Решение по делу № 2-1287/2022 от 24.05.2022

УИД 68RS0002-01-2021-003374-85

Дело № 2-1287/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 02 » августа 2022 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Абрамовой С.А.

с участием прокурора Татаринова С.Г.,

при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,

при участии представителя истца Корабанова А.Н., ответчиков Попова В.А., Зайкановой С.В., представителя третьего лица Жернякова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Тамбова Тамбовской области к Попову В.А., Зайкановой С.В. о выкупе жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.Тамбова обратилась в суд с иском к Попову В.А., Зайкановой (ранее – Поповой) С.В. о выкупе жилого помещения по адресу: ***, в собственность городского округа – город Тамбов, за выкупную цену, определенную судебной экспертизой, прекращении права собственности на жилое помещение, в обоснование иска указав, что на основании решения горисполкома от 09.10.1975г. №1568 данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Считает, что в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственники квартиры имеют право выбора способа обеспечения их жилищных прав – предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Ответчикам предлагалось заключить договор мены на иное жилое помещение, от чего ни отказались. Возможно внезапное обрушение конструкций дома, что создает реальную опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тарасова А.А., Попова Г.В., Жернякова М.В.

В судебном заседании представитель истца администрации г. Тамбова Корабанов А.Н. поддержал предъявленные требования в полном объеме. При этом с заключением судебной экспертизы ООО ОПЦ «Альтаир» не согласился, считая определенную экспертом выкупную цену необоснованно завышенной, заявлял ходатайство о проведении повторной (дополнительной) судебной экспертизы по вопросу определения выкупной цены квартиры и аварийности дома, которое судом оставлено без удовлетворения.

Ответчики Попов В.А., Зайканова С.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска, согласились с заключением судебной экспертизы. При этом пояснили, что жилой дом не является аварийным, проведен его ремонт.

Третьи лица Тарасова А.А., Попова Г.В., Жернякова М.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о слушании дела.

Представитель третьего лица Жерняковой М.В. Жерняков А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что его доверитель является собственником соседней *** данного жилого дома, дом не является аварийным, проведен его капитальный ремонт. К Жерняковой М.В. также предъявлялся в суд иск администрацией г.Тамбова о выкупе жилого помещения, в удовлетворении которого судом отказано на основании заключения судебной экспертизы, согласно которой, дом аварийным не является.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006года, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

С принятием данного закона обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 2 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства" под аварийным жилищным фондом в рамках реализации данного закона понимается- совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Переселение граждан из такого жилищного фонда предусматривает принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. (п.3 ст. 2 Федерального закона №185-ФЗ).

Постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. №414 утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 г.г.

Целями и задачами данной программы является обеспечениеустойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; улучшение условий проживанияграждан; проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условийпереселенияиз аварийного жилищного фонда; эффективное использование бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан.

Программой предусмотрено переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии с частями1-9 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачётом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путём заключения договоров мены или купли-продажи.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч.4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Однако нормы ст. 32 Жилищного кодекса РФ подлежат применению к спорным правоотношениям в совокупности с требованиями областной адресной программы по переселению и Федерального закона от 2 июля 2007 года N 185-ФЗ. Как указано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме применяются нормы частей1-3, 5-9 статьи32 ЖК РФ. При этом положения части4 статьи32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Согласно ч.9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Частью 3 статьи16 Федерального закона от 21 июля 2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, *** признан аварийным в 1975 году (л.д. 22).

Постановлением администрации Тамбовской области от 15 апреля 2011 года № 377 была утверждена областная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011- 2012 годы, в которую включен и данный дом.

Администрация г. Тамбова 23.03. 2012 года приняла постановление № 2240 о заключении с Поповым В.А. договора мены, принадлежащей ему квартиры на ***, принадлежащей муниципальному образованию города Тамбова.

Между тем, право собственности на *** принадлежит не только Попову В.А. – 3/4 доли, но и Зайкановой (ранее – Поповой) С.В. -1/4 доля, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.51), с которой никаких переговоров о выкупной цене квартиры и о выселении не велись вовсе.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.05.2013г. администрации г. Тамбова отказано в иске к Попову В.А., Поповой Г.В., Поповой С.В., Тарасовой А.А. о признании заключенным договора мены *** без доплаты между Поповым В.А. и Поповой С.В. с одной стороны и администрацией г. Тамбова с другой стороны, с передачей в собственность Попову В.А. 3\4 доли квартиры, Поповой С.В. 1\4 доли ***, в собственность муниципального образования городского округа- *** и о выселении Попова В.А., Поповой Г.В., Поповой С.В., Тарасовой А.А.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что мена принадлежащей ответчикам Поповым А.В. и С.В. квартиры невозможна, поскольку между администрацией г.Тамбова и Поповыми В.А и С.В. не достигнуто соглашение о предоставлении указанных жилых помещений; более того, предоставление жилого помещения по соглашению с собственником может быть при условии соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции, которая истцом соблюдена не была.

Согласно подпунктам «г», «д» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдение предусмотренной частями2-4 статьи32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть2 статьи32ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть3 статьи32ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть4 статьи32ЖК РФ).

