Решение по делу № 2-8645/2019 от 03.09.2019

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,    

при секретаре Биглер Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

30 сентября 2019 года гражданское дело по иску Васага Р.О. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

установил:

Васага Р.О. обратилась в суд к ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с иском о признании права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Заявленные требования мотивирует тем, что являясь неработающим пенсионером, воспользовалась правом на возмещение затрат по проезду, пенсионным органом выплачена соответствующая компенсация в размере 9 235 рублей 80 копеек. Впоследующем, в связи с тем, что на момент обращения за выплатой компенсации истец трудоустроилась, ответчиком направлена претензия о добровольном возврате излишне выплаченных денежных средств. Полагая действия пенсионного органа незаконными, обратилась в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании истец и её представитель на удовлетворении заявленных требований настаивают по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика в суде не присутствует, о времени и месте извещена надлежаще. В иске просит отказать по доводам, приведенным в письменных возражениях, поскольку на период обращения за компенсацией истец была трудоустроена, в то время как оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда предусмотрена только для неработающих пенсионеров.

Суд счел возможным рассмотреть дело по представленным письменным доказательствам, при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления гражданам государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную поддержку названной категории граждан.

К числу такого рода мер относится, в частности, установленная для пенсионеров - получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, которая осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации (статья 34).

По своей правовой природе данная мера государственной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования входит в компетенцию законодателя, который был вправе поручить решение этих вопросов Правительству Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года № 509-О и от 4 октября 2012 года № 1768-О).

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 1 апреля 2005 года № 176 утвердило Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, закрепляющие возмещение для указанной категории граждан фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Согласно п. 1 Правил, компенсация стоимости проезда предоставляется неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

На основании п. 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В судебном заседании установлено, что Васага Р.О. проживает в г. ..., то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с ** ** ** является пенсионером.

В период с ** ** ** истец ездила отдыхать в г. ..., самостоятельно организовав свой отдых, при этом понесла расходы по оплате проезда по территории Российской Федерации. В подтверждение факта пребывания на отдыхе истцом представлены проездные документы, подтверждающие проезд к месту проведения отдыха и обратно.

** ** ** истец обратилась в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с заявлением о выплате расходов по проезду.

** ** ** ГУ УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) принято решение №... о выплате Васага Р.О. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме ...

В то же время, как следует из протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм компенсации расходов на оплату стоимости проезда от ..., установлен факт излишней выплаты компенсации в сумме ..., в связи с осуществлением Васагой Р.О. трудовой деятельности по трудовому договору заключенному с ООО «...» на дату подачи заявления, что является нарушением п. 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утв. постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176; поскольку, по мнению ответчика, Васага Р.О. на момент обращения за компенсацией не относилась к категории неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Установлено, что на основании приказа ООО «...» от ** ** ** №..., ** ** ** года Васага Р.О. принята на работу в ....

Приказом от ** ** ** №..., ** ** ** года истец уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).

Действующее законодательство не содержит понятие "неработающий пенсионер".

Частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к категории занятых граждан отнесены граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, а также граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.

Из положений статей 33 и 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 № 4520-1 следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из системного толкования положений Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует, что неработающим является пенсионер, который не осуществляет деятельности по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, за которую получает вознаграждение, являющееся объектом обложения страховых взносов, и не относится к застрахованным лицам.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для признания права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях из Пенсионного фонда РФ является установление факта отсутствия работы по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, и не осуществление иного вида деятельности, в период которого лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию.

В то же время, ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

По делу бесспорно установлено, что на момент обращения за выплатой компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно истец была трудоустроена, при этом период работы включен пенсионным органом в страховой стаж.

Таким образом, по убеждению суда, на момент обращения Васага Р.О. в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с заявлением о компенсации возмещения фактически произведенных расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, а также в период, в котором она имела право на компенсацию, а именно: с ** ** ** года, истец относилась к категории работающих пенсионеров, и в этой связи права на компенсацию не имела.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Васага Р.О. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий

2-8645/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Васага Роза Орынбасаровна
Ответчики
ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное)
Другие
Малова Мария Сергеевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее