№ дела 2а-809/2017
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
«13» декабря 2017 года
Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Кариповой Ю.Ш.,
при секретаре Цыплаковой С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кунашак административное дело по административному иску МО «Кунашакский муниципальный район» в лице Администрации Кунашакского муниципального района об уменьшении исполнительского сбора установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РњРћ «Кунашакский муниципальный район» РІ лице Администрации Кунашакского муниципального района обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє административному ответчику Кунашакскому районному отделу судебных приставов УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области (далее – Кунашакскому Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области) РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Кунашакского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Васильковой Р.Рђ. РѕС‚ 29.11.2017 Рі.
Р’ обоснование требований указано, что решением Кунашакского районного СЃСѓРґР° Челябинской области РѕС‚ 20 сентября 2017 РіРѕРґР° РЅР° Администрацию Кунашакского муниципального района возложена обязанность РїРѕ предоставлению РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным Рё техническим требованиям, РЅР° территории РњРћ «Кунашакский муниципальный район» Р·Р° счет средств областного бюджета лицу, относящемуся Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей Каримовой Р”.Рђ. Указанное решение вступило РІ законную силу, выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство. 29.11.2017 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Кунашакского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Васильковой Р.Рђ. было вынесено постановление Рѕ взыскании СЃ администрации Кунашакского района исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 СЂСѓР±. РїРѕ исполнительному производству. Считают, что имеются основания для уменьшения исполнительского СЃР±РѕСЂР°, поскольку жилые помещения предоставляются Р·Р° счет средств бюджета Челябинской области, распорядителем которых РЅРµ является администрация Кунашакского муниципального района, выделенные финансовые средства РёР· областного бюджета РЅР° 2017 РіРѕРґ освоены путем приобретения жилья детям сиротам, РІ отношении которых вынесены решения СЃСѓРґРѕРј РІ 2016 РіРѕРґСѓ (С‚.Рµ. РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ очередности), судебным приставом РЅРµ выяснялись причины неисполнения должником исполнительного документа, уважительность РёС… неисполнения должником. Р’ кратчайший СЃСЂРѕРє невозможно приобретение жилого помещения, так как жилые помещения приобретаются РЅР° основании аукциона, объявленные аукционы признаны несостоявшимися.
В судебное заседание представитель административного истца не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают требования об уменьшении исполнительского сбора.
Административные ответчики- представители Кунашакского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области, Управления Федеральной службы судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области, судебный пристав-исполнитель Василькова Р.Рђ. РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещены Рѕ времени Рё месте судебного заседания.
Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица Каримова Д.А., в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.
В силу ст.150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ находит заявленные требования подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона РФ от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику установлен 5- дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Р’ силу положений СЃС‚. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 112 ФЗ № 229 должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», вступившим в силу с 10 января 2014 года, размер данного сбора с должника- организации увеличен до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ № 299-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а так же уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера установленного ч. 3 указанной статьи.
К обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного спора, подлежащим установлению в ходе судебного разбирательства, относятся сведения и данные о том, обращался ли должник при отсутствии свободных площадей и необходимых денежных средств с ходатайством об отсрочке его исполнения, а в представительный орган- с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на приобретение такого жилья, наличие вины и степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника.
Согласно позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ Постановлении РѕС‚ 30 июля 2001 Рі. в„– 13 - Рџ, исполнительский СЃР±РѕСЂ представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, то есть возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства. РР· этого следует, что РІ качестве штрафной санкции исполнительский СЃР±РѕСЂ должен отвечать вытекающим РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации требованиям, предъявляемым Рє такого СЂРѕРґР° мерам юридической ответственности, РѕРґРЅРёРј РёР· принципов которой является наличие РІРёРЅС‹ как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Р’ судебном заседании установлено, что решением Кунашакского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ 20.09.2017 Рі. РЅР° администрацию Кунашакского муниципального района возложена обязанность РїРѕ предоставлению Каримовой Р”.Рђ. РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное РЅР° территории муниципального образования «Кунашакский муниципальный район» площадью РЅРµ менее 18 РєРІ.Рј., отвечающее санитарным Рё техническим требованиям, Р·Р° счет средств бюджета Челябинской области. Решение СЃСѓРґР° вступило РІ законную силу 21 октября 2017 РіРѕРґР°, выдан исполнительный лист 23.10.2017 Рі. РќР° основании исполнительного листа судебным приставом – исполнителем Кунашакского Р РћРЎРџ Васильковой Р.Рђ. 30.10.2017 Рі. возбуждено исполнительное производство в„–, которое получено Администрацией Кунашакского муниципального района 02 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі. Должнику был установлен 5- дневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований, содержащихся РІ исполнительном документе. Постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства должником - администрацией Кунашакского муниципального района РЅРµ оспорено. Администрация Кунашакского муниципального района РЅРµ обращалась РІ Кунашакский районный СЃСѓРґ СЃ заявлением РѕР± отсрочке исполнения решения СЃСѓРґР°.
29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Кунашакского Р РћРЎРџ Васильковой Р.Рђ. было вынесено постановление Рѕ взыскании СЃ администрации Кунашакского муниципального района исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 СЂСѓР±. РїРѕ исполнительному производству.
Установленный ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, не учитывает длительность процедур связанных с отыскиванием соответствующего жилого помещения и оформлением жилищных прав граждан. За столь короткий период времени, прошедший с момента вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства до принятия постановления о взыскании исполнительского сбора, при отсутствии у администрации свободных жилых помещений, истец не имел реальной возможности исполнить судебный акт.
В судебном заседании установлено, что Администрация Кунашакского муниципального района не имеет на своем балансе и в собственности какого-либо жилья, не занимается строительством такового. В соответствии с решением суда жилым помещением администрация Кунашакского муниципального района обеспечивает взыскателя за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета Челябинской области.
С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно подпункту 3 части 1 статьи 1 указанного нормативного акта заключение гражданско-правового договора, предметом которого является приобретение недвижимого имущества от имени муниципального образования, осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных названным Федеральным законом. В соответствии с частью 2 статьи 59 того же закона и с учетом распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» при приобретении жилого помещения заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Согласно ч. 1 ст. 59 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, обязанности администрации Кунашакского муниципального района в рамках подготовки к заключению договора купли-продажи жилого помещения ограничиваются только размещением информации о проведении электронного аукциона и доведения ее до неограниченного круга лиц, на что требуется так же дополнительное время. Более того, согласно ст. 46 указанного ФЗ проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя.
Администрация Кунашакского муниципального района является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом. Финансирование носит целевой характер и осуществляется в меру установленных планов, при условии соблюдения финансового режима и под финансовым контролем. В соответствии с Положением о порядке обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории Кунашакского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов № 14 от 18 ноября 2015 года, муниципальный жилищный фонд для детей-сирот формируется за счет средств предоставляемых районному бюджету субвенций из областного и федерального бюджетов. Финансовое управление администрации района направляет средства, в виде субвенции, представляемой на осуществление государственных полномочий Управлению имущественных и земельных отношений администрации района для покупки жилых помещений или на долевое участие в строительстве жилья для детей -сирот или на осуществление строительства жилья для детей-сирот путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 августа 2001 года № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.
Анализ действующего законодательства РФ, включая нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
С учетом указанных обстоятельств и требований ст.112 ч.7 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд считает возможным уменьшить размер исполнительного сбора до 37500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 298 ч. 1 КАС РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
Требования МО «Кунашакский муниципальный район» в лице Администрации Кунашакского муниципального района удовлетворить.
Уменьшить исполнительский СЃР±РѕСЂ, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Кунашакского районного отдела судебных приставов УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области Васильковой Р.Рђ. РѕС‚ 29 августа 2017 РіРѕРґР° РїРѕ исполнительному производству в„– РѕС‚ 30.10.2017 РіРѕРґР° РІ отношении должника Администрации Кунашакского муниципального района РґРѕ 37 500 СЂСѓР±.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кунашакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Ш. Карипова