При этом исходя из положенийчасти4 статьи32ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собойотказв иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) овыкупежилогопомещения.

Однако доказательств направления собственникам жилого помещения требования о сносе аварийного дома, принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, до настоящего времени администрацией г.Тамбова не представлено, что расценивается судом в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

В ходе судебного разбирательства судом по ходатайству представителя истца была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. Согласно заключению судебной экспертизы ООО ОПЦ «Альтаир» №02/22 от 10.01.2022г., рыночная стоимость *** составляет *** руб. При этом в исследовательской части экспертного заключения содержится выводы, что состояние здания хорошее, износ здания составляет 43%. Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО9 поддержал заключение судебной экспертизы, пояснил, что жилой дом не является аварийным.

Каких-либо возражений относительно порядка, квалификации специалиста, производившего экспертное исследование, методики исследования, представителем истца суду не представлено. Анализируя выводы и порядок исследования, суд приходит к выводу, что указанное заключение основано на действующей нормативной базе; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 14.07.2022г. администрации г.Тамбова в удовлетворении исковых требований к Жерняковой М.В. (собственнику квартиры в том же доме литер А) о принудительном выкупе жилого помещения отказано. При этом суд исходил, в том числе, из заключения судебной экспертизы АНО «Судебный экспертно-криминалистический центр» от 03.06.2022г. № 261/10/22/СЭ, согласно которому, *** не является аварийной и подлежащей сносу, при этом отсутствует опасность ее внезапного разрушения, функционирование конструкций квартиры допустимо в дальнейшем.

Отказывая в удовлетворении ходатайства представителя истца о назначении повторной (дополнительной) судебной экспертизы, суд исходит из того, что им не доказано наличие каких-либо сомнений в правильности и обоснованности ранее данного заключения; собранных по делу доказательств в совокупности достаточно для вывода о том, что жилой дом литер А по данному адресу аварийным не является, - соответственно, основания для проведения такой экспертизы отсутствуют.

С учетом вышеизложенным обстоятельств, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований администрации г. Тамбова Тамбовской области к Попову В.А., Зайкановой С.В. о выкупе жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации г.Тамбова к Попову В.А. (паспорт серии ***), Зайкановой С.В. (паспорт серии ***) о выкупе жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья С.А.Абрамова

Решение суда в окончательной форме составлено 09 августа 2022 года.

Судья С.А.Абрамова

УИД 68RS0002-01-2021-003374-85

Дело № 2-1287/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 02 » августа 2022 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Абрамовой С.А.

с участием прокурора Татаринова С.Г.,

при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,

при участии представителя истца Корабанова А.Н., ответчиков Попова В.А., Зайкановой С.В., представителя третьего лица Жернякова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Тамбова Тамбовской области к Попову В.А., Зайкановой С.В. о выкупе жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.Тамбова обратилась в суд с иском к Попову В.А., Зайкановой (ранее – Поповой) С.В. о выкупе жилого помещения по адресу: ***, в собственность городского округа – город Тамбов, за выкупную цену, определенную судебной экспертизой, прекращении права собственности на жилое помещение, в обоснование иска указав, что на основании решения горисполкома от 09.10.1975г. №1568 данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Считает, что в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственники квартиры имеют право выбора способа обеспечения их жилищных прав – предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Ответчикам предлагалось заключить договор мены на иное жилое помещение, от чего ни отказались. Возможно внезапное обрушение конструкций дома, что создает реальную опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тарасова А.А., Попова Г.В., Жернякова М.В.

В судебном заседании представитель истца администрации г. Тамбова Корабанов А.Н. поддержал предъявленные требования в полном объеме. При этом с заключением судебной экспертизы ООО ОПЦ «Альтаир» не согласился, считая определенную экспертом выкупную цену необоснованно завышенной, заявлял ходатайство о проведении повторной (дополнительной) судебной экспертизы по вопросу определения выкупной цены квартиры и аварийности дома, которое судом оставлено без удовлетворения.

Ответчики Попов В.А., Зайканова С.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска, согласились с заключением судебной экспертизы. При этом пояснили, что жилой дом не является аварийным, проведен его ремонт.

Третьи лица Тарасова А.А., Попова Г.В., Жернякова М.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о слушании дела.

Представитель третьего лица Жерняковой М.В. Жерняков А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что его доверитель является собственником соседней *** данного жилого дома, дом не является аварийным, проведен его капитальный ремонт. К Жерняковой М.В. также предъявлялся в суд иск администрацией г.Тамбова о выкупе жилого помещения, в удовлетворении которого судом отказано на основании заключения судебной экспертизы, согласно которой, дом аварийным не является.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006года, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

С принятием данного закона обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 2 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства" под аварийным жилищным фондом в рамках реализации данного закона понимается- совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Переселение граждан из такого жилищного фонда предусматривает принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. (п.3 ст. 2 Федерального закона №185-ФЗ).

Постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. №414 утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 г.г.

Целями и задачами данной программы является обеспечениеустойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; улучшение условий проживанияграждан; проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условийпереселенияиз аварийного жилищного фонда; эффективное использование бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан.

Программой предусмотрено переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии с частями1-9 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачётом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путём заключения договоров мены или купли-продажи.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч.4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Однако нормы ст. 32 Жилищного кодекса РФ подлежат применению к спорным правоотношениям в совокупности с требованиями областной адресной программы по переселению и Федерального закона от 2 июля 2007 года N 185-ФЗ. Как указано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме применяются нормы частей1-3, 5-9 статьи32 ЖК РФ. При этом положения части4 статьи32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Согласно ч.9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Частью 3 статьи16 Федерального закона от 21 июля 2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, *** признан аварийным в 1975 году (л.д. 22).

Постановлением администрации Тамбовской области от 15 апреля 2011 года № 377 была утверждена областная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011- 2012 годы, в которую включен и данный дом.

Администрация г. Тамбова 23.03. 2012 года приняла постановление № 2240 о заключении с Поповым В.А. договора мены, принадлежащей ему квартиры на ***, принадлежащей муниципальному образованию города Тамбова.

Между тем, право собственности на *** принадлежит не только Попову В.А. – 3/4 доли, но и Зайкановой (ранее – Поповой) С.В. -1/4 доля, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.51), с которой никаких переговоров о выкупной цене квартиры и о выселении не велись вовсе.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.05.2013г. администрации г. Тамбова отказано в иске к Попову В.А., Поповой Г.В., Поповой С.В., Тарасовой А.А. о признании заключенным договора мены *** без доплаты между Поповым В.А. и Поповой С.В. с одной стороны и администрацией г. Тамбова с другой стороны, с передачей в собственность Попову В.А. 3\4 доли квартиры, Поповой С.В. 1\4 доли ***, в собственность муниципального образования городского округа- *** и о выселении Попова В.А., Поповой Г.В., Поповой С.В., Тарасовой А.А.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что мена принадлежащей ответчикам Поповым А.В. и С.В. квартиры невозможна, поскольку между администрацией г.Тамбова и Поповыми В.А и С.В. не достигнуто соглашение о предоставлении указанных жилых помещений; более того, предоставление жилого помещения по соглашению с собственником может быть при условии соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции, которая истцом соблюдена не была.

Согласно подпунктам «г», «д» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдение предусмотренной частями2-4 статьи32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть2 статьи32ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть3 статьи32ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть4 статьи32ЖК РФ).

При этом исходя из положенийчасти4 статьи32ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собойотказв иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) овыкупежилогопомещения.

Однако доказательств направления собственникам жилого помещения требования о сносе аварийного дома, принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, до настоящего времени администрацией г.Тамбова не представлено, что расценивается судом в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

В ходе судебного разбирательства судом по ходатайству представителя истца была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. Согласно заключению судебной экспертизы ООО ОПЦ «Альтаир» №02/22 от 10.01.2022г., рыночная стоимость *** составляет *** руб. При этом в исследовательской части экспертного заключения содержится выводы, что состояние здания хорошее, износ здания составляет 43%. Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО9 поддержал заключение судебной экспертизы, пояснил, что жилой дом не является аварийным.

Каких-либо возражений относительно порядка, квалификации специалиста, производившего экспертное исследование, методики исследования, представителем истца суду не представлено. Анализируя выводы и порядок исследования, суд приходит к выводу, что указанное заключение основано на действующей нормативной базе; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 14.07.2022г. администрации г.Тамбова в удовлетворении исковых требований к Жерняковой М.В. (собственнику квартиры в том же доме литер А) о принудительном выкупе жилого помещения отказано. При этом суд исходил, в том числе, из заключения судебной экспертизы АНО «Судебный экспертно-криминалистический центр» от 03.06.2022г. № 261/10/22/СЭ, согласно которому, *** не является аварийной и подлежащей сносу, при этом отсутствует опасность ее внезапного разрушения, функционирование конструкций квартиры допустимо в дальнейшем.

Отказывая в удовлетворении ходатайства представителя истца о назначении повторной (дополнительной) судебной экспертизы, суд исходит из того, что им не доказано наличие каких-либо сомнений в правильности и обоснованности ранее данного заключения; собранных по делу доказательств в совокупности достаточно для вывода о том, что жилой дом литер А по данному адресу аварийным не является, - соответственно, основания для проведения такой экспертизы отсутствуют.

С учетом вышеизложенным обстоятельств, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований администрации г. Тамбова Тамбовской области к Попову В.А., Зайкановой С.В. о выкупе жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации г.Тамбова к Попову В.А. (паспорт серии ***), Зайкановой С.В. (паспорт серии ***) о выкупе жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья С.А.Абрамова

Решение суда в окончательной форме составлено 09 августа 2022 года.

Судья С.А.Абрамова

2-1287/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Ленинского района г. Тамбова
администрация г. Тамбова
Ответчики
Попова ( Зайканова) Светлана Владимировна
Попов Владимир Алексеевич
Другие
Тарасова Анна Акимовна
Жерняков Александр Евгеньевич
Иванченко Роман Борисович
Жернякова Мария Васильевна
Попова Галина Васильевна
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Абрамова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
sud24.tmb.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.05.2022Передача материалов судье
24.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее