѕС‚ 29 августа 2017 РіРѕРґР° РїРѕ исполнительному производству в„– РѕС‚ 30.10.2017 РіРѕРґР° РІ отношении должника Администрации Кунашакского муниципального района РґРѕ 37 500 СЂСѓР±.

    

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кунашакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                 Р®.РЁ. Карипова

2а-809/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС № 10 по Челябинской области
МО "Кунашакский муниципальный район" в лице Администрации Кунашакского муниципального района
Ответчики
Старший судебный пристав-исполнитель Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области Э.А. Василькова
Михайлов М.Т.
УФССП по Челябинской области Кунашакский РОСП
Другие
УФССП Челябинской области
Ермачкова Любовь Александровна
Каримова Динара Альфировна
Суд
Ашинский городской суд Челябинской области
Дело на странице суда
asha.chel.sudrf.ru
04.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
05.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2017[Адм.] Судебное заседание
13.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
19.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2017[Адм.] Судебное заседание
02.11.2017[Адм.] Судебное заседание
27.11.2017[Адм.] Судебное заседание
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
15.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее