А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 ноября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Заболотной Н.Н.,
Кирюхиной М.А.,
при секретаре Рыжкине Н.А.,
с участием истца Сулейманова Г.К.,
представителя ответчика Демидова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Сулейманова Гасана Курбановича к Министерству внутренних дел по Республике Крым о понуждении совершить определенные действия, третьи лица – Сулейманова Гульбагар Абдулбариевна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: Сулейманова Курбана Гасановича и Сулейманова Махача Гасановича, Жилищно-бытовая комиссия Министерства внутренних дел по Республике Крым, по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 октября 2022 года,
у с т а н о в и л а:
в июне 2022 года Сулейманов Г.К. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым о понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что в 2016 году, как сотруднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, МВД по Республике Крым, ему выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес> В 2020 году, в связи с его увольнением из органов внутренних дел, МВД по РК обратилось с иском в суд о выселении истца из занимаемой квартиры, в удовлетворении которого отказано, судом установлен факт законного вселения истца и членов его семьи в служебное помещение по указанному адресу. Указывает, что неоднократно обращался в МВД РК с заявлением о заключении с ним договора найма, в чем ему отказано со ссылкой на невозможность заключения договора с бывшим сотрудником полиции, чем полагает нарушены требования Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации и его жилищные права.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 октября 2022 года исковые требования удовлетворены, на МВД по Республике Крым в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу возложена обязанность заключить с Сулеймановым Г.К. договор найма жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Не согласившись с решением суда, МВД по РК подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что ранее в Евпаторийском городском суда Республики Крым рассматривалось гражданское дело №№, по результатам которого 07 сентября 2020 года вынесено решение, вступившее в законную силу, которым в удовлетворении требований Сулейманова Г.К. о заключении договора найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отказано. Таким образом, имеется вступившее в законную силу решение по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. После прекращения трудовых отношений с Сулеймановым Г.К. договор специализированного найма жилого помещения с уволенным сотрудником прекращается, в настоящее время заключить договор с лицом, не состоящим на службе в МВД по РК, не представляется возможным.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Министерство внутренних дел по Республике Крым обратилось в суд с иском к Сулейманову Г.К., Сулеймановой Г.А., Сулейманову К.Г., Сулейманову М.Г. о возложении обязанности освободить незаконно занимаемое жилое помещение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и передать его Министерству внутренних дел по Республике Крым в освобожденном состоянии, взыскать задолженность по коммунальным платежам.
Сулейманов Г.К. подал встречное исковое заявление, просил признать отказ жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Крым, оформленный протоколом № № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным, признать его проживающим на условиях договора специализированного найма жилого помещения по адресу: <адрес>, обязать Министерство внутренних дел по Республике Крым заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Свои требования в части возложения на Министерство внутренних дел по Республике Крым обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения мотивировал тем, что он на законных основаниях занимает служебную жилую площадь, и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», имеет право на заключение договора найма служебного жилого помещения.
Решением Евпаторийского городского суда Республики от 07 сентября 2020 года Сулейманов Г.К., Сулейманова Г.А., Сулейманов К.Г., Сулейманов М.Г. выселены из квартиры, расположенной по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения; исковые требования МВД по РК к Сулейманову Г.К. о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги оставлены без рассмотрения. Исковые требования Сулейманова Г.К. к МВД по РК о признании решения незаконным, понуждении к выполнению определенных действий удовлетворены частично, признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РК, оформленное протоколом № № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Сулейманову Г.К. в постановке на очередь на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в удовлетворении остальных требований Сулейманова Г.К. отказано. Отсрочено исполнение решения суда в части выселения ответчиков до 08.01.2021.
Таким образом, решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года Сулейманову Г.К. отказано в удовлетворении требований о возложении на Министерство внутренних дел по Республике Крым обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Министерство внутренних дел по Республике Крым оспаривало данное решение в части удовлетворения требований Сулейманова Г.К.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 01 марта 2021 года, оставленным без изменения определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года отменено в части удовлетворения исковых требований Министерства внутренних дел по Республике Крым к Сулейманову Г.К., Сулеймановой Г.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: Сулейманова К.Г. и Сулейманова М.Г. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Принято в указанной части новое решение, которым в иске Министерству внутренних дел по Республике Крым к Сулейманову Г.К., Сулеймановой Г.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: Сулейманова К.Г. и Сулейманова М.Г., о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года № № передана из государственной собственности Республики Крым безвозмездно в федеральную собственность.
Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года № №, указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за МВД по РК.
Как усматривается из сведений, поступивших из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, правообладателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является МВД по РК.
Согласно письму департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от 29 марта 2019 года, квартиру, расположенную по адресу; <адрес>, невозможно отнести к специализированному жилому фонду, поскольку в нарушение п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 26 января 2006 года, отсутствуют сведения об отсутствии обременения на указанную квартиру.
Письмом Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ за № № на обращение Сулейманова Г.К. от 08.11.2021 (вх № №), истцу дан ответ о невозможности заключения с ним договора найма жилого помещения в связи с тем, что он не является сотрудником органов МВД по Республике Крым (л.д. 40).
Сулейманов Г.К. проходил службу в ОВД России с 11 июля 1994 года. 07 апреля 2015 года переведен из Республики Дагестан в ОВД г. Евпатории на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска.
ДД.ММ.ГГГГ года приказом № № л\с Сулейманов Г.К. уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины.
На момент увольнения со службы выслуга ответчика составляла в календарном исчислении 26 лет 11 месяцев 27 дней.
В период службы в Республике Дагестан Сулейманов Г.К. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, после перевода в Республику Крым также поставлен на аналогичный учет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Сулейманов Г.К. на законных основаниях приобрел право пользования служебным помещением, находящимся в оперативном управлении ответчика, и такое право после прекращения трудовых отношений с МВД по Республике Крым не утратил и имеет право пользования до предоставления другого жилого помещения в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах, проживание, не подлежащего выселению Сулейманова Г.К. и членов его семьи, в спорном жилом помещении без заключенного в установленном порядке договора найма, противоречит принципу правовой определенности.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи, основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на его основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу.
Согласно п. 5, 6, 8, 11, 12 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.05.2012 № 490 г. Москва «Об организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного, фонда ОВД Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях», ведение учета жилых помещений возлагается на подразделения системы МВД России, на балансе которых находятся данные жилые помещения.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовые актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Жилищным кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (части 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные, частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Частью 8 данной нормы предусмотрено, что Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (часть 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (часть 3).
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (и. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены, в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности со статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года №217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнительных, по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, льгот для сотрудников полиции, не может расцениваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в ч. 1 ст. 44 которого, также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых, жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В силу ч.2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семья нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Право обеспечения жилыми помещениями предусмотрено также ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которой, обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие данного постановления Правительства РФ приказом МВД России № 491 от 06 мая 2012 года утверждена Инструкция по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях).
В соответствии с п.п. 6, 8 данной Инструкции, решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда принимается жилищной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, создаваемой в центральном аппарате МВД России приказом МВД России, а в подразделениях системы МВД России - приказом начальника (руководителя) подразделения системы МВД России.
Решение принимается комиссией на основании личного рапорта (заявления) сотрудника (гражданского служащего, работника), написанного в произвольной форме, в котором указываются совместно проживающие с ним члены его семьи.
Перед принятием решения комиссией подлежат рассмотрению документы, представленные сотрудником, перечень которых приведен в п. 8 Инструкции.
Таким образом, реализация права на предоставление служебного жилого помещения обусловлена необходимостью обращения сотрудника в соответствующую жилищную комиссию.
Из указанного выше судебного акта следует, что, как установлено судебной коллегией, 16 января 2019 года, Сулейманов Г.К. с рапортом о предоставлении ему служебного жилого помещения обращался, документы, необходимые для решения данного вопроса, представил.
Приказом Министерства внутренних дел по Республике Крым от 19 ноября 2018 года № № утверждено Типовое положение о жилищно- бытовой комиссии МВД по Республике Крым.
Представленный Сулеймановым Г.К. пакет документов для постановки на учет по обеспечению специализированным жилым помещением, соответствовал требованиям, изложенным в п. 8 вышеизложенной Инструкции, поскольку информация об отсутствии у Сулеймановой (до брака Яровой) Г.А. в собственности недвижимого имущества уже имелась в материалах дела жилищно-бытовой комиссии на дату постановления семьи Сулеймановых на учет в 2014 году в Республике Дагестан.
Приведенным выше апелляционным определением установлено, что совокупностью представленных по делу доказательств подтверждается, что Сулейманов Г.К. с семьей занимает спорное жилое помещение, фактически предоставленное ему работодателем в период службы, как служебное, о чем свидетельствуют содержащиеся в деле письма ОВД, фотоматериал и инвентарная ведомость о передаче квартиры на хранение. При этом, семья ответчика обладает статусом нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку в их семье имеется ребенок-инвалид, что в силу вышеизложенных положений ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии оснований для его выселения с семьей без предоставления другого жилого помещения.
Судом не приняты во внимание доводы ответчика об отсутствии у Сулейманова Г.К. оснований для вселения и проживания в спорной квартире, о том, что квартира не является служебным помещением, поскольку они противоречат установленным вступившим в законную силу решением суда обстоятельствам, которые не подлежат оспариванию.
Пунктами 11,12 Инструкции установлено, что на основании решения комиссии подразделение системы МВД России заключает с сотрудником договор найма в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.
После отмены судом решения жилищно-бытовой комиссией об отказе Сулейманову Г.К. в постановке на учет, как нуждающемуся в предоставлении жилого помещения, истец 08.11.2021 повторно обратился в МВД за заключением договора найма жилого помещения, однако, ответом МВД по Республике Крым от 30.11.2021, ему отказано, поскольку на истца, являющегося пенсионером ОВД РФ, не распространяется действие Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ».
Данный отказ послужил новым основанием для обращения Сулейманова Г.К. с настоящим иском в суд, в связи с чем, утверждение ответчика о необходимости прекращения производства по делу, является безосновательным.
В настоящее время, истец, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, состоит в списках для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, о чем имеется распоряжение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Крым.
Факт законности вселения истца и его семьи (при отсутствии ордера на вселение) в квартиру установлен Верховным Судом РК, как и тот факт, что Федеральный закон, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не смотря на вышеизложенные обстоятельства, данные социальные гарантии ответчиком в настоящее время не соблюдаются.
Истцом добросовестно оплачиваются услуги по содержанию квартиры, что подтверждается соответствующими договорами. Факт законного вселения в спорную квартиру, а также факт законного приобретения права пользования данной квартирой установлен решением суда, в связи с чем, дополнительному доказыванию не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 ноября 2023 года.
Судьи: