Решение по делу № 33-13771/2015 от 03.12.2015

Д...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

dd/mm/yy г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Якушева П.А.,

Шлапа О.В.,

с участием:

представителя заявителя - Владимирской региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей - Народный контроль» - председателя Смирнова А.В., действующего на основании протокола от dd/mm/yy г. ### общего собрания Владимирской региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей - Народный контроль»,

представителя заинтересованного лица - администрации г. Владимира - Шапошниковой Татьяны Викторовны, действующей на основании доверенности от dd/mm/yy г. ###, выданной сроком до dd/mm/yy г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Владимирской региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей - Народный контроль» о признании недействительным как несоответствующего закону и нарушающего права неопределенного круга потребителей постановления главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения»,

У С Т А Н О В И Л:

Владимирская региональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей - Народный контроль» (далее также - ВРООП «Народный контроль») обратилась в суд с заявлением о признании недействительным как несоответствующего закону и нарушающего права неопределенного круга потребителей постановления главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения».

В обоснование заявление указано, что обжалуемым постановлением нарушаются права неопределенного круга потребителей на оплату жилого помещения.

Установление платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений возможно после принятия на общем собрании собственников решения о стоимости платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Общее имущество в многоквартирных домах не отнесено к муниципальному или государственному жилищному фонду, однако на содержание и ремонт общего имущества глава г. Владимира установил плату в обжалуемом постановлении.

В соответствии с п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт устанавливается на срок не менее 1 год. Учитывая, что предыдущее постановление главы г. Владимира ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» было принято dd/mm/yy г., глава города не вправе был устанавливать новые размеры платы за содержание и ремонт до истечения установленного п. 7 ст. 156 ЖК РФ срока.

Кроме того, в пункте 3 примечания к Приложению к обжалуемому постановлению установлен порядок расчета и структура платы за содержание и ремонт жилого помещения, однако в соответствии с ч. 16 ст. 12 ЖК РФ установление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Законодательство Российской Федерации не допускает принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление по изложенным основаниям.

Представитель администрации г. Владимира заявление не признала, просила суд отказать в его удовлетворении. В обоснование возражений указала, что постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» принято в пределах предоставленных главе г. Владимира полномочий, в установленной форме, с соблюдением порядка. Содержание постановления не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам или другим нормативным правовым акта, имеющим большую юридическую силу. Часть 7 ст. 156 ЖК РФ, на которую ссылается заявитель, распространяет свое действие только на собственников жилых помещений, поскольку на общем собрании собственников многоквартирного дома устанавливается плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, а не для нанимателей. Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен срок, на который устанавливается органом местного самоуправления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма государственного и муниципального жилищного фонда.

Прокурор г. Владимира, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, о причинах неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела об оспаривании нормативных правовых актов по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

- полномочия органа на издание нормативных правовых актов и их пределы;

- форму, в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты;

- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения

Проверяя полномочия органа местного самоуправления при принятии оспариваемого постановления главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» (том 1,л.д. 90), суд учитывает следующее.

Статьей 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 1 указанной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

- плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

- плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 32 Устава муниципального образования город Владимир, принятого решением Владимирского городского Совета народных депутатов от dd/mm/yy ###, глава города обеспечивает выполнение федеральных и областных законов, решений Совета народных депутатов, а также выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно п. 2.4 Положения о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденного решением Совета народных депутатов г. Владимира от dd/mm/yy ###, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда устанавливается постановлением главы города Владимира на основании решения городской тарифной комиссии.

Данным пунктом также установлено, что формирование размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и его экономическое обоснование производит управляющая организация, которая представляет расчет в управление ЖКХ администрации г. Владимира для согласования. Согласованные предложения направляются управлением ЖКХ администрации г. Владимира в городскую тарифную комиссию для рассмотрения в порядке, установленном Положением о городской тарифной комиссии, утвержденным решением Владимирского городского Совета народных депутатов от dd/mm/yy ###.

В соответствии с п. 1.5 Положения о городской тарифной комиссии, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от dd/mm/yy ###, по результатам заседания городская тарифная комиссия принимает решение, на основании которого представляет проект постановления для утверждения главой города.

В материалы дела представлен протокол заседания городской тарифной комиссии от dd/mm/yy г. (том 1,л.д. 105-107), на котором шестым вопросом рассматривалось установление платы за содержание и ремонт жилого помещения, и решение ### городской тарифной комиссии от dd/mm/yy г. (том 1,л.д. 78-79), которым главе города рекомендовано утвердить с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. плату за содержание и ремонт жилого помещения согласно приложению.

Также в материалы дела представлены перечни работ и их стоимость по каждому многоквартирному дому, которые были подготовлены управляющими компаниями и представлены в городскую тарифную комиссию (том 1,л.д. 108-197, том 2,л.д. 1-55).

Из протокола заседания городской тарифной комиссии усматривается, что при принятии решения городская тарифная комиссия руководствовалась представленными перечнями работ и их стоимостью по каждому многоквартирному дому, а также учитывался индекс максимального роста платы за жилье, установленный департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области на 2010 год (9,4).

Следовательно, глава г. Владимира имел полномочие по утверждению постановления главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» и порядок принятия постановления был соблюден.

Что касается формы, в которой глава г. Владимира вправе принимать нормативные правовые акты, то суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 данной статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

При этом частью 6 ст. 43 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 41 Устава муниципального образования город Владимир одними из видов муниципальных правовых актов являются постановления и распоряжения главы города.

Часть 4 указанной статьи Устава муниципального образования город Владимир предусматривает, что глава города Владимира, исполняя полномочия главы города Владимира, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов города Владимира, главы города Владимира, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданным органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города Владимира.

Следовательно, главой г. Владимира была соблюдена форма, в которой может быть принят нормативный правовой акт.

Постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» является нормативным правовым актом, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.

Что касается соблюдения предусмотренных правил введения оспариваемого постановления в действие, в том числе правил опубликования, то судом установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Согласно ч. 5 ст. 44 Устава муниципального образования город Владимир Постановления главы города, постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также носящие нормативный характер в отношении физических и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с п. 3 постановления главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «О порядке официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых и иных актов, издаваемых главой города Владимира» официальным опубликованием постановления или распоряжения главы города считается первая публикация текста документа в газете «Перископ».

Судом установлено, что постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» опубликовано в газете «Перископ» от dd/mm/yy г. ###.

Следовательно, органом местного самоуправления соблюден порядок введения в действие оспариваемого нормативного правового акта.

Таким образом, постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» принято в пределах предоставленных главе г. Владимира полномочий; нормативный правовой акт принят в установленной форме; были соблюдены существенные положения нормативных правовых актов, регулирующих процедуру принятия актов данного вида; соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Проверяя содержание постановления главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения», суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от dd/mm/yy ###ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Пунктом 2.5 Положения о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденного решением Совета народных депутатов г. Владимира от dd/mm/yy ###, установлено, что, если размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой нанимателями жилого помещения по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, меньше чем размер платы, установленной договором управления (общим собранием собственников помещений многоквартирного дома), оставшаяся часть платы вносится наймодателем данного жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке за счет средств соответствующего бюджета.

Возмещение разницы по муниципальному жилищному фонду производится за счет средств бюджета города через управление ЖКХ администрации г. Владимира.

При этом пунктом 2.12 Положения о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденного решением Совета народных депутатов г. Владимира от dd/mm/yy ###, предусмотрено, что в случае, если решением общего собрания собственников в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен ниже установленного для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, то размер платы за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается для нанимателей в таком же размере как для собственников помещений.

Жилищный кодекс Российской Федерации не ставит установление органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма государственного и муниципального жилищного фонда в зависимость от того, установлена ли плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. При этом установление органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма государственного и муниципального жилищного фонда не препятствует проведению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и установлению на нем платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений данного многоквартирного дома.

Как установлено судом, механизмы обеспечения прав нанимателей для случаев, когда решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен а) ниже либо б) выше установленного для нанимателей, предусмотрены действующим законодательством. В указанных случаях соответственно:

а) размер платы за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается для нанимателей в таком же размере как для собственников помещений либо

б) оставшаяся часть платы (разница между платой, установленной собственниками, и платой, установленной для нанимателей) вносится наймодателем жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

В этой связи довод заявителя о том, что установление платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений до принятия на общем собрании собственников решения о стоимости платы за содержание и ремонт жилого помещения невозможно и нарушает права неопределенного круга потребителей, суд находит несостоятельным.

Довод заявителя о том, что не соответствует закону и нарушает права неопределенного круга потребителей то обстоятельство, что глава города не вправе был устанавливать новые размеры платы за содержание и ремонт до истечения установленного п. 7 ст. 156 ЖК РФ срока (один год) с момента принятия постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения», суд признает несостоятельным по следующим причинам.

Постановлением главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» (том 1,л.д. 89), на которое ссылается заявитель, с dd/mm/yy года плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее также - ТБО) включена в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения.

До dd/mm/yy г. плата за услуги по сбору и вывозу ТБО не была включена в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения и указывалась в квитанциях отдельно на основании соответствующих постановлений главы г. Владимира.

Так, в соответствии с постановлением главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «О выполнении постановления Губернатора Владимирской области от dd/mm/yy ### «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Владимирской области в 2008 году» плата за услуги по сбору и вывозу ТБО была установлена с dd/mm/yy г. в размере 30,80 руб.

Постановлением главы г. Владимира от dd/mm/yy ### указанное постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «О выполнении постановления Губернатора Владимирской области от dd/mm/yy ### «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Владимирской области в 2008 году» признано утратившим силу.

При этом постановлением главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за ремонт и содержание жилого помещения» (том 1,л.д. 86) установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г.:

- содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, мусоропроводом - 17,43 руб. с 1 кв.м. в месяц;

- содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода - 16,40 руб. с 1 кв.м. в месяц;

- содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода - 14,47 руб. с 1 кв.м. в месяц;

- содержание и ремонт жилого помещения в домах, имеющих не все виды благоустройства - 9,34 руб. с 1 кв.м. в месяц;

- содержание и ремонт жилого помещения в домах без всех видов благоустройства - 5,67 руб. с 1 кв.м. в месяц.

Также данным постановлением (приложение 2) установлена плата за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. в размере 38,44 руб. с 1 чел. в месяц.

Постановлением главы ... от dd/mm/yy ###, опубликованным dd/mm/yy г., признано утратившим силу постановление главы ... от dd/mm/yy ###, которым признано утратившим силу постановление главы ... от dd/mm/yy ###, установившим плату за услуги по сбору и вывозу ТБО в размере 30,80 руб. Следовательно, с момента вступления в силу постановления главы ... от dd/mm/yy ### плата за услуги по сбору и вывозу ТБО вновь составила 30,80 руб.

Кроме того, постановлением главы ... от dd/mm/yy г. ### в постановлении главы ... от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за ремонт и содержание жилого помещения» отменено приложение 2, которым установлена плата за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. в размере 38,44 руб. с 1 чел. в месяц, что также свидетельствует о том, что плата за услуги по сбору и вывозу ТБО составляла на dd/mm/yy г. 30,80 руб.

Постановлением главы ... от dd/mm/yy ### были внесены изменения в постановление ... от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за ремонт и содержание жилого помещения»:

- установлена плата за услуги по сбору и вывозу ТБО с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. в размере 38,44 руб. с 1 чел. в месяц;

- признано утратившим силу постановление главы ... от dd/mm/yy г. ###, которым ранее отменялась плата за услуги по сбору и вывозу ТБО с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г. в размере 38,44 руб. с 1 чел. в месяц.

Постановлением главы ... от dd/mm/yy г. ### было отменено постановление главы ... от dd/mm/yy ### «Об отмене постановления главы ... от dd/mm/yy ###».

То есть согласно постановлению главы ... от dd/mm/yy ### с dd/mm/yy г. производилось увеличение платы за услуги по сбору и вывозу ТБО с 30,80 руб. с 1 чел. в месяц до 38,44 руб. с 1 чел. в месяц.

Далее, в связи с тем, что услуга «вывоз твердых бытовых отходов» не предусмотрена ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, т.е. не входит в перечень коммунальных услуг, а относится к содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy ###, и стоимость услуг по вывозу ТБО должна включаться в плату за содержание и ремонт жилого помещения (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ), постановлением главы ... от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» с dd/mm/yy года плата за сбор и вывоз ТБО включена в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения.

При включении в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения плата за услуги по сбору и вывозу ТБО была переведена из единицы измерения «руб. / чел. в месяц» в единицу измерения «руб. / кв.м. в месяц».

Для перевода платы за услуги по сбору и вывозу ТБО из единицы измерения «руб. / чел. в месяц» в единицу измерения «руб. / кв.м. в месяц» плата за услуги по сбору и вывозу ТБО, установленная постановлением главы ... от dd/mm/yy ### в размере 38,44 руб. с 1 чел. в месяц, была разделена на 18 кв.м. (социальная норма площади жилого помещения на 1 человека в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy ### «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»):

38,44 руб./чел. в месяц: 18 кв.м. = 2,14 руб./кв.м. в месяц.

Для включения в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения плата за услуги по сбору и вывозу ТБО применялся следующий механизм: к соответствующей плате за содержание и ремонт жилого помещения, установленной постановлением главы ... от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за ремонт и содержание жилого помещения» с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г., прибавлялась плата за услуги по сбору и вывозу ТБО, переведенная из единицы измерения «руб. / чел. в месяц» в единицу измерения «руб. / кв.м. в месяц». В результате были получены следующие значения:

Наименование услуги

постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ###

постановление главы г. Владимира

от dd/mm/yy ###

содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, мусоропроводом

17,43 руб.

с 1 кв.м. в месяц

17,43 + 2,14 = 19,57 руб.

с 1 кв.м. в месяц

содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода

16,40 руб.

с 1 кв.м. в месяц

16,40 + 2,14 = 18,54 руб.

с 1 кв.м. в месяц

содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода

14,47 руб.

с 1 кв.м. в месяц

14,47 + 2,14 = 16,61 руб.

с 1 кв.м. в месяц

содержание и ремонт жилого помещения в домах, имеющих не все виды благоустройства

9,34 руб.

с 1 кв.м. в месяц

9,34 + 2,14 = 11,48 руб.

с 1 кв.м. в месяц

содержание и ремонт жилого помещения в домах без всех видов благоустройства

5,67 руб.

с 1 кв.м. в месяц

5,67 + 2,14 = 7,81 руб.

с 1 кв.м. в месяц

В связи с тем, что постановлением главы г. Владимира от dd/mm/yy ### с dd/mm/yy г. плата за услуги по сбору и вывозу ТБО была увеличена с 30,80 руб. с 1 чел. в месяц до 38,44 руб. с 1 чел. в месяц. и переводе услуги по сбору и вывозу ТБО из единицы измерения «руб. / чел. в месяц» в единицу измерения «руб. / кв.м. в месяц» для включения в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения применялась плата 38,44 руб. с 1 чел. в месяц., а не 30,80 руб. с 1 чел. в месяц, суд приходит к выводу о том, что при включении в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения с dd/mm/yy г. платы за услуги по сбору и вывозу ТБО фактически произошло увеличение платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма государственного и муниципального жилищного фонда.

При этом постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### плата за содержание и ремонт жилого помещения установлена с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г.

Оспариваемым заявителем постановлением главы ... от dd/mm/yy г ### установлена плата за ремонт и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма государственного и муниципального жилищного фонда с dd/mm/yy г. по dd/mm/yy г.

При этом по сравнению с платой, установленной постановлением главы ... от dd/mm/yy ###, не изменилась плата за ремонт и содержание жилого помещения по следующим услугам:

- содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, мусоропроводом (сохранилось 19,57 руб. с 1 кв.м. в месяц);

- содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода (сохранилось 18,54 руб. с 1 кв.м. в месяц);

- содержание и ремонт жилого помещения в домах со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода (сохранилось 16,61 руб. с 1 кв.м. в месяц).

В этой связи довод заявителя о том, что постановлением главы ... от dd/mm/yy г ### изменена плата за содержание и ремонт жилого помещения ранее, чем через 1 год, со дня принятия постановления главы ... от dd/mm/yy ###, несостоятелен применительно к:

- жилым помещениям в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, мусоропроводом;

- жилым помещениям в домах со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода;

- жилым помещениям в домах со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода.

Постановлением главы ... от dd/mm/yy г ### изменена плата за содержание и ремонт жилого помещения только за:

- содержание и ремонт жилого помещения в домах, имеющих не все виды благоустройства (12,13 руб. с 1 кв.м. в месяц вместо 11,48 руб. с 1 кв.м. в месяц);

- содержание и ремонт жилого помещения в домах без всех видов благоустройства (8,25 руб. с 1 кв.м. в месяц вместо 7,81 руб. с 1 кв.м. в месяц).

Действительно, в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Однако ч. 7 ст. 156 ЖК РФ распространяет свое действие на собственников жилых помещений, поскольку на общем собрании собственников многоквартирного дома устанавливается плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, а не для нанимателей.

Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен срок, на который устанавливается органом местного самоуправления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма государственного и муниципального жилищного фонда.

Как отмечалось, когда решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен ниже либо выше установленного для нанимателей, соответственно размер платы за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается для нанимателей в таком же размере как для собственников помещений либо оставшаяся часть платы (разница между платой, установленной собственниками, и платой, установленной для нанимателей) вносится наймодателем жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Увеличение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей во всяком случае не приведет к тому, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, установленная для нанимателей, фактически станет большей, чем установлена для собственников с учетом положений ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.

В связи с чем изменение оспариваемым постановлением главы г. Владимира платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей за содержание и ремонт жилого помещения в домах, имеющих не все виды благоустройства, и за содержание и ремонт жилого помещения в домах без всех видов благоустройства само по себе не противоречит ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.

Также заслуживает внимания довод представителя заинтересованного лица о том, что в течение финансового года размер суммы, возмещаемой из бюджета города, может изменяться, исходя из чего и плата, устанавливаемая органом местного самоуправления, может изменяться в течение финансового года, но изменение указанной платы возможно только в пределах индекса, установленного постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от dd/mm/yy ###.

В соответствии с п. 3 Примечания к оспариваемому постановлению главы г. Владимира в плату за содержание и ремонт жилого помещения не включены расходы за потребление электрической энергии на работы приборов освещения и оборудования помещений общего пользования.

Пункт 11 Правил предоставления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy ###, содержит в себе перечень работ и услуг, которые включаются в содержание общего имущества, в том числе - «освещение помещений общего пользования» (подпункт «б»). Используемое в указанных Правилах понятие «освещение помещений общего пользования» рассматривается как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, т.е. выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования (МОП), а не представляет собой плату за потребленную электроэнергию на работу приборов освещения и оборудования МОП. В подтверждение данной позиции представитель ответчика также привела письмо Минрегиона России от dd/mm/yy ###ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги».

Следовательно, используемое в п.п. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy ###, понятие «освещение помещений общего пользования» неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Понятие «освещение помещений общего пользования», указанное подпунктом «б» пункта 11, трактуется в соотнесении с п.п. «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг («обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»).

Исходя из вышеуказанного, электрическая энергия, потребляемая на освещение мест общего пользования является коммунальной услугой (оплата за кВтч.), а содержание электротехнического оборудования - жилищной (в стоимости кв.м.).

Поэтому невключение в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения расходов за потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования соответствует требованиям действющего законодательства, поскольку потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования относится к коммунальной услуге.

Что касается довода заявителя о том, что соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ установление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений и законодательство Российской Федерации не допускает принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, то суд полагает, что, во-первых, пунктом 3 Примечания к оспариваемому постановлению главы г. Владимира не устанавливается плата за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы, во-вторых, учитывая содержание третьего абзаца подп. «ж» п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому, разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта, а также принимая во внимание, что содержание пункта 3 Примечания к оспариваемому постановлению главы г. Владимира не противоречит действующему законодательству, суд не находит оснований для признания его недействующим и отмены.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В связи с тем, что постановление главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» принято в пределах предоставленных главе г. Владимира полномочий; нормативный правовой акт принят в установленной форме; были соблюдены существенные положения нормативных правовых актов, регулирующих процедуру принятия актов данного вида; соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта; содержание постановления не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам или другим нормативным правовым акта, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении заявления ВРООП «Народный контроль» о признании указанного постановления главы г. Владимира недействительным как несоответствующего закону и нарушающего права неопределенного круга потребителей отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Владимирской региональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей - Народный контроль» о признании недействительным как несоответствующего закону и нарушающего права неопределенного круга потребителей постановления главы г. Владимира от dd/mm/yy ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Якушев П.А.

Мотивированное решение изготовлено dd/mm/yy г.

Председательствующий судья Якушев П.А.

33-13771/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Осипов Игорь Владимирович
Ответчики
ЗАО"ГУТА-Страхование"
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
14.12.2015Судебное заседание
18.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2015Передано в экспедицию
08.08.2020Судебное заседание
08.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2020Передано в экспедицию
11.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